12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Якубова Любовь Юрьевна65
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой



Михаил Васильевич Ломоносов

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границы знания и «незнания»

Тип урока

построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/503393/

http://30liman- sch2.edusite.ru/DswMedia/urokyednyashevoyublomonosov.docx

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портрет М. В. Ломоносова; литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова

Основные
понятия

Михаил Васильевич Ломоносов

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Приветствует в стихотворной форме:

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Разгадайте кроссворд и, отгадав ключевое слово, скажите, о ком будем вести разговор на уроке t1659008497aa.jpg.

На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов».

Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной

форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания:

работа по карточкам.

Сегодня на уроке будем работать по группам. Делиться на группы будем следующим образом: каждый из вас получил карточку с пропущенными словами. где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа.

Выполняют
задания
на карточках,



Фронтальная, групповая,

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана-

Устные ответы,

выполненные

задания

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7











Фронтальный опрос

(Кто?)… передал в наследство московским князьям шапку Мономаха?

Победил хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года князь…

Разбил шведов на реке Неве в 1242 году князь… .

(Кто?)… создали славянскую азбуку?

На столах таблички:

t1659008497ab.png

На группы разбились, приступаем к работе. Чтобы перейти к следующему этапу истории, вспомните,
с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

Предлагает ответить на вопросы во фронтальном режиме t1659008497aa.jpg

делятся на группы.








Отвечают
на вопросы

индивидуальная

логию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха
в учебной деятельности.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно использу-


III. Изучение
нового материала

Работа
в группах.

проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.

Работать будем по плану (план на доске):

1. Детство М. Ломоносова. 

2. Путь в науку.

3. Ломоносов – ученый.

Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт».

После пересказа первой группы задает вопросы:

Что закалило характер Ломоносова?

Что интересовало любознательного мальчика?

Разбиваются
на группы, каждая работает по своей теме.




1-я группа готовит пересказ текста

Фронтальная, групповая

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

























Рассказ учителя

Какие книги он называл «вратами учености»?

Какая у него была неодолимая страсть?

Вторая и третья группы работают над отслеживанием пути Ломоносова в науку.

После пересказа второй группы задает вопросы:

Какое решение принимает Ломоносов?

В какую академию он поступает в Москве?

Какому языку здесь обучали?

Какие трудности возникли у Ломоносова?

Где продолжил учебу талантливый юноша?

Четвёртая группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый».

После пересказа третьей группы задает вопросы:

В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

Чем прославил М. В. Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?

На доске схема с «лучиками» – направления научных
исследований учёного, в центре которой – портрет
М. В. Ломоносова
t1659008497aa.jpg.



У А. С. Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор –

он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики,

«Детство

М. Ломоносова»;

2-я, 3-я группы отслеживают путь

М. Ломоносова в науку;

4-я группа готовит сообщение «Ломоносов – ученый».





Называют, какие открытия
и в каких об-

ластях они были сделаны

Ломоносовым.

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопросы


ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины. В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.

Почему Пушкин так назвал Ломоносова?

Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное
в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!



Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного





Работа с учебником.


Работа
в группах.







Инсценировка басни «Лишь только дневной шум замолк».

За высочайшие заслуги М. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им. М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

Прочитать статью (с. 101–104) очень внимательно. Представьте, что вы кинорежиссеры. Что бы вы изменили в презентации о жизни М. В. Ломоносова?

Восстановите деформированный план рассказа

о М. В. Ломоносове:

1. Возвращение в Россию.

2. Учеба за границей.

3. Детские и юношеские годы.

4. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

5. В Петербургской академии наук.

6. Учеба в Петербургской академии.

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк,

И взял пастуший посох в лапу.

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит...

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.





Отвечают
на вопросы.


Восстанавливают деформированный план.

проверяют выполненную работу. Выступают представители от каждой группы.

Инсценируют басню.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно сроят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Устные ответы,

выполненные

задания

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






















Задания
из электронного приложения к учебнику

Однако, чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул.

И Жучко с ним бросился в бой;

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил;

Тут поздно бедный волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и в рукавах связался,

И волчьим голосом сказался...

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сам родился волком,

Тому лисицей не бывать.

(М. Ломоносов.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации












Выполняют
задания














Индивидуальная

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность
за общее дело


V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Что для вас было самым интересным на уроке?

О чем захотелось еще узнать?

Что было трудным?

Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

читают вывод в учебнике (с. 104).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Заключительная беседа.

Выставление оценок




Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке


VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 101–104. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Ресурсный материал

кроссворд

t1659008497ac.png

1. Прозвище Петра I. (Великий.)

2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. (Петропавловская.)

3. Вторая крепость на берегах Невы. (Адмиралтейство.)

4. Название полка Петра I. (Потешный.)

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. (Нева.)

6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. (Кронштадт.)

7. Название первого музея в России. (Кунсткамера.)

8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». (Император.)

9. Место постройки и ремонта судна. (Верфь.)

Ключевое слово: Ломоносов.

Направления научных исследований Ломоносова

t1659008497ad.png

1. литература, поэзия:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;

б) выпустил «Риторику»;

в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».

2. физика:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

3. химия:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки «Физическая химия».

4. астрономия:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. география:

а) составил «Полярную карту»;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. геология:

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) «О причине землетрясений».

7. история:

а) закончил 1-й том «Российской истории»;

б) составил «Краткий летописец с родословием».

8. Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе «Полтавскую битву»;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Фронтальный опрос

1-й этап. «Лучший знаток дат».

Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:

В каком веке правил Петр I? (В XVIII веке.)

Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года.)

Сколько лет прожил Петр I? (53 года.)

Назови рост Петра I? (2 м 4 см.)

Сколько лет длилась Северная война? (20 лет.)

Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?

t1659008497ae.png(строился Санкт-Петербург.)

t1659008497af.png(создаются «цифирные школы».)

t1659008497ag.png(напечатан первый номер газеты «Ведомости».)

t1659008497ah.png(Петр Первый стал императором.)

2-й этап. «Объясни понятия».

На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по два лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы.

Понятия:

Кунсткамера – это… («кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы).

Цифирные школыэто… (школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия).

Бородовой знак (бородовая копейка)это… (возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак).

Стрельцыэто… (воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием).

Медальэто… (знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть).

Ассамблеиэто… (балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины).

«Чертово яблоко»это… (картофель).

Верфьэто… (место на берегу для постройки и ремонта судов).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.