12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Багатова Тамила288
учитель русского языка и литературы, стаж работы 20 лет, высшая категория
Россия, Ханты-Мансийский АО, Пыть-Ях

 

Пояснительная записка

Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что «все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия». Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

С.А. Шмаков очень образно выражает значение игры, называя ее восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все… А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры… Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные      резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные».

Интеллектуальная игра – вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто – в условиях ограниченного времени и соревнования).

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления. Кроме того, они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции.Особенно интеллектуальные игры значимы для развития творческого мышления, умения рассуждать и высказывать свою точку зрения, умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных курсов по выбору они позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, старшеклассники, студенты и взрослые.

Представляю урок литературы по теме «Уроки нравственности в произведениях литературы» по рассказам: В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», А.И. Куприна «Чудесный доктор», В.Г. Распутина «Уроки французского» и по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот урок в форме интеллектуально-развлекательной игры «Уроки нравственности» был проведен во втором полугодии 2021-2022 учебного года в 6а классе согласно календарно-тематическому планированию.

Интеллектуальная игра «Уроки нравственности» состоит из 5 туров: «Угадай произведение», «Закончи пословицу», «Викторина», «Кроссворд», «Синквейн». Каждый тур содержит задания разной сложности.

Помощниками учителя в проведении игры вступают старшеклассники, они помогают педагогу проверять выполненные задания и, в случае возникающих затруднений, приходят на помощь игрокам команд.

Форма урока:интеллектуальная игра.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, 4 ноутбука (по числу команд), мультимедийная презентация, 4 открытки, наборы карточек с изображениями (красное яблочко, мандарин, пряник, зеленое яблочко), таблицы с правилами игры (по количеству команд), таблица достижений.

Ход урока:

Учитель.Здравствуйте, ребята!

Начало игры (6 мин.)

Деление на группы:

Перед игрой готовятся 4 открытки (по количеству будущих команд). На первой открытке изображено красное яблоко, на второй – мандарин, на третьей – пряник, на четвертой – зеленое яблоко.

Каждая открытка была разрезана на 7 частей (по численности человек в каждой команде). Предварительно переме­шав разрезанные открытки, перед началом урока учитель раздает их обучающимся. По сигналу педагога учащиеся, составляя картинки, организуются в команды.

t1672208615aa.jpg

t1672208615ab.jpg

t1672208615ac.gif

t1672208615ad.jpg

Учитель.На столе вы видите таблички со словами «Доброта», «Милосердие», «Честность», «Дружба» и с изображением, которое вы собрали. Ребята, займите, пожалуйста, место за столами, согласно собранной вами картинке.

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

t1672208615aa.jpg

t1672208615ab.jpg

t1672208615ac.gif

t1672208615ad.jpg

Учитель.Ребята, мы начинаем наш урок. Сегодня наш урок будет проходить в форме интеллектуальной игры «Уроки нравственности».

Учитель. Знаете ли вы, что такое нравственность?

Учитель. По толковому словарю С.И. Ожегова, нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Учитель. Мне хотелось бы начать урок со слов известного русского ученого Дмитрия Лихачева, который сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми».

Учитель.Каждое произведение чему-то нас учит.

Учитель. Ребята, давайте познакомимся с правилами нашей игры. Интеллектуальная игра «Уроки нравственности» состоит из 5 туров: «Угадай произведение», «Закончи пословицу», «Викторина», «Кроссворд», «Синквейн». У каждой команды на столе лежит таблица «Правила игры», в которой указано количество баллов, которые вы можете заработать за выполнение заданий каждого тура. Кроме, если игроки какой-то команды справятся с заданиями тура быстрее обозначенного времени, они могут заработать дополнительные баллы для своей команды.

Правила игры «Уроки нравственности»

Выполненные задания

Название команды

Что получает команда

Тур 1 «Угадай произведение»

За отгаданное с первого раза название произведения команды получают:

 

Цитата для команды предлагается дважды.

