Урок окружающего мира «Небесные странники» (2 класс, Тема «Облака»)
Предмет УМК Класс |
Окружающий мир « Гармония» 2 |
||||
Тема урока Тип урока |
Небесные странники Урок открытия нового знания |
||||
Цель Задачи: |
Познакомить детей с общими признаками и разнообразием облаков. Образовательные: создать условия для формирования понятия «Небесные странники»; познакомить учащихся с разнообразием форм облаков: сформировать представления о кучевых, слоистых и перистых облаках и о содержании этих облаков. Воспитательные: |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, о круговороте воды в природе; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков. |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности. |
развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой. |
формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в парах и сохранять дружеские отношения. |
формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему. |
||
Межпредметные связи |
Литература, технология |
||||
Ресурсы: |
Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация |
||||
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная, парная |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
- Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. - Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Поприветствуем наших гостей улыбкой. Я предлагаю начать нашу работу с пожелания удач друг другу. Я желаю тебе сегодня удач! Ты желаешь мне сегодня удач. Мы желаем друг другу удач. Если тебе будет трудно, я тебе помогу. - Спасибо, присядьте тихонечко за парты. |
Приветствие учащихся. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации доверия. |
Личностные: формировать, положительное отношение к учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию |
- Сегодня нам с вами предстоит сделать очередное, очень интересное открытие. Чтобы понять, о чем пойдет речь, давайте обратимся к теме урока и попробуем поразмышлять, о чем мы будем говорить. Для начала выясним, кто такие странники? Как их можно назвать по-другому? (путешественники) Где путешествуют наши странники? Почему вы так решили? Теперь давайте попробуем предположить, о каких небесных странниках именно на уроке окружающего мира пойдет речь. А вот подтвердить или опровергнуть наши предположения нам помогут загадки, отгадки на которые вы будете находить, работая в паре. Сначала вместе с соседом по парте внимательно прочитаете загадку, затем выслушиваете мнения друг друга, запишите рядом с загадкой отгадку и просигнализируете о готовности. (зачитывается 3 загадки) Какую учебную задачу перед собой поставим? Я зафиксирую нашу УЗ на доске . Уз: облака
|
Читают название темы с доски
Работа в парах Учащиеся формулируют тему урока. - Узнать, что такое облака.
|
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы. Регулятивные: формировать умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. Познавательные: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в паре и сохранять дружеские отношения. |
3. Целеполагание и фиксация затруднения
знаний
4. Планирование выхода из затруднения.
|
Я нашла в интернете красивые фотографии облаков и хочу поделиться с вами. ( Показ слайдов) - Облака, пожалуй, самое замечательное и удивительное красивое явление, которое придумала природа. К ним нельзя прикоснуться, но можно бесконечно долго наблюдать за ними, любоваться ими. Облака, облака Пышные, белые. Расскажите облака, Из чего вы сделаны? Ребята, а может быть кто-то уже знает ответ на этот вопрос? Или попробует предположить? Скажите, пожалуйста, глядя на облака, на какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Что бы хотели узнать? (вопросы фиксируются на учебной лесенке) Сегодня мы будем не просто исследователями, а даже наверно чуть-чуть и фокусниками, и попытаемся открыть тайну появления облаков. Закройте глазки и представьте, что на целый урок мы стали самыми настоящими учеными - исследователями, а наш класс превратился в научно- исследовательскую лабораторию. |
Дети просматривают видеоролик .
|
Регулятивные: формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой. Познавательные: формировать умение формулировать проблему, определять тему урока и решать поставленную проблему. |
5. Открытие нового знания. |
Сейчас опытным путем мы постараемся получить облако в банке и тем самым попробуем ответить на вопрос: Что такое облако? Что мне понадобится для опыта? (кипяток, большая банка, лед, фонарь). Наливаем в банку чуть - чуть кипяченой воды, сверху кладем лед и начинаем внимательно наблюдать. Что вы видите? (образуется пар). Пар поднимается вверх или опускается вниз? Смотрите внимательно, воздух с капельками воды внутри банки поднимается вверх, охлаждается о лед. Наверху капелькам становится холодно, они жмутся друг к другу образуя облачко. А как вы думаете, что произойдет, когда капелек станет очень- очень много, когда они станут тяжелыми? (упадут вниз - как дождик) Так из чего состоят облака? ( Из капелек воды). Как получается облако в банке нам теперь ясно. А вот интересно, а как это происходит в природе? Может ответ на этот вопрос нам поможет найти следующий слайд. Рассмотрите его внимательно, у кого какие мысли возникли? Сейчас мы с вами с помощью фишек попробуем разобраться, как же это происходит в природе. Один из вас мне будет помогать у доски, остальные работают на местах. Разложите и рассмотрите внимательно фишки. Что вы видите? ( солнце, капли, стрелки, облака, тучи, речку- дети работают с фишками). Главным создателем облаков является солнце. Положите его перед собой. Солнышко пригревает землю, вода в водоемах начинает испарятся, как вода в нашем чайнике, образуются мелкие капельки- пар, которые поднимаются в небо. Чем выше поднимаются, тем холоднее становится и пар превращается в капельки воды, которые жмутся друг к другу. Образуя облака. Ветер сгоняет облака в тучки. А из тучек вода опять падает на землю в виде дождя или снега. Такое движение ученые называют круговоротом воды в природе. Физминутка |
Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений. |
Познавательные: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать. |
6. Самостоятельное открытие новых знаний 7.Первичное закрепление знаний |
Ну что ребята, нам с вами осталось подняться на последнюю ступеньку наше ученой лестницы. На какой вопрос будем искать ответ? Если вы внимательно наблюдали за облаками, то наверно замечали, что нет похожих облаков. Они постоянно меняю форму. Итак, ответ на вопрос какие бывают облака ,вы будете искать самостоятельно, работая в паре. Внимательно читайте задания. На работу вам дается 3 минуты. Начнете по моему сигналу. ( звонок). - Ну что, открыли для себя что-то новенькое? Поделитесь с нами. Хорошо, из ваших ответов я узнала, что облака бывают кучевые, перистые, слоистые. Я правильно распредели облака на небе? Исправьте, пожалуйста. Ну а теперь к каждой табличке подберите соответствующее облако. Давайте еще раз проверим свои знания. (слайд с группой облаков). |
|
Личностные: формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; формировать воображение и чувство прекрасного. Предметные: научить различать виды облаков. Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор. |
8. Рефлексия деятельности на уроке 9.Домашнее задание |
Подойдите по очереди к доске, выберите себе смайлика, рассмотрите его внимательно. Что заметили? Если вам было интересно на уроке, то пусть ваш смайлик улыбнется нам всем, если не очень, то он будет грустить. А еще ваши смайлики приготовили для вас домашние задания, их несколько, вы можете выбрать и выполнить любое, какое захотите. |
Рисуют на смайликах эмоциональную оценку. |
Регулятивные: способствовать адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. |
10. Оценивание |
- Встаньте, на правую руку мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, а на левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «Спасибо», « Молодец». Спасибо вам, дорогие мои, за урок. |
Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами работы на уроке. |
Ирина Анатольевна