План урока биологии с интегративными элементами «Ненаследственная изменчивость»
Учитель: Сергеева И. Б.
План урока с интегративными элементами.
Тема урока: Типы изменчивости. Ненаследственная изменчивость.
Цели: Раскрыть сущность ненаследственной изменчивости: модификационной и онтогенетической;
Задачи:
Научить определять тип изменчивости по предложенным примерам.
Развивать навыки совместного решения проблем, быстрого анализа и оценки нового материала, наблюдательности, выделять главное
Формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы способствовать интеллектуальному развитию учащихся;
Выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить вариационную кривую.
Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции с экологией, математикой, литературой.
Материал и оборудование:
таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости;
данные учащихся класса по росту каждого;
текст сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
мультимедийный проектор и компьютер
тетради и учебники.
Понятия урока: модификационная изменчивость, качественные и количественные признаки, норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая.
Ход урока:
Деятельность ученика
I. Организационный момент (0,5 минут)
II. Проверка домашнего задания (0,5-1 минута)
-сбор тетрадей по решению задач на проверку (примеры комбинативной и мутационной изменчивости ).
III. Новая тема «Типы изменчивости. Ненаследственная изменчивость»
1.Ненаследственная изменчивость (2-3 минуты).
-работа с доской (тетрадью). «Запишите дату, тему».
«Вспомните, что такое наследственная изменчивость?»
«Сегодня мы остановимся на типах ненаследственной изменчивости. Запишите отличия принципиальное отличие ненаследственной изменчивости от наследственной:»
Тема «Типы изменчивости. Ненаследственная изменчивость»
«Наследственная или генотипическая изменчивость – это изменчивость, которая появляется в связи с изменением генетического материала»
«Ненаследственная изменчивость – не предается по наследству, но предрасположенность к ней закреплена генетически. Ненаследственная изменчивость возникает без изменений в генотипе».
2. Модификационная изменчивость (15-18 минут)
1. Объяснение учителя.
«Модификационная (или определенная) изменчивость – возникает под действием внешних воздействий. Все модификации относительны и действуют лишь в конкретных условиях среды, в иных условиях не сохраняются».
«Разберем подробнее на примерах, но для этого «микрофон» вручим группе экологов. Вопросы, на которые не сможет ответить класс, разберут экологи, но за консультацией можно обращаться к учителю».
(Картинки представляются с помощью мультимедийного проектора)
Пример№1. Сосна, растущая в поле и сосновый бор.
Пример№2.
Стрелолист имеет на одном растении три вида листьев
Пример № 3
Морской червь Бонелия
Пример №4.
Загар кожи на солнце летом.
«Спасибо нашим экологам»
Ученики делятся на 3 группы, в зависимости от интересов: группа экологов, группа математиков, и группа литераторов.
За писывают:
«Модификационная (или определенная) изменчивость – возникает под действием внешних воздействий. Все модификации относительны и действуют лишь в конкретных условиях среды, в иных условиях не сохраняются».
Условия для произрастания у одиночной сосны: много света для фотосинтеза, нет конкуренции (пренебрегаем травами), но сильные ветра.
У сосны в бору явная конкуренция за свет и питательные вещества, нет ветров.
Результат: одиночная сосна относительно не высокая (по сравнению с сосной в бору), так как у нее нет надобности тянуться ввверх, к свету. Ее ветви широко распространены по сторонам. Ствол в обхвате достаточно широкий, так как тонкий и высокий ствол может быть повален ветром. Сосне в бору нужно ветре не страшен, и ей нужно тянуться к свету – к источнику питания, иначе она просто погибнет, затененная собратьями. Поэтому ветки у нее короткие, ствол на две трети с низу веток не имеет, так как они отпали, потому что затененные они фотосинтезируют менее эффективно и потребляют питательные вещества («ненужных рты»). Ветки концентрированы на верху. Ствол высокий тонкий по той же причине.
В зависимости от расположения относительно воды листья стрелолиста не только морфологически но и анатомически различны. У листьев над поверхностью воды широкие устьица, которые испаряют воду. Листовая пластинка стреловидная обеспечивает большую площадь поверхности листа У листьев под водой устьиц нет, так как не испаряют воду. При фотосинтез на подводных листьях, используется углекислый газ, растворенный в воде. у них нет надобности в листовой пластинке, поэтому они лентовидные. У листьев на поверхности воды площадь листа больше, в связи с усиленной функцией испарения.
Если личинка бонелии развивается изолировано, то вырастает в самку. Если развивается среди самок, то становится самцом, проникает в хоботок самки и оплодотворяет ее яйцеклетки. То есть становится самцом, когда это необходимо для размножения вида.
На солнце кожа усиленно пигментируется, так как меланин имеет защитную функцию от ультрафиолетовых лучей. Летом кожа загорает, зимой сходит. Это наглядный пример, что модификационная изменчивость носит обратимый характер
3. Норма реакции (7-8 минут)
«М атематики, расшифруйте данный график»
«На этом графике попытка изображения нормы реакции. Найдите в учебнике на странице 91 определение нормы реакции и запишите его в тетрадь».
Пример: «Мы отметим в графике, точки определяющие параметры роста учеников вашего класса»
«Спасибо, нашим математикам»
Если усиливать фактор, то модификационная изменчивость будет проявляться с большей силой. Но до определенного предела. При резком сильном воздействия фактора, реакция может исчезнуть.
«Норма реакции выражает возможный размах изменчивости фенотипа в условиях окружающей среды, но ее пределы обусловлены генотипом особи».
Особи со средними показателями модификационной изменчивости и находящихся в оптимальных условиях среды находятся в максимальном количестве. И в минимальном – особи с крайними показателями. Учеников со средними показателями роста больше, чем низких и высоких.
4. Онтогенетическая изменчивость (10-12 минут)
«Литераторы наши, выделите в тексте сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» описания самого утенка и описание лебедей»
«Но он был какой-то другой, не похожий на всех остальных. Его перышки были не желтого, как положено, цвета, а серого Что ж, серый утенок и вправду не был красавцем, к тому же он ел в два раза больше своих братьев и поэтому ростом был тоже больше их. Он был такой неуклюжий, что все птицы фермы просто-напросто смеялись над ним.
Однажды ранним утром он увидел прекрасных птиц. Он любовался их белоснежными длинными шеями, широкими крыльями и желтыми клювами. Утенок никогда еще не видел таких красивых птиц.
Издав странный крик, они всплеснули великолепными большими крыльями и полетели… Мы лебеди, как и ты, - ласково сказали они ему.»
Генотип утенка не изменился, условия среды вроде и менялись, но они не влияли на его морфологию лебеденка. Если бы условия даже были всегда одни и те же птенец все равно бы вырос и стал взрослой птицей.
Здесь приведены фотографии разных лет Брюса Уиллиса.
Записывают:
«Онтогенетической изменчивостью называют закономерные изменения организма, происшедшие в ходе индивидуального развития».
V. Рефлексия
VI. Домашнее задание.
§ 24-25.
найти 3 примера модификационной изменчивости.
подготовиться к самостоятельной работе по типам изменчивости.