За отгаданное со второго раза название произведения команды получают:

 

 

 

 

Если после двух цитат команда не может назвать произведение это могут сделать соперники и получить:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

 

 

 

 

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

 

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

По два красных яблочка

По два мандарина

По два пряника

По два зеленых яблочка

 

 

 

 

Красное яблочко

Мандарин

Пряник

Зеленое яблочко

 

Красное яблочко

Мандарин

Пряник

Зеленое яблочко

За правильное определение автора произведения команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

Красное яблочко

Мандарин

Пряник

Зеленое яблочко

За найденное в словаре значение слова, которое соответствует названию команды, команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

Красное яблочко

Мандарин

Пряник

Зеленое яблочко

За верное объяснение, почему именно это произведение соответствует названию команды, команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

Красное яблочко

Мандарин

Пряник

Зеленое яблочко

За демонстрацию связей, которые, существуют между картинкой, которую команда собрала при делении на группы с содержанием произведения команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

Красное яблочко

Мандарин

Пряник

Зеленое яблочко

Тур 2 «Закончи пословицу

За каждую верно соединенную пословицу команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

По одному красному яблочку

По одному мандарину

По одному прянику

По одному зеленому яблочку

Тур 3 «Викторина»

За каждый верный ответ в викторине команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

По одному красному яблочку

По одному мандарину

По одному прянику

По одному зеленому яблочку

Тур 4 «Кроссворд»

За каждое верное слово в кроссворде и правильное его определение команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

По два красных яблочка

По два мандарина

По два пряника

По два зеленых яблочка

Тур 5 «Синквейн»

За каждую из пяти строк в синквейне команды получают:

Доброта

Милосердие

Честность

Дружба

По одному красному яблочку

По одному мандарину

По одному прянику

По одному зеленому яблочку

Учитель. Ребята, вы собрались в команды «Доброта», «Милосердие», «Честность», «Дружба». На ваших столах лежат словари, которые помогут выполнить вам одно из заданий 1 тура.

Первый тур «Угадай произведение» (7 мин. вместе с ответами)

Учитель. Для каждой группы я буду предлагать по две цитаты из произведения, вам нужно:

По предложенным строкам отгадать название произведения, с которым вы сегодня будете работать, и имя его автора.

Найти в словаре значение слова, которое соответствует названию вашей команды.

Объяснить, почему именно это произведение соответствует названию вашей команды.

Показать связи, которые, на ваш взгляд, существуют между картинкой, которую вы собрали при делении на группы, с содержанием произведения.

Учитель. Кто угадает произведение с первой цитаты, получит два очка, если команда угадает произведение со второй цитаты, она получит по одному очку, а если не угадает со второго раза, это могут сделать соперники и получить очко.

 

t1672208615ae.png

 

t1672208615af.png

t1672208615ag.png

t1672208615ah.png

t1672208615ai.png

t1672208615aj.png

t1672208615ak.png

t1672208615al.png

t1672208615am.png

t1672208615an.png

t1672208615ao.png

t1672208615ap.png

t1672208615aq.png

Ответы

Команда «Доброта»:

У нас рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

Доброта – это стремление помочь людям, не требуя за это благодарности. Это нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле.

Учительница французского, Лидия Михайловна, демонстрирует доброту, спасшую жизнь ученика. Она видит, что Володя нуждается в еде, пытается его прокормить. За это поплатилась работой, но от своего не отступилась. Этот пример доказывает, что доброта – это бескорыстное и добровольное пренебрежение своими интересами ради спасения других.

Володе среди зимы, пришла на школу по почте посылка. Когда он ее открыл в ней лежали макароны и три красных яблока.

Команда «Милосердие»:

У нас произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор».  

Милосердие – это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся.

Николай Пирогов, «чудесный доктор», не прошел мимо чужой беды и помог бедной семье. Он ведь не просто вылечил больного ребенка: он спас шесть жизней: всю семью Мерцаловых. Ведь если бы отчаявшийся глава семьи совершил бы то, что планировал, его семья – жена и четверо детей – умерли бы от голода очень скоро.

Мальчики, стоящие перед окном гастрономического магазина, наблюдали правильные пирамиды мандаринов, стоявшие на прилавках.

Команда «Честность»:

Нам достался рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Честность – это черта характера, говорить правду и стараться не врать ни при каких обстоятельствах, это умение всегда признавать свою неправоту.

