Урок нравственности «Корзина добродетелей людских»
Урок нравственности
«Корзина добродетелей людских»
Возраст и категория участников: обучающиеся 16-17 лет (10-11 класс) и их родители/законные представители
Направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное
Формируемая ценность: человеколюбие и человечность – как абсолютные ценности в истории человечества
Преимущественные виды деятельности: диалог, дискуссия, самоанализ и взаимоанализ по теме.
Планируемые воспитательные результаты:
Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
Метапредметные:
Регулятивные УУД: самостоятельно осуществлять выбор литературы под определённую задачу; оценивать собственную успешность в выполнении заданий;
Познавательные УУД: активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать свой выбор;
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
Цель: способствовать формированию у обучающихся важнейших жизненных ценностей, развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем
Задачи:
1. Воспитывать у обучающихся понимание общечеловеческих ценностей в культуре разных народов.
2. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, духовной красоты, любви к ближнему, побудить их к этому.
Концепция: Тема для разговора выбрана не случайно. Мы живем в трудное время, страшное бездуховностью, ожесточением, цинизмом. И все чаще и чаще ученые, педагоги, психологи высказывают мысль о необходимости духовно-нравственного возрождения.
«Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!» - восклицает поэт Н. Заболоцкий.
И действительно, ничто неподвластно времени. Оно меняет все и всех, непрестанно вносит коррективы в жизнь общества и в представления людей. И часто мы слышим: «Времена уж не те, взгляды не те, вкусы не те». И все же есть то, что существовало во все времена – понятие о человеческих добродетелях.
Содержание: Мероприятие состоит из 4 взаимосвязанных блоков, каждый из которых посвящён одной из общечеловеческих добродетелей. В результате работы над темой блока проходит мини – рефлексия: учащиеся совместно подбирают цвет блоку и выбирают воздушный шарик соответствующего цвета, который привязывается к корзине, в саму корзину складываются ответы участников, написанных на бумаге соответствующего цвета. В завершении участникам предлагается воздушный шар белого цвета, который наполняют их пожелания - обращения ко всему человечеству.
Оборудование: Для презентации и проведения мероприятия были подобраны следующие информационные ресурсы:
Видеоролик «Окно» (песня – притча о человеческой сущности в исполнении Светланы Копыловой) http://www.youtube.com/watch?v=WT0Ex3a7KuQ
Пословицы и поговорки о доброте и духовной красоте разных народов (Приложение 1);
Видеоролик на стихи Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» http://www.youtube.com/watch?v=OrTDTMmp8Ak
Притча о любви (Приложение 2)
Видеоролик «Мужество» https://vimeo.com/162878259
Использовано оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, небольшая корзина, воздушные шарики (желательно наполненные гелием) разных цветов не менее 4 и один шар белого цвета, цветные полоски бумаги по числу участников и в соответствии с цветами воздушных шариков.
Макет проведения урока нравственности «Корзина добродетелей людских»
Вступительное слово ведущего в соответствии с концепцией мероприятия.
Блок I «Доброта» | |
Возможный сценарий развития | Промежуточный результат |
1.Вниманию участников предлагается просмотр видеоролика «Окно» 2. Вопросы для обсуждения: а) О чём эта песня – притча? б) Какие черты характера присущи больному, лежащему у окна? в) Какие черты характера присущи больному, лежащему у двери? 3. Участникам предлагается объяснить смысл пословиц разных народов о добре, доброте. | Рефлексия: Участникам предлагается выбрать воздушный шарик символизирующий доброту: на бумаге жёлтого цвета записать известные им русские пословицы о добре, доброте. |
Блок II «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?» | |
Возможный сценарий развития | Промежуточный результат |
1.Вниманию участников предлагается просмотр видеоролика на стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» 2. Вопросы для обсуждения: а) О чём говорится в стихотворении? б) В чём заключается внутренняя красота человека? в) Что важнее: красота физическая или красота духовная? 3. Участникам предлагается объяснить смысл пословиц разных народов о красоте | Рефлексия: Участникам предлагается выбрать воздушный шарик, символизирующий красоту; на бумаге зелёного цвета написать наиболее важные, на их взгляд, качества, характеризующие человеческую красоту. |
Блок III «Она - полёт души, она – всему начало» | |
Возможный сценарий развития | Промежуточный результат |
1.Вниманию участников предлагается притча о любви 2.Вопросы для обсуждения: а) Почему рука об руку с любовью идут Здоровье и Богатство? б) Являются ли отношения между мужчиной и женщиной единственным возможным вариантом проявления любви? в) Какие чувства пробуждает в душе человека любовь? 3.Участникам предлагается привести примеры истиной любви из классической литературы, мировой истории. | Рефлексия: Участникам предлагается выбрать воздушный шарик, символизирующий любовь; на бумаге красного цвета написать имя человека, которому участник готов сейчас отдать свою любовь |
Блок IV «Мужество» | |
Возможный сценарий развития | Промежуточный результат |
1.Вниманию участников предлагается видеоролик «Мужество» 2. Вопросы для обсуждения: А) Мужество и подвиг – это слова – синонимы? Б) Есть место мужеству в повседневной жизни? Если да, то в чём оно проявляется? В) Можете ли вы назвать людей из вашего окружения мужественными? В чём проявляется их мужество? 3. Участникам предлагается привести примеры мужества людей из классической литературы, мировой истории. | Рефлексия: Участникам предлагается выбрать воздушный шарик, символизирующий мужество; на бумаге синего цвета написать какие черты мужества они находят у себя, своих знакомых и близких. |
Возможный сценарий развития | Итоговый результат |
1.Вопросы для обсуждения: А) О каких добродетелях мы сегодня говорили? Б) Можно ли их назвать общечеловеческими? Почему? В) Считаете ли вы необходимым наличие этих добродетелей у себя и своего ближайшего окружения? 2. «Корзину добродетелей людских». В заключение хочется напомнить вам слова Н. Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | Рефлексия: Наше общение сегодня завершается, но оно не заканчивается. У меня в руках воздушный шар белого цвета, я прошу вас наполнить его вашими пожеланиями своим родным и близким людям, всему миру, всему человечеству. Участникам предлагается на белых листах бумаги написать свои пожелания и озвучить их вслух. Затем все листы помещаются в корзину |
Легоцкая Вера Сергеевна