Подготовка к обучению грамоте «Знакомство со звуками [г], [г’] и буквой Г»
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: Подготовка к обучению грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г».
Подготовила: Сомова Н.Н.
Задачи:
- познакомить детей со звуками [г] и [г’],
- формировать умение дифференцировать звуки [г] и [г’] по твердости – мягкости,
определять место новых звуков в словах;
- познакомить с образом буквы Г;
- развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление, умение работать в коллективе;
- воспитывать интерес к изучению грамоты и чтению, чувство товарищества, самостоятельность, дисциплинированность.
ХОД НОД
1. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв. Кто живет в той стране? (звуки и буквы)
-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).
- А что мы будем делать в этой стране? (Знакомиться с новыми звуками, буквами и играть с ними).
- А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки. Слова-отгадки начинаются с новых звуков.
Невидимка-великан
В небе бьёт в барабан. (гром)
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?.. (Гитара)
- С какими звуками мы познакомимся сегодня? ([г] , [г’])
- Закройте глаза, а произнесу волшебные слова. И мы окажемся в волшебной стране звуков и букв.
2. Знакомство со звуками [г], [г’] (характеристика звуков с помощью схемы)
- Открывайте глаза.
- Произнесите: « Г». Звук [г], он какой, согласный или гласный? (согласный) Почему? (не поется) Звонкий или глухой? (звонкий, он произносится громко, звонко и не шумит) Твердый или мягкий? (твердый)
- Как вы думаете, есть ли у звука [г] родной братик? (да, звук [г’])
- Произнесите звук [г’]. Расскажите он какой? (согласный, звонкий, мягкий)
3. Игры на развитие слухового внимания.
1) Игра «Сигнальщики».
- А сможете ли вы отличить братьев [г] и [г’] друг от друга?
- Я буду произносить звуки, а вы зажигать огни.
- Теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [г] или [г’].
- Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? ([г] и [г’] – согласные звуки, а красный огонек обозначает гласный звук)
2) Игра «Звукоежка».
- Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.
- Я произнесу слово без первого звука, а вы произнесете его правильно.
…руша (груша), ..ном, …рузовик, …роза
..иря, ….ильза, …ерой, ..азета, …рим, ..релка, …лоток
- Какие звуки съел Звукоежка? ([г], [г’]).
3) Игра «Звуковые матрешки».
- Братьев различать научились, значит, можем поиграть. Закройте глазки.
(воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек», на «яблоках» нарисованы тигр, бегемот, голубь, гуси, гнездо, кегли, книги, груша, радуга, шапки)
-Будем яблочки срывать и Матрешек угощать.
- А Матрешки едят все яблоки? (Нет, синяя матрешка – яблоки с картинкой, в названии которой звук [г], зеленая – со звуком [г’]).
- А вы на карточках обозначьте место звука в слове синим или зеленым яблочком.
- Гнездо. Для какой матрешки это яблоко? (для синей, есть звук [г], он твердый, первый в слове)
- Бегемот. Для какой матрешки это яблоко? (для зеленой, есть звук [г’], он мягкий, находится в середине слова)
Работа с остальными картинками.
- Какая матрешка съест яблоко с шапками? (Никакая, потому что в слове «шапки» нет звуков [г], [г’]).
Физкультминутка
Проводит ребенок.
4. Знакомство с буквой Г.
- У братьев Г и Гь одна мама – буква Г. Вот она. Это буква Г.
- На что похожа буква Г?
Букву на плече носил,
На лугу траву косил.
- Почему буква Г раскрашена синим и зеленым цветами?
5. Закрепление образа новой буквы.
Игра «Собери букву» (четыре конверта, в каждом разрезанная на несколько частей буква Г)
- Посмотрите! Для нас звуки и буквы приготовили сюрприз. Заглянем в конверты. А здесь какие-то кусочки? Как вы думаете, что это?
Дети делятся на четыре группы и собирают буквы.
6. Речевые игры.
1) Игра «Скажи наоборот»
- Поиграем в игру «Скажи наоборот», но сегодня будет одно правило - во всех словах первый звук [г]: тихо, веселый, сладкое, жидкие, чистая, шершавый, нежное.
2) Игра «Закончи предложение»
- Я начну предложение, а вы закончите словом, первый звук в котором [г] или [г’].
У Гали голубые … (глаза).
На клумбе выросли … (гвоздики).
Гончар вылепил из глины …. (горшок)
Гром гремит во время … (грозы).
На лугу гогочут … (гуси).
7. Итог. Рефлексия.
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. Я произнесу волшебные слова.
– С какими звуками мы познакомились во время нашего путешествия? Чем они похожи? Чем отличаются?
- А зачем, мы с вами учились различать звуки, знакомились с буквой Г? Где вам потом пригодится это знание? (правильно читать, грамотно писать)
– Что больше понравилось? Что было трудно?
Дёмшина Ирина Петровна