В этом рассказе герой поддается плохому влиянию и идет на обман – ягоды съедены, а туесок наполнен травой. Мальчик мучается всю ночь угрызениями совести, его переживания формируют его дальнейшее чувство ответственности за свои поступки. Его страх не перед наказанием, а перед тем, что он обманул доверие близкого человека, учат отличать хорошее от дурного. У автора на долгие годы остается воспоминание о том важном уроке совести.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

Команда «Дружба»:

У нас повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Дружба – личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; одно из лучших нравственных чувств человека. Дружба имеет большое значение для каждого человека, друзья всегда помогут и поддержат. С настоящим другом можно разделить и горе, и радость, верный друг всегда будет рядом.

Для героев повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» дружба также очень важна. Героями этой повести являются мальчик Вася, сын богатого судьи, бедняк Тыбурций и два его ребенка – Валек и Маруся.  Можно сказать, что дружба в этой повести является одной из ключевых тем.

Вася отправлялся к друзьям, предварительно наполнив карманы яблоками, которые мог рвать в саду без запрета, и лакомствами, которые сберегал всегда для своих новых друзей.

Учитель. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А вам понятно, почему мы выбрали эти произведения?

Ученик. Эти произведения учат нас нравственности.

Учитель.Правильно.

Помощники подводят итоги тура, подсчитывают количество набранных каждой командой соответствующих символов (яблочек, мандаринов, пряников).

Второй тур «Собери пословицу» (4 мин.)

Учитель. Ребята, нравственность воспитывается в человеке не только при помощи художественных произведений, но и посредством источников народной мудрости: пословиц и поговорок. Они советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Следующее задание, которое каждая группа будет выполнять, «Закончи пословицу». В первой колонке начало пословицы, во второй конец, но записаны они вразброс. Надо соединить их так, чтобы получились верные фразы.

Задание создано при помощи сервиса Wordwall, который представляет собой многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Для создания упражнения был выбран Шаблон «Сопоставление».

Для команды «Доброта»:

Для команды «Милосердие»

t1672208615ar.png

t1672208615as.png

Для команды «Честность»:

Для команды «Дружба»:

t1672208615at.png

t1672208615au.png

Помощники подводят итоги тура, подсчитывают количество набранных каждой командой соответствующих символов (яблочек, мандаринов, пряников).

Третий тур «Викторина» (6 мин.)

Учитель. Следующее задание «Викторина». Каждой команде предлагается принять участие в викторине на знание текста, соответствующего произведения. За каждый верный ответ на вопрос викторины команда получает по одному очку.

Викторина для первой команды «Доброта» по рассказу «Уроки французского»(Для проведения используется викторина по рассказу «Уроки французского с сайта kupidonia.ru ) https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-rasskazu-uroki-frantsuzskogo

t1672208615av.gifПример викторины:

t1672208615aw.gif

Викторина для второй команды «Милосердие» по рассказу «Чудесный доктор» (Для проведения используется викторина по рассказу «Чудесный доктор» с сайта kupidonia.ru) https://kupidonia.ru/viktoriny-result/viktorina-po-rasskazu-kuprina-chudesnyj-doktor

Викторина для третьей команды «Честность» по рассказу «Конь с розовой гривой» (Для проведения используется викторина по рассказу «Конь с розовой гривой» с сайта kupidonia.ru) https://kupidonia.ru/viktoriny-result/viktorina-po-rasskazu-kon-s-rozovoj-grivoj

Викторина для четвертой команды «Дружба» по повести «Дети подземелья» (Для проведения используется викторина по повести «Дети подземелья» с сайта kupidonia.ru) https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-povesti-deti-podzemelja

Помощники подводят итоги тура, подсчитывают количество набранных каждой командой соответствующих символов (яблочек, мандаринов, пряников).

Физкультминутка (2 мин.)

Учитель. Ребята, то, что вы должны делать сейчас, очень легко описать, но сделать это очень сложно. Тем не менее, сидя на стуле, сделайте круговое движение правой ступней. Повторяйте это упражнение примерно минуту. Продолжая совершать правой ногой круговые движения, напишите в воздухе правой рукой название вашей команды. Выполнить задание будет несколько легче, если вы задействуете обе стороны тела: делайте круговые движения левой ногой, а нарисовать в воздухе название вашей команды попытайтесь правой рукой. Получается?

