Урок русского языка в 1 классе «Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г' ]»
УМК « Школа России».
Тема урока « Согласные буквы Г г , звуки [ г ], [ г' ]
Обучение грамоте
1 класс.« Согласные буквы Г г, звуки [ г ], [ г' ]»,
Учебник « Азбука» автор В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин и др.
Цель урока: познакомить с новыми звуками и буквой.
Задачи урока:
Комбинированный урок.
Формы работы учащихся: парная, самостоятельная, дифференцированная, беседа.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, Структура и ход урока.
-
Обучающие: формировать умение отвечать на вопросы учителя; формировать навыки сознательного, правильного, плавного чтения.
Развивающие: развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, логическое мышление, устную речь, внимание, расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению , умению работать в парах.
№ |
Этап урока |
Название использо ванных
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время ( в мин.) |
|
I |
Организа -ционный момент |
Ребята давайте настроимся на продуктивную работу! Скажите, как мы будем работать на уроке? - Посмотрите, кто это зашел к нам в гости?(мудрый гном) Сегодня мы отправимся в путешествие с одним замечательным мудрым гномом. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний.
( Слайд 1) |
Настраивают ся на успешную работу |
1 |
||
II. |
Актуализация знаний ( повторе- ние пройден ного). |
- Чтобы наше путешествие было интересным, давайте повторим чистоговорочку. Но только в полголоса, чтобы гнома не напугать. |
3 |
|||
1 |
Разминка – чистоговор ка |
Ся-ся-ся — вот и сказка вся. Я—я—я — дружная семья. - Какая буква нам часто встречалась? А какие звуки она обозначает? (Звук [й*а]и [*а]). Дайте характеристику этому звуку(гласный)Какую функцию может выполнять данный звук( придает мягкость предшествующему звуку)( Слайд 2) |
Проговаривают. (развитие звукопроизношения) |
|||
2 3 |
Повторение изученных букв по « ленте букв» Интерактивная задача «Гласные звуки и буквы» |
1 |
-Ребята , давайте расскажем гному, с какими буквами уже познакомились. (а, о, у, ы, ; н, м, л, р, б, в, д, з, ю. я, и, е,ё п, к, т, с) -Какие буквы живут в красном домике? (гласные) -Почему звуки гласные? (произносятся с голосом , без преград произносят , образуют слог, можно петь) - Что могу обозначать гласные буква у согласных? ( Мягкость и твёрдость согласных.) |
Называют изученные буквы. Характеризу ют гласные звуки. |
||
III |
Постановка целей и определе- ние темы урока ( проблем- ная ситуация). |
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой……? -Гном предлагает вам несколько вариантов, как можно узнать какая это буква. Давайте я прочитаю, а вы выберите один из вариантов. 1. Назвать букву, которую будем учить. 2. Открыть «Азбуку» и найти новую букву. 3. Отгадать загадку и узнать новую букву, получив отгадку. Отгадка начинается с новой буквы -Отгадываем загадку …? Он стоит среди травы 2. Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый……. ( гусь) -Посмотрите на экран (Слайд 5 ) -Что объединяет эти слова? ( Все слова начинаются с [г]) -Ребята, кто может назвать тему нашего урока? -Верно, сегодня мы познакомимся с буквой « Г».(слайд 6) -Давайте подумаем , что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке? 1. Познакомиться с новой буквой. 2. Узнать, какие звуки обозначает эта буква. 3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой. |
Выбирают наиболее интересный вид деятельности. Выбрали загадку. Отгадывают загадки. Находят, что объединяет слова. Самостоятельно пытаются сформулиро вать (формулиру ют) темы и цели урока |
2 |
||
IV |
Работа по теме урока. |
-К нашему гному в гости прилетели его друзья гуси. Они принесли в своих клювиках картинки. ( Слайд 4) |
8 |
|||
1. |
Работа в парах. |
-А чтобы узнать, что изображено на картинках, надо поработать в парах. Составьте схему слова ГУСИ. Не забудьте поставить ударение! (проверка схемы по слайду) ( слайд 7) |
Работают в паре, договариваются и приходят к общему решению. Работают со схемами. |
|||
2. |
Знакомство со звуками [г], [г’] |
-Открываем картинки. Что вы видите ? (глаз, круги) (Слайд.6) |
||||
а) Анализ схемы слова гриб и первого звука [г] |
-Произнесем слово глаз хором. ( Слайд 7) -Какая из двух схем соответствует слову глаз? Почему? -Давайте произнесем первый звук [г]. -Какой он: гласный или согласный? -Почему согласный? (Встречаем препятствие, произнося его ) -Что ещё можно о нём сказать? (твердый) |
Исследуют схему и выделяют правильную схему слова гриб. |
||||
