Дискуссия: Уроки литературы-уроки нравственности?

4
0
Материал опубликован 12 March 2017

Уроки литературы- уроки нравственности?!

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания в обществе становится ведущей.

В словаре С.И.Ожегова читаем: «Нравственность- правила ,определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе ,а также выполнение этих правил, поведения». В наше время духовно-нравственное воспитание осложнено в первую очередь ( и такое мнение не только у меня ) тем, что отсутствует общепризнанная идеология, а без неё воспитание невозможно.

Теперь на мой вопрос ученикам :

-Есть ли у вас идеал? На кого вы хотели быть похожими?

Они отвечают :

- А зачем на кого-то быть похожим?

И, наверное, мы должны с ними согласиться. Каждый из них- личность, индивидуальность и имеет право быть самим собой. Но возникает другой вопрос:

- А ты считаешь себя совершенным во всём?

И чаще всего слышишь :

-Не знаю. Просто я такой, какой есть .

Я спрашиваю:

- К чему ты стремишься? Какова твоя цель? Слышу в ответ:

- Я не хочу «бомжевать» ,не буду «наркоманить»… .Я хочу получить профессию, работать, зарабатывать деньги…

Да, поколение сейчас другое, и ценности тоже другие. Профессия, достаток и прочее…

Но даёт ли это настоящее счастье? А как же человеческие ценности? Такие, как добро, доброта, дружба, совесть, порядочность? «А как жить?»-спрашивает герой фильма «Ворошиловский стрелок».

Так иногда думаешь- может, ушло время литературы? Что может дать урок сегодняшним школьникам, если они (в век техники, компьютера, Интернет) и книги-то не читают, а если читают, то лишь то, что задаёт учитель по программе? Как разбудить чувства, вызвать эмоции?..

И всё-таки прихожу к выводу: кто, если не мы?

Я ,как преподаватель литературы, чувствую свою личную огромную ответственность в нравственном воспитании учеников. А иначе -зачем вообще работать в школе?

И таких возможностей у нас достаточно ,ведь недаром уроки литературы называют «уроками жизни».И именно мы- «праведники», «проповедники», «правдолюбцы».

Для меня учитель литературы -особенный учитель, это прежде всего Человек, с открытым сердцем, с большой душой, умеющий любить, понимать каждого, являющийся примером для подражания во всём: в одежде, в поведении, в манерах, в общении, в отношениях . Для него каждый ученик- это личность!

И цель уроков литературы- формирование духовных ценностей учащихся,что возможно только в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества учителя и учеников. Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики.

Для учителя важны уроки, прожитые вместе с учащимися. Каждый урок литературы должен решать прежде всего воспитательную задачу и выполнять воспитывающую роль!

Я остановлюсь на некоторых моментах из своей практики.

Главный прием, который я использую на уроке,- создание проблемной нравственной ситуации, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности.

5 класс. Урок-ситуация по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цель- осознание приоритетов таких нравственных ценностей ,как доброта ,верность дружбе, товарищество ,взаимопомощь. Проблемный вопрос- ситуация: от чего зависит выбор героев : от их характера или от сложившихся обстоятельств? А далее- другая ситуация: почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?В итоге мы развиваем чувство товарищества, взаимопомощи. Учим верить в себя ,в свои силы.

5 класс. Урок- ситуация по сказке Г.-Х.Андерсена «Соловей».

Цель урока: осознание ,что такое истинное искусство и каково его влияние на человеческую душу. Проблемный вопрос: кто победитель: живой или механический соловей? Вытекает другая ситуация: почему живой соловей не дал разбить механическую игрушку? Так мы развиваем способность видеть и понимать прекрасное, учимся различать мир праздный ,самодовольный и мир труда ,вдохновения.

7 класс. Урок-ситуация по новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Цель: Осознание, что каждый человек делает свой сознательный выбор.Проблемный вопрос: кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца?Скорректируем проблему: кто же виноват в смерти Фортунато? Как на этот вопрос отвечает автор?А далее выходим на другую проблему: почему Тарас Бульба отказался похоронить сына ,а Маттео хоронит?

Таким образом мы развиваем способность исследовать собственные действия, поступки, учим разграничивать нравственные и безнравственные поступки.

Богатейшие возможности нравственного воспитания у произведений Н Лескова.

Искренность, теплота, идущая от сердца, чувство любви к людям движет поступками его героев. В его произведениях герой оказывается в сложной ситуации, когда нужно сделать именно нравственный выбор.

8 класс. Н.Лесков. «Человек на часах».

Человек на часах Постников за несколько мгновений должен сделать выбор между человеческим долгом и служебным. И он делает свой выбор, зная, что будет наказан.

Проблемный вопрос: правильно ли он поступил? А как бы ты поступил на его месте? А что значит «стоять на посту» сегодня?

Часто ли мы стоим перед выбором? А вам приходилось ли в своей жизни выбирать?

А далее ребята делятся своими воспоминаниями в эссе-размышлении . Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики. Именно погружение человека в свой внутренний мир ,актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутреннего состояния .

Это становится возможным, когда ученик остаётся один на один с листом бумаги , которому он доверяет свои мысли и чувства. Это основное условие нравственного развития, и мы должны использовать его.

Таким образом, обращаясь к вечным вопросам человеческого бытия, через погружение в художественное произведение, ребёнок выстраивает мир своих ценностей. И происходит непрерывное самодвижение, самопознание, саморазвитие «через всю жизнь», а не только для поступления в техникум или вуз . А с ростом самопознания связаны нравственные этические проблемы.

Читаю и поражаюсь глубиной мысли некоторых из них. Они доверили мне свои самые сокровенные чувства, и я понимаю, что не могу их предать и не имею уже права разочаровать их. Так я убеждаюсь- нужны наши уроки , и мы нужны сегодняшним ученикам!

А уроки литературы –это действительно уроки нравственности, и мы ответственны за всё будущее поколение!

 Кто, если не мы?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.