Тур 4 «Кроссворд» (8 мин.)

Учитель. Перейдем к следующему заданию. В четвертом туре каждой команде необходимо составить кроссворд из семи вопросовпо своему произведению. Для составления кроссворда по списку слов я предлагаю воспользоваться онлайн программой CrossMaker. Вопросы для кроссворда вам необходимо записать в таблице:

По горизонтали:

По вертикали:


 


 


 

 

 

Кроссворды, составленные обучающимися:

От команды «Доброта»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1д

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

5п

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3м

а

к

а

р

о

н

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

о

 

о

 

 

7м

 

 

 

 

2м

о

л

о

к

о

 

и

 

6к

у

б

а

н

ь

 

 

 

 

 

 

 

р

 

з

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

По горизонтали:

По вертикали:

2. Что покупал герой на выигранные деньги?

3. Что было в посылке?

6. Туда уехала Лидия Михайловна после увольнения.

1. Кто застал учительницу за игрой с учеником на деньги

4. Игра, в которую играл герой с учителем

5. Что не получалось у героя с французским языком?

7. От какого заболевания рассказчику наказали пить молоко?

От команды «Милосердие»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6р

 

 

 

 

 

 

4г

 

5п

 

о

 

1п

 

 

3т

р

а

в

а

 

ж

 

и

 

 

 

 

с

 

р

 

д

 

2р

е

ц

е

п

т

 

7к

и

е

в

о

 

 

 

 

р

 

 

 

с

 

г

 

 

 

 

о

 

 

 

т

 

о

 

 

 

 

н

 

 

 

в

 

в

 

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

По вертикали:

2. На чем была написана фамилия доктора?

3. Она была во рту у поросенка.

7. В каком городе происходили события, описываемые в рассказе?

1. Какая фамилия была у доктора, который помог семье Мерцаловых?

4. У какого магазина долго стояли Гриша и Володя?

5. Там встретились Мерцалов и доктор.

6. Во время какого праздника происходят события?

От команды «Честность»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3з

е

м

л

я

н

и

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5т

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4п

р

я

н

и

6к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

т

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

и

 

7л

о

д

к

а

 

1л

а

с

т

о

ч

к

а

 

й

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

По вертикали:

1. Птичка, которую ребята подбили на речке.

3. Ягода, за которой послала рассказчика бабушка.

4. Его обещала купить бабушка.

7. Транспорт, на котором бабушка ездила в город и обратно.

2. Сосед рассказчика

5. Ее рассказчик положил в туесок вместо ягод

6. Плата за молчание, которую потребовал Санька.

От команды «Дружба»:

 

 

 

 

 

 

 

 

5н

 

 

 

 

 

1п

 

2с

у

3д

ь

я

 

 

 

 

 

о

 

 

 

е

 

н

 

 

7б

 

 

д

 

 

 

н

 

ь

 

 

у

 

 

з

 

 

 

ь

 

6к

у

к

л

а

 

е

 

 

 

г

 

а

 

 

к

 

4ж

м

у

р

к

и

 

 

 

 

а

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

По вертикали:

2. Должность отца Васи.

4. Игра, во время которой Тыбурций застал Васю в подземелье.

6. Что скрасило последние дни Маруси?

1. Пристанище изгнанников.

3. То, что отец Васи просил передать Тыбурцию.

5. Человек, заметивший отсутствие куклы у Сони.

7. Хлебобулочное изделие, которое украл Валек на базаре.

Помощники подводят итоги тура, подсчитывают количество набранных каждой командой соответствующих символов (яблочек, мандаринов, пряников).

Тур 5 «Синквейн» (Рефлексия) (4 мин.)

Учитель. Заключительный тур нашей игры называется «Синквейн». Я предлагаю вам составить синквейн к названию своей команды. Давайте вспомним схему синквейна (обучающиеся знакомы с этим приемом) (слайд).

t1672208615ax.png

Синквейны, составленные командами:

 

Доброта

Душевная, сердечная

Исцеляет, помогает, вдохновляет

Доброта сближает всех людей

Радость

Честность

Бесстрашная, искренняя

Побеждает, удивляет, побуждает

Заставляет жить по совести

Спокойствие

Дружба

Крепкая, верная

Помогает, укрепляет, сплачивает

Дружба нужна каждому человеку

Поддержка

 

Милосердие

Бескорыстное, внимательное

Спасает, переживает, возвышает

Чувство идет от души

Сострадание

Помощники подводят итоги тура, подсчитывают количество набранных каждой командой соответствующих символов (яблочек, мандаринов, пряников).

