Урок русского языка в 5 классе по УМК Т.А. Ладыженской. Тема «Буквы И-Ы после Ц»
Бочкарёва Галина Рудольфовна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ СОШ № 12 г.Новоалтайска
Урок русского языка в 5 классе «Буквы И-Ы после Ц»
Ход урока:
Целеполагание:
Ребята, тема нашего урока : Буквы И –Ы после Ц.
Мы уже обсуждали эту тему?
Значит, тема новая , и в соответствии с этим какие учебные задачи мы должны решить на уроке? (учащиеся совместно с учителем формулируют задачи):
- Узнать: когда пишутся буквы и , а когда ы после ц
- есть ли слова-исключения
Научиться: находить слова на изучаемую орфограмму и правильно писать их.
Использовать слова с данной орфограммой в собственной речи
Актуализация изученных знаний.
С орфограммами на правописание каких-либо букв в определённой позиции мы уже знакомы?
Какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? ( правописание о-ё после шипящих в корне слов)
Давайте повторим её и проверим , как усвоили.
Мы с вами повторение проведём в форме давно знакомой игры. Вспомним её правила ( ответ должен быть аргументирован и подтверждён примерами)
Игра «Верю – не верю» ( задание было дано 2 учащимся, которые выходят к доске и задают свои вопросы на усвоение предыдущей темы)
Сделаем вывод : буквы ё – о пишутся……… (ученикам предлагается закончить предложение)
Изучение нового материала.
Как вы думаете, в чём сходство изученной на прошлом уроке орфограммы с той, что мы будем изучать? (правописание связано с определённой позицией букв в слове)
И, согласно нашим учебным задачам, мы должны с вами теперь ………(дети определяют этап изучения темы)
Возьмите в руки карточки, лежащие на партах.
--опорный материал : карточки на партах (слова с выделенными буквами)
цЫганский, цИрк, цИтрусовый, для царицЫ, синицЫн, лекцИя, иллюстрацИя, цЫплёнок
--прочитайте слова вслух
--что вы произносите на месте выделенных букв?
? (везде ы)
--а в каких морфемах я выделила буквы? Сделайте вывод о написании И- Ы
--В корне у нас , оказывается, произносятся и Ы ,и Ы, получается у нас некое затруднение. Где мы можем разрешить наши затруднения?
-- Учебник стр. 39 правило + таблица
Итак, мы с вами выполнили одну из задач, которую перед собой поставили, какую ? – узнать.
Вооружившись теоретическими знаниями движемся дальше, и следующая наша задача- научиться применять это правило!
--создадим алгоритм наших действий : чтобы выбрать, какую букву писать , нужно(учащиеся совместно с учителем создают алгоритм ):
1) прочитать слово
2) определить , в какой морфеме (части слова) искомая буква
3) соотнести с правилом
IV. Закрепление изученных знаний.
Распределительный диктант по упр. № 462 (доска)
Самостоятельная работа – упр. № 463 (2 –й абзац)
Дополнительно : согласно нашим задачам, мы не только должны научиться применить правило, но и……. (использовать слова на изучаемую орфограмму в собственной речи)
Составьте и запишите в тетрадь 2 предложения со словосочетаниями из упр.
Получилось использовать в собственной речи? Молодцы!
Рефлексия:
Итак, сегодня на уроке мы поставили перед собой несколько учебных задач, удалось их выполнить?
--что вы узнали на уроке?
--научились ли применять правило?
-- как вы оцените свою работу на уроке : хорошо\ удовлетворительно
--проверить это вы сможете с помощью д\р
VI. Домашнее задание.
Упр. № 465 параграф 87 – правило
VII. Итоги урока . Выставление оценок .
Визитная карточка урока.
1 |
Учитель |
Бочкарёва Галина Рудольфовна |
2 |
Методическая тема |
Реализация системно – деятельностного подхода в основной и средней школе. |
3 |
Предмет |
Русский язык |
4 |
Класс |
5 |
5 |
Тема урока |
Буквы И – Ы после Ц. |
6 |
Предыдущая тема |
Буквы О – Ё после шипящих в корне. |
7 |
УМК |
ФГОС Русский язык 5-9 классы. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. |
8 |
Цели и задачи урока (через ожидаемый результат; формирование УУД) |
Планируемые результаты: Предметные: знать правило правописания и-ы после ц; слова-исключения уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора и правильного написания. Формирование УУД: Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию Метапредметные УУД: Коммуникативные: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий; Регулятивные: осознание самого себя как движущую силу своего научения , своей способности к преодолению препятствий и самокоррекции ; Познавательные : умение объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила. |
9 |
Этапы урока с указанием основных форм и методов обучения |
I.Целеполагание : групповая работа, эвристическая беседа. Постановка проблемы и деление её на подпроблемы . II. Актуализация изученных знаний: диалоговый метод в форме беседы, проблемная ситуация, гипотеза и доказательство её сущности. III.Изучение нового материала: исследовательский метод, групповая работа, фронтальная беседа; алгоритмический метод. IV.Закрепление изученных знаний: исследовательский метод, работа с учебником, индивидуальная , фронтальная . VI.Рефлексия: эвристическая беседа . VII.Домашнее задание. VII.Итоги урока. |