Урок окружающего мира «Михаил Васильевич Ломоносов»
Михаил Васильевич Ломоносов
Цели | Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границы знания и «незнания» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/503393/ http://30liman-sch2.edusite.ru/DswMedia/urokyednyashevoyublomonosov.docx |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; портрет М. В. Ломоносова; литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова |
Основные | Михаил Васильевич Ломоносов |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Приветствует в стихотворной форме: – Какая тема урока? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. – Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке . На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов». – Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов | Слушают учителя, принимают участие с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка работа по карточкам. | – Сегодня на уроке будем работать по группам. Делиться на группы будем следующим образом: каждый из вас получил карточку с пропущенными словами. где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа. | Выполняют | Фронтальная, групповая, | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Фронтальный опрос | • (Кто?)… передал в наследство московским князьям шапку Мономаха? • Победил хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года князь… • Разбил шведов на реке Неве в 1242 году князь… . • (Кто?)… создали славянскую азбуку? На столах таблички: – На группы разбились, приступаем к работе. Чтобы перейти к следующему этапу истории, вспомните, Предлагает ответить на вопросы во фронтальном режиме | делятся на группы. Отвечают | индивидуальная | логию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют | |
III. Изучение | Работа | – проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством. Работать будем по плану (план на доске): 1. Детство М. Ломоносова. 2. Путь в науку. 3. Ломоносов – ученый. – Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт». После пересказа первой группы задает вопросы: – Что закалило характер Ломоносова? – Что интересовало любознательного мальчика? | Разбиваются 1-я группа готовит пересказ текста | Фронтальная, групповая | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Рассказ учителя | – Какие книги он называл «вратами учености»? – Какая у него была неодолимая страсть? – Вторая и третья группы работают над отслеживанием пути Ломоносова в науку. После пересказа второй группы задает вопросы: – Какое решение принимает Ломоносов? – В какую академию он поступает в Москве? – Какому языку здесь обучали? – Какие трудности возникли у Ломоносова? – Где продолжил учебу талантливый юноша? – Четвёртая группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый». После пересказа третьей группы задает вопросы: – В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова? – Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На доске схема с «лучиками» – направления научных – У А. С. Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, | «Детство М. Ломоносова»; 2-я, 3-я группы отслеживают путь М. Ломоносова в науку; 4-я группа готовит сообщение «Ломоносов – ученый». Называют, какие открытия ластях они были сделаны Ломоносовым. Внимательно слушают. Отвечают | | ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины. В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова. – Почему Пушкин так назвал Ломоносова? – Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное Когда не стало света мысли, Казалось, мир осиротел, А Ломоносов так хотел Добиться своей цели в жизни. Эх! Не успел достичь всего! Но навсегда его ученья Нам будут символом того, Что с нами на земле жил ГЕНИЙ! | | | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Вклю- чение | Работа с учебником. Работа Инсценировка басни «Лишь только дневной шум замолк». | – За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы. – Прочитать статью (с. 101–104) очень внимательно. Представьте, что вы кинорежиссеры. Что бы вы изменили в презентации о жизни М. В. Ломоносова? – Восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове: 1. Возвращение в Россию. 2. Учеба за границей. 3. Детские и юношеские годы. 4. Учеба в Славяно-греко-латинской академии. 5. В Петербургской академии наук. 6. Учеба в Петербургской академии. Лишь только дневной шум замолк, Надел пастушье платье волк, И взял пастуший посох в лапу. Привесил к поясу рожок, На уши вздел широку шляпу И крался тихо сквозь лесок На ужин для добычи к стаду. Увидев там, что Жучко спит... И овцы все лежали сряду, Он мог из них любую взять; Но, не довольствуясь убором, Хотел прикрасить разговором И именем овец назвать. | Отвечают Восстанавливают деформированный план. проверяют выполненную работу. Выступают представители от каждой группы. Инсценируют басню. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Задания | Однако, чуть лишь пасть разинул, Раздался в роще волчий вой. Пастух свой сладкий сон покинул. И Жучко с ним бросился в бой; Один дубиной гостя встретил, Другой за горло ухватил; Тут поздно бедный волк приметил, Что чересчур перемудрил, В полах и в рукавах связался, И волчьим голосом сказался... Я притчу всю коротким толком Могу вам, господа, сказать: Кто в свете сам родился волком, Тому лисицей не бывать. (М. Ломоносов.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Индивидуальная | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Что для вас было самым интересным на уроке? – О чем захотелось еще узнать? – Что было трудным? – Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? | читают вывод в учебнике (с. 104). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Заключительная беседа. Выставление оценок | | | | Регулятивные: оценивают собственную деятельность | |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 101–104. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | |
Ресурсный материал
кроссворд
1. Прозвище Петра I. (Великий.)
2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)
3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)
4. Название полка Петра I. (Потешный.)
5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)
6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)
7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)
8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)
9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)
Ключевое слово: Ломоносов.
Направления научных исследований Ломоносова
1. литература, поэзия:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;
б) выпустил «Риторику»;
в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
2. физика:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
3. химия:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».
4. астрономия:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. география:
а) составил «Полярную карту»;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. геология:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) «О причине землетрясений».
7. история:
а) закончил 1-й том «Российской истории»;
б) составил «Краткий летописец с родословием».
8. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
Фронтальный опрос
1-й этап. «Лучший знаток дат».
– Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:
– В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см.)
– Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.)
– Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?
(строился Санкт-Петербург.)
(создаются «цифирные школы».)
(напечатан первый номер газеты «Ведомости».)
(Петр Первый стал императором.)
2-й этап. «Объясни понятия».
На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.
Понятия:
• Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).
• Цифирные школы – это… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия).
• Бородовой знак (бородовая копейка) – это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).
• Стрельцы – это… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).
• Медаль – это… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).
• Ассамблеи – это… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).
• «Чертово яблоко» – это… (картофель).
• Верфь – это… (место на берегу для постройки и ремонта судов).