Заключительная часть игры (3 мин.)

Учитель. Давайте определим команду-победителя сегодняшней интеллектуальной игры, для этого подсчитаем, сколько символов (яблочек, мандарин или пряников) собрала каждая команда. (Помощники учителя – старшеклассники подсчитывают итоговое количество собранных командами яблочек, мандарин, пряников и оглашают команду-победителя). Команде-победителю вручается почетная грамота, а каждый член каждой команды,и помощники получают от учителя яблоко или мандарин, или пряник.

Учитель.Ребята, вы сегодня хорошо поработали, по итогам работы всем будут выставлены заслуженные оценки.

Домашнее задание.

Учитель. Мы постепенно готовимся с вами к ОГЭ. Поэтому предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

Что такое доброта?

Что такое дружба?

Что такое милосердие?

Что такое честность?

Учитель. Я желаю, чтобы у каждого из вас были верные друзья, чтобы вы всегда были честными и справедливыми по отношению к себе и окружающим, чтобы вам всегда встречались добрые люди и чтобы вы были милосердны. И тогда наш мир будет намного лучше. До свидания. Удачи вам!

Матрица для эксперта:

Тема и цель урока, сформулированы исходя из целей образовательной программы. Проект урока по теме «Уроки нравственности в произведениях литературы» по рассказам: В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», А.И. Куприна «Чудесный доктор», В.Г. Распутина «Уроки французского» и по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» разработан согласно тематическому планированию уроков литературы в 6 классе на 2021-2022 учебный год по УМК В.Я. Коровиной.

Цель урока: создание условий для развития самореализации учащихся в интеллектуально-развивающей деятельности, содействие развитию самостоятельной поисковой деятельности при определении идейно-нравственного содержания произведений, выделения духовных ценностей, которые делают человека богаче и щедрее.

Задачи:

проанализировать содержание произведения и выяснить, какие уроки преподносит его автор;

развивать речь учащихся;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Значимость игры для ее участников в зависимости от сферы интересов учащихся, их личностных планов.Урок в форме интеллектуальной игры в 6а классе проводился не впервые. Обучающиеся 6а класса с радостью и удовольствием принимают участие в таком типе игр. Как они сами отмечают: интеллектуальная игра учит их принимать сложные, часто нестандартные решения, в игре происходит генерация идей, анализ, проверка и выбор лучших идей, появляются сведения и знания, которые ни один из участников часто не может получить в одиночку, происходит процесс создания абсолютно нового продукта.

Учет возрастных особенностей детей, их личностных особенностей, открытость к инновациям. При подготовке к уроку были учтены возрастные, психологические, индивидуальные особенности обучающихся класса, их способность работать в составе группы. В 6а классе, в котором был проведен данный урок, качество знаний составляет 74% при 100% успеваемости. Педагогами школы и педагогом-психологом (по результатам диагностик) 6а класс характеризуется как класс, в котором большинство учеников класса имеют высокую учебную мотивацию, активность, умение выделять в информации главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Обучающиеся умеют рассуждать, аргументировать, доказывать, выражать свои мысли, Коллектив сплочённый, отношения между детьми дружелюбны, у ребят высока готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.  Класс отличается умением планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом, сформированностью действий самооценки и самоконтроля, желанием работать в парах и группах, стремлением к совместному поиску выхода из проблемной ситуации, открытостью к инновациям (использование средств ИКТ при проведении игры). В 6а классе 28 обучающихся, для проведения игры он был разделен на четыре группы, по семь человек.

Презентационные материалы для организации урока. Специально для урока в программе Microsoft PowerPoint была создана презентация. Презентация сопровождала начало урока и первый тур игры «Угадай произведение». Кроме этого были созданы таблицы «Правила игры» и «Таблица достижений» (см. пункт 7).