б) Выделение второго звука[г’] и его анализ. |
-Произнесите второе слово: круги. -Сколько в слове слогов? -Какой слог ударный?(2-ой). -Произнесите этот слог хором. (ги). -Какой новый звук вы услышали в слоге ги? -Что вы можете о нём сказать? ([г’]- согласный, мягкий, звонкий.) -Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках? (Звуки [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими ) -А вы забыли ещё одно свойство звуков. Гном предлагает вам закрыть руками уши и произнести звук [г]. -Какой это звук звонкий или глухой? (звонкий) -Почему? (произносится с голосом). |
Исследуют новый звук [г‘]. Делают вывод и дают характеристику новым звукам. На практике находят еще одно свойство нового звука [г] |
||||
V |
Музыкаль ная физминутка. |
2 |
-Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье. -Игра «действие» (Слайд 10) |
Выполняют физминутку, |
1 |
|
VI |
Продолжение работы по теме урока. |
- А теперь мудрый гном хочет, чтобы вы поработали с учебником. С.119 |
6 |
|||
2. |
Чтение слогов слияний. |
-Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами . Г протянула руку букве А Получилось ГА. А потом и букве О, получилось ГО. И конечно букве У, получилось ГУ. Подружилась с буквой И, получилось ГИ И с буквой Е, получилось ГЕ -Буквы подружились и получились слоги. |
Читают слоги слияния |
|||
3. |
Работа по учебнику с. 118. а) чтение слов в книге. |
А теперь давайте покажем гному, как мы умеем читать. ГАЛЯ ГРИБЫ ГЕНА КОРЗИНА ГРИБ КОРЗИНКА -Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!) |
Читают слова с изученной буквой Г по учебнику. Повторяют правило правописания большой буквы в именах людей |
|||
б) беседа о грибах. |
Читаете вы, неплохо говорит гном, а вот собирали ли вы грибы этой осенью? -Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) -Какие надо собирать? -Какие съедобные грибы вы знаете? -А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем) |
Отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатления- ми и высказывают своё мнение |
||||
VII |
1 |
|||||
VIII |
Продолжение работы по учебнику |
- Мы с вами поговорили о грибах и посмотрите, куда привёл нас гном? ( В город грибов) |
11 |
|||
1. |
Работа по иллюстрации учебника с.117. |
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что необычное в этом городе? -Чем занимаются жители городка? - В форме чего построены дома? - Как вы думаете, как живётся жителям? - Составьте предложения о жителях грибного городка. ( Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы. Домики- грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.) |
Рассматрива- ют иллюстрацию, отвечают на вопросы. Рассуждают. Составляют предложения по иллюстрации. |
|||
2. |
Работа с текстом с. 118 а) дифференцированная работа |
-Вы составили гному предложения о грибном городке, а теперь давайте ему прочитаем, что написал автор в « Азбуке» с 119 -Гном предлагает вам выбрать задание по силам и выполнить его. 1 задание- прочитать текст. 2 задание- прочитать текст и подчеркнуть слова с букой г. |
Выбирают и выполняют задания по силам. |
|||
б) чтение текста «цепочкой» |
- А теперь гном послушает как каждый из вас читает вслух. -О ком говорится в тексте? ( О Гале и Гене). - Что вы о них узнали? ( Собирали грибы) |
Читают текст «цепочкой»
Отвечают на вопросы учителя |
||||
в) выборочное чтение |
-Найдите и прочитайте, какие грибы собрала Галя. ( Боровики). - Прочитайте, как автор описывает гриб-боровик. ( И красив он и велик). -Прочитайте, какие грибы собрал Гена. ( Поганки). - Чем опасны поганки? - Как можно назвать Гену ?( Горе- грибник). - Что бы вы ему посоветовали? ( Лучше узнать грибы). Как вы думаете, что сделает с грибами Галя? |
Находят ответы на вопросы в тексте в результате поиска. Делятся своими предположениями. Дают советы. Предлагают версии использования грибов |
||||
IX |
Подведение итогов урока. |
- Гном хотел бы уточнить: -С какой буквой познакомились? -Какие задания выполняли? - Какие из них понравились больше всего? - Какие вызвали затруднения? ( Слайд 13) |
|
1 |
||
Рефлексия |
Как вы думаете, гном доволен вашей работой на уроке ? А кто из вас считает, что гному не понравилась его работа на уроке? Почему? - Гном надеется, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему вас научил гном. -А мне гном прошептал, что вы ему очень понравились и на прощанье мудрый гном дарит каждому грибочки, которые вы раскрасите в соответствии с вашей работой на уроке. |
Анализируют свою работу и работу товарищей на уроке. Высказывают своё мнение |
1 |
Кадырова Ольга Игоревна
Смоленцева Галина Леонидовна