Урок русского языка в 5 классе по УМК Т.А. Ладыженской. Тема «Буквы И-Ы после Ц»

4
0
Материал опубликован 18 January 2019

Бочкарёва Галина Рудольфовна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ СОШ № 12 г.Новоалтайска

Урок русского языка в 5 классе «Буквы И-Ы после Ц»

Ход урока:

Целеполагание:

Ребята, тема нашего урока : Буквы И –Ы после Ц.

Мы уже обсуждали эту тему?

Значит, тема новая , и в соответствии с этим какие учебные задачи мы должны решить на уроке? (учащиеся совместно с учителем формулируют задачи):

- Узнать: когда пишутся буквы и , а когда ы после ц

- есть ли слова-исключения

Научиться: находить слова на изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Использовать слова с данной орфограммой в собственной речи

Актуализация изученных знаний.

С орфограммами на правописание каких-либо букв в определённой позиции мы уже знакомы?

Какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? ( правописание о-ё после шипящих в корне слов)

Давайте повторим её и проверим , как усвоили.

Мы с вами повторение проведём в форме давно знакомой игры. Вспомним её правила ( ответ должен быть аргументирован и подтверждён примерами)

Игра «Верю – не верю» ( задание было дано 2 учащимся, которые выходят к доске и задают свои вопросы на усвоение предыдущей темы)

Сделаем вывод : буквы ё – о пишутся……… (ученикам предлагается закончить предложение)

Изучение нового материала.

Как вы думаете, в чём сходство изученной на прошлом уроке орфограммы с той, что мы будем изучать? (правописание связано с определённой позицией букв в слове)

И, согласно нашим учебным задачам, мы должны с вами теперь ………(дети определяют этап изучения темы)

Возьмите в руки карточки, лежащие на партах.

--опорный материал : карточки на партах (слова с выделенными буквами)

цЫганский, цИрк, цИтрусовый, для царицЫ, синицЫн, лекцИя, иллюстрацИя, цЫплёнок

--прочитайте слова вслух

--что вы произносите на месте выделенных букв?

? (везде ы)

--а в каких морфемах я выделила буквы? Сделайте вывод о написании И- Ы

--В корне у нас , оказывается, произносятся и Ы ,и Ы, получается у нас некое затруднение. Где мы можем разрешить наши затруднения?

-- Учебник стр. 39 правило + таблица

Итак, мы с вами выполнили одну из задач, которую перед собой поставили, какую ? – узнать.

Вооружившись теоретическими знаниями движемся дальше, и следующая наша задача- научиться применять это правило!

--создадим алгоритм наших действий : чтобы выбрать, какую букву писать , нужно(учащиеся совместно с учителем создают алгоритм ):

1) прочитать слово

2) определить , в какой морфеме (части слова) искомая буква

3) соотнести с правилом

IV. Закрепление изученных знаний.

Распределительный диктант по упр. № 462 (доска)

Самостоятельная работа – упр. № 463 (2 –й абзац)

Дополнительно : согласно нашим задачам, мы не только должны научиться применить правило, но и……. (использовать слова на изучаемую орфограмму в собственной речи)

Составьте и запишите в тетрадь 2 предложения со словосочетаниями из упр.

Получилось использовать в собственной речи? Молодцы!

Рефлексия:

Итак, сегодня на уроке мы поставили перед собой несколько учебных задач, удалось их выполнить?

--что вы узнали на уроке?

--научились ли применять правило?

-- как вы оцените свою работу на уроке : хорошо\ удовлетворительно

--проверить это вы сможете с помощью д\р

VI. Домашнее задание.

Упр. № 465 параграф 87 – правило

VII. Итоги урока . Выставление оценок .

Визитная карточка урока.

1

Учитель

Бочкарёва Галина Рудольфовна

2

Методическая тема

Реализация системно – деятельностного подхода в основной и средней школе.

3

Предмет

Русский язык

4

Класс

5

5

Тема урока

Буквы И – Ы после Ц.

6

Предыдущая тема

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

7

УМК

ФГОС Русский язык 5-9 классы. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.

8

Цели и задачи урока (через ожидаемый результат; формирование УУД)

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило правописания и-ы после ц; слова-исключения

уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора и правильного написания.

Формирование УУД:

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий;

Регулятивные: осознание самого себя как движущую силу своего научения , своей способности к преодолению препятствий и самокоррекции ;

Познавательные : умение объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.

9

Этапы урока с указанием основных форм и методов обучения

I.Целеполагание : групповая работа, эвристическая беседа. Постановка проблемы и деление её на подпроблемы .

II. Актуализация изученных знаний: диалоговый метод в форме беседы, проблемная ситуация, гипотеза и доказательство её сущности.

III.Изучение нового материала: исследовательский метод, групповая работа, фронтальная беседа; алгоритмический метод.

IV.Закрепление изученных знаний: исследовательский метод, работа с учебником, индивидуальная , фронтальная .

VI.Рефлексия: эвристическая беседа .

VII.Домашнее задание.

VII.Итоги урока.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.