Урок обучения грамоте «Звуки [г], [г’], и буквы Г, г» (1 класс)
Тема: Звуки [г], [г’], и буквы Г, г
Цель деятельности учителя: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], [д], [д’] и познакомить с буквы Г, г, Д, д; способствовать формированию навыков правильного чтения; работать над постановкой дыхания при чтении.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты:
Предметные: выделять звуки и буквы Г,г,Д,д в словах и стилизованных рисунках; выполнять звуко-буквенный анализ слов; устанавливать различие между словами и слогами; читать слова и предложения; определять отличительные признаки жанров фольклора.
Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности; иметь представление о причинах успеха в учёбе.
Метапредметные УУД: познавательные: выполнять фонетический анализ слов; совершенствовать навык чтения слов и схем; коммуникативные: умеют взаимодействовать со сверстниками, допускают существование разных точек зрения; регулятивные: планируют свои действия; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец); записи на доске, иллюстрации гнома,домика,цветов, рисунки домиков для игры «Гласные-согласные», буквы,проектор.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг.момент. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Я желаю,чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего рабочего дня. | |
2. Повторение изученного * Как называется наш урок? * Как называется ваш первый учебник по чтению? * Чему вы учитесь на уроке чтения? * Чтобы книги читать, нужно буквы знать. Предлагаю поиграть в буквы. Буквами будете вы. Кто получит карточку с буквами, по сигналу колокольчика встаёт. Буквы начинают гулять. По сигналу колокольчика нужно буквы заселить в свой домик. Их два – согласные и гласные. * Назовите гласные буквы. Назовите согласные буквы. Хлопните,кто согласен с тем,что ребята правильно заселили буквы в домики. * Какие задания ещё можно выполнить с буквами? * Составьте слоги,слова. * Составьте схему слова………… | Чтение «Азбука» Учим буквы, учимся складывать из букв слоги,читать слова и предложения. Игра «Гласные-согласные» Проверяют свою работу. Можно составить из букв слоги,слова, схему слова. |
3. Работа над темой урока. * Отгадайте загадку: Я по лесу днем гулял, Да орешки собирал, Под лесным кусточком Собирал грибочки. Притомился я, устал, Лег под елкой, задремал. А когда проснулся — глядь! Колпачка-то не видать! Все мы,жители лесные, Носим колпачки цветные. * На урок пришёл гном. Зовут его Гиви. Просит он вашей помощи – построить ему дом. Поднимите руки, кто готов помочь гному Гиви? Для этого нужно выполнить несколько заданий. * Произнесите слово ГНОМ,ГИВИ. Сколько звуков в словах? Произнесите согласные звуки в словах. * С какими звуками уже знакомы? * С каким звуком встретились впервые? * Назовите тему урока. | Гном. Дети поднимают руки. 4 звука. Н,м,в,г Н,м,в Г Звуки г, буквы Г,г. |
4. Постановка цели и задач урока. * Какую цель поставим на уроке? * чтобы урок достиг цели,нужно определиться с задачами.Какик задачи поставим ? | Познакомиться со звуками г, и буквами Г,г 1. Какой новый звук. 2. Место звука в слове. 3. Какой буквой обозначим новые звуки. 4. Научиться читать слоги и слова с новыми буквами. |
5. Работа над задачами урока. * Произнесите слово «гном». Какой первый звук в слове? Дайте характеристику. * Произнесите первый звук в слове «Гиви». Дайте характеристику. * Что общего в характеристике звуков? * Чем звуки отличаются? * Какую задачу выполнили? * Прочитайте вторую задачу. * Работа с учебником Откройте «Азбуку», стр.44 . Назовите предметы , в названии которых слышится звук г. Какую задачу выполнили? Открываем первую част домика для Гнома. | Звук г – согласный, твёрдый, звонкий.
Первый звук в слове «Гиви» - согласный, мягкий, звонкий. Согласные и звонкие. Бывает твёрдым или мягким. Охарактеризовали новые звуки. Место звука в слове. Дети называют предметы, обозначают место звука в слове. Место звука в слове. |
6. Физминутка. Гном Гиви любит гулять по лесу. Он бродит тихонько от кустика к кустику. Гном вздрагивает, видимо кого-то или чего-то испугался. Давайте вместе с гномом погуляем и посмотрим какие предметы ему нравятся, а какие вызывают чувство страха. Если в названии предмета есть звуки г вы гуляете, если нет – прячетесь за стулом. (ИВОЛГА, МЕДВЕДЬ, ГАЛКА, ВОЛК, ТРЯСОГУЗКА, ЛИСА, ГОЛУБИКА, РЫСЬ, ГРИБ,КАБАН)на СЛАЙДАХ | Дети выполняют задания. |
7. КАКУЮ задачу выполнили? Прочитайте третью. * Какой буквой на письме будем обозначать звуки г? * На что похожа буква г? СЛАЙД (на кочергу,на клюшку) * Это какие буквы? Сколько их? Как называются? * Зачем нужна заглавная Г? Примеры. (СЛАЙД) *Какую задачу выполнили? * Прочитайте следующую задачу. * Работа с учебником.«АЗБУКА» с.44 РАБОТА в парах ПРАВИЛА работы в парах. Задание- -Найти слова,подчеркнуть их. А слоги дополнить до слов. (СЛАЙД) * Проверка. «АЗБУКА» с.45 РАБОТА в группах . ПРАВИЛА работы в группах. ЗАДАНИЕ - ПРОЧИТАТЬ и найти спрятанные слова. (СЛАЙД) * Проверка. Объяснение непонятных слов. Кто такой дог? (СЛАЙД) Крупная собака с красивой внешностью, особенно с выразительной головой. Очень крепкая собака,готовая к самой разнообразной работе. Очень привязана к хозяевам,особенно к детям. Дог может охранять,легко обучаем. Бывают немецкие доги, аргентинские, канарские. КАКУЮ задачу выполнили? Открываем вторую часть дома. | Какой буквой обозначается? Буквой г На кочергу, на клюшку. Печатные. Их две. Заглавная и строчная. С заглавной буквы начинаются имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов,рек,морей и т.д. Пример : город в Вологодской области Грязовец… Узнали, какой буквой обозначаются новые звуки. Чтение с новыми буквами. Правила работы в парах: работать тихо, не спорить, прислушиваться к мнению соседа,прийти к общему мнению.
Один из пары озвучивает свой вариант ответа,остальные проверяют. Правила работы в группах: работать тихо, не мешать другим группам, выслушать ответы всех участников группы, прийти к общему мнению и записать общий ответ. Одна группа объясняет по одному слову. Собака. Почитали с новой буквой г. |
8. Итог урока. * Вспомните тему урока. * Какую цель перед собой ставили? * Урок цели достиг? |
Звуки г, буквы Г,г Познакомиться со звуками г, буквами Г,г. Да,достиг. |
9. Рефлексия. Посмотрите на слайд. Вам нужно прочитать и выбрать то предложение,которое вы хотите продолжить. Посмотрите, какой замечательный дом мы построили для Гнома Гиви. Но чтобы он стал ещё красивее,я предлагаю посадить около дома цветы. На столах лежат у каждого по два цветочка: жёлтый и красный.Вам нужно выбрать только один в зависимости от того,какое настроение было у вас на уроке: если всё отлично, вам работалось легко, и вы поняли тему урока,то возьмите красный,если настроение хорошее,но были трудности на уроке,возьмите жёлтый. Выбрали? Тогда посадите вой цветок на полянку у дома. | Выслушиваются мнения детей по уроку.
|
Евдакименко Ольга Юрьевна
Надежда