Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Семейные заботы»
Класс: 2
Образовательная система: «Гармония»
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Семейные заботы»
Цель урока: сформировать представления о семейных заботах.
Задачи: 1) воспитывать понимание необходимости заботиться о старших и младших;
2) развивать умение давать оценку значению семьи в жизни человека;
3) формировать умение преобразовывать текст в таблицу и оценивать это умение.
Оборудование:
Презентация , таблички с выводами. Лист Знаний (Приложение 1)
Конспект урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня наш урок необычный, потому что в результате совместного поиска мы найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы.
2. Работа со сказкой. Подведение к теме урока.
-Предлагаю Вам поработать со сказкой и определить, кто её герои.
Учитель раздает Листы Знаний. Презентация: Слайд 1.
В. Сухомлинский. Сказка о цветке.
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился:
«Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел.
Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
- Кто герои сказки? ( Лепесток, цветок, Муравей)
- Какою до ухода из Цветка? (Жизнь Лепестка была счастливой, беззаботной, наполненной яркими впечатлениями).
- Большой ли была семья у Лепестка ? ( Да, 42 лепестка)
-Можно ли семью Лепестка назвать дружной? ( Да. Лепестки вместе росли, любовались красотой природы)
- А как вы понимаете смысл слов: «Дружная семья»?
- Изменилась ли жизнь лепестка после ухода из Цветка? Докажите.
- Что случилось с лепестком в конце сказки? ( Он засыхает и погибает)
- Почему Лепесток засох? (Он не мог жить один)
- А жизнь Цветка изменилась? ( Нет. Он цветет и без Лепестка.)
- Найдите и зачитайте строки, в которых заключена главная мысль сказки.( Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.)
- Кого олицетворяет Лепесток? (Человека)
- А Цветок? (Его семью)
- Может ли человек прожить без семьи? ( Нет)
- Какой вывод мы можем сделать?
( У человека должна быть семья)
Ученики фиксируют вывод на Листке Знаний. Учитель помещает вывод на доску.
3.Формулирование темы и цели урока.
- Где еще вам приходится заботиться друг о друге кроме семьи? ( в школе)
- Можно ли сказать, что наш класс – дружная семья?
-Что вы делаете вместе? О ком заботитесь?
- Да, наш класс – большая дружная семья, где все заботятся друг о друге.
- Как вы думаете, какова тема урока? ( Заботы в семье) (Слайд 2)
- Обратимся к толковому словарю. Узнаем, что такое заботы.
- Какую цель вы ставите перед собою? ( Узнать о семейных заботах)
Учитель фиксирует цель урока на доске.
- Где можно найти информацию? (В учебнике, в Интернете, спросить у взрослых)
- Я предлагаю вам поработать с учебником.
4.Работа с учебником. Создание таблицы: «Семейные заботы».
- Откройте учебник на с. 80.
-Посмотрите разворот и ответьте на вопрос: что нам помогает работать с текстом? ( Картинки, текст разбит на части, некоторые слова выделены другим цветом).
- Какие умения нам пригодятся? ( Умение находить нужную информацию в тексте. Умение отвечать на вопрос, умение ставить вопросы к тексту.)
- Мы будем работать с текстом и заполнять таблицу.( Слайд 3)
- Сколько столбиков в таблице? ( 2)
- До начала работы оцените свои умения находить нужную информацию.
- Перед вами шкала успеха. Кто самостоятельно найдет информацию, поставьте крестик наверху. Кому потребуется помощь товарищей и учителя, поставьте крестик внизу.
- Кто поставил крестик наверху? Внизу?
- Прочитайте 1 абзац, и найдите заботы в семье.
( Порядок в доме. Уход за растениями. Уход за животными.)
Ученики фиксируют заботы в 1 столбик таблицы.( Слайд 4)
- Какое научное слово встретилось? (Обязанности)
- Узнаем что это такое, а поможет нам толковый словарь.
Обязанность – Обсудите вместе с родителями советы, помещённые на с.81. Всегда ли вы их выполняете?
Далее ученики читают текст и заполняют 1 столбик таблицы.( Слайд56)
После заполнения таблицы возвращаются к шкале и оценивают себя.
- У кого крестики совпали? Не совпали?
- Почему вы так себя оценили?
- Что вам надо учиться делать? ( Находить нужную информацию в тексте)
- Теперь предлагаю вам выполнить такое задание: поразмышляйте над тем. Какие обязанности есть у вас дома. Перечитайте слова 1 столбика и поставьте + во втором столбике, если такая обязанность у вас есть, если нет – поставьте -.
Идет самостоятельная работа.
Работа в парах.
- Расскажите друг другу о том, какие обязанности есть у вас дома.
- Какой вывод мы можем сделать?
В семье каждый имеет обязанности.
Учащиеся фиксируют вывод на Листах. Учитель помещает вывод на доску.
- Теперь предлагаю вам выполнить 3 задание на Листах Знаний.
Дети читают задание:
- Прочитайте стихотворение Э.Успенского на с.82.Как вы думаете, кому из мальчиков, изображённых на рисунке, мама скажет: «Спасибо, сынок»?
- Какой вывод мы можем сделать?
Домашние дела надо делать всем вместе.
5. Подведение итогов.
- Какова тема урока?
- Какую цель вы перед собой ставили?
- Достигли цели или нет?
- Прочитайте выводы, записанные на Листах Знаний.
- Это главные законы семьи. Если им следовать, то ваша семья будет дружной и счастливой.
6.Домашнее задание.
-Обсудите вместе с родителями советы, помещённые на с.81. Всегда ли вы их выполняете?
Приложение 1.
Лист Знаний
1. Сказка о цветке.
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился:
«Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел.
Пошел Лепесток, встречает Муравья.
- Ты кто? – спрашивает Муравей.
- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
семейные заботы |
+ или - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте стихотворение Э.Успенского на с.82.Как вы думаете, кому из мальчиков, изображённых на рисунке, мама скажет: «Спасибо, сынок»?
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Домашнее задание.
Обсудите вместе с родителями советы, помещённые на с.81. Всегда ли вы их выполняете?