Шаги для формирования игровых коллективов. Для проведения игры команды были сформированы в соответствии с ее сценарием, шаги для формирования групп содержали элементы, соответствующие познавательным интересам игроков.

Изменение модели игры в зависимости от действий игроков. На этапе проектирования игры было спрогнозировано изменение модели игры в зависимости от действий игроков:

При проведении первого тура учитывалось, что члены команды могут не отгадать произведение по первой цитате, поэтому учителем было заготовлено по две цитаты. Предусматривалось разное количество очков за выполнение задания: команда, которая угадывала произведение с первой цитаты получала два очка, со второй цитаты – по одному очку, а если не угадывала произведение со второго раза, то это могли сделать соперники и получить очко.

При проведении второго тура «Закончи пословицу» команды, которые справились со своим заданием быстрее отведенного времени, могли воспользоваться правом составления пословиц команды-соперника, заработав при этом по одному дополнительному очку за каждую.

При проведении третьего тура – викторины, команды, которые справились со своим заданием быстрее отведенного времени, могли воспользоваться правом и ответить на вопросы викторины команды-соперника, заработав при этом дополнительные очки.

На четвертом этапе «Кроссворд» была предусмотрена возможность оперативной замены задания на более простое. Если вдруг у команды не получалось самостоятельно составить кроссворд, она могла решить кроссворд, составленный учителем и получить за это два очка. Также в этом туре (при наличии времени) команды могли обменяться составленными кроссвордами и решить их, при этом заработав три очка.

Технологии создания соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами или/и участниками. Для создания соревновательной мотивации между командами в программе Excel была создана таблица достижений, в которую после каждого тура помощниками учителя оперативно вносились данные. Таблица проектировалась на экран. Участники могли видеть не только количество очков, которые они заработали по итогам тура, но и как хорошо они справлялись с тем или иным заданием.

t1672208615ay.gif

Шаги обучения навыкам коллективной деятельности в ходе использования специальных методов. Применяемые формы и методы обучения: частично-поисковый метод, работа со словарем,аналитическая работа с текстом, самостоятельная творческая работа; индивидуальная и групповая работа; система познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций; исследовательский метод (составление кроссвордов); обсуждение; анализ ситуаций морального выбора.

Роль, которую будет играть учитель при проведении игры. Организатор деятельности и координатор игры (определяет образовательные цели интеллектуальной игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность), консультант, энтузиаст, поддерживающий и вдохновляющий детей словами: «Молодцы!», «Отлично!», «Вы на правильном пути!», «Ищите, творите!» и так далее; специалист, обладающий знаниями (специалист-консультант); эксперт, анализирующий результат игры.

Целостность проведения игры.Коллективные интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащихся и умения сотрудничать. Они сочетают в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

Интеллектуальная игра «Уроки нравственности» является составной интеллектуальной игрой, ее сценарий включает в себя объединение отдельных видов элементарных интеллектуальных игр в соответствии с общей концепцией данного мероприятия, а также исходя из цели и задач урока. Этапы проведения игры включали в себя: подготовку к проведению игры, проведение игры и её обсуждение. Алгоритм проведения состоял из:

начала игры (внимание игроков концентрировалось с помощью интересных приёмов: интересное деление на группы; названия команд получили в соответствии с нравственными уроками произведений, с которыми они будут работать; обсуждение понятия «нравственность»; слова Д. Лихачева; знакомство с правилами игры);

основной части (объединение слова, образа, показа, соревновательной и творческой деятельности);

заключительной части (конец игры был результативным (определялся победитель игры), он был ярким, эмоциональным (награждение команды-победителя и угощение всех участников фруктами и пряниками), содержал анализ).

Были созданы необходимые и достаточные условия для проведения игры:

70% вопросов строились на основе изученного материала, 30% – новый материал;

вопросы были сформулированы интересно, они основывались на общедоступных знаниях;

использовались дополнения для усиления игрового колорита;

предложен интересный сюжет игры;

подобраны разнообразные конкурсные задания;

применялись мультимедиа технологий;

предусмотрены призы (грамота для победителей, фрукты и пряники для участников).

Данный урок, был успешно проведён в 6а классе. На протяжении всего урока царила «живая», насыщенная, рабочая обстановка, что свидетельствует о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.

 

 

14

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.