12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Исаева Ольга Викторовна163
Россия, Башкирская респ., Ишимбай
5

Урок окружающего мира на тему: Москва – столица России



Класс: первый.

Технологическая карта урока окружающего мира

Целевой блок

Тема

Москва – столица России

КЭС 2.2.6 КПУ 1.1

Цель

Познакомить учащихся со столицей России.

Формировать УУД:

Личностные: эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Регулятивные: формирование умения выполнять задание в соот­ветствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: формирование представления о стране, в кото­рой родился и живёшь, как об Отечестве, а о культуре и природе этой страны — как о её национальном достоянии.

Коммуникативные: формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя — как часть большой семьи народов.

Планируемые результаты

Предметные: Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Личностные: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с историей города Москвы, её достопримечательностями

Способствовать развитию: речи учащихся

Воспитывать: чувство любви к своей стране

Тип урока

ОНЗ

Учебно-методический комплекс

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир. 1 класс. Часть 2.

А.А. Плешаков, М. Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2.

Т.Н. Максимова. Уроки по окружающему миру. 1 класс.

Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М. Ю. Новицкой.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Родина, Россия, столица, герб, гимн, флаг, Кремль, Красная площадь.

Организация пространства

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи

Изо, технология, музыка, русский язык

Действия обучающихся

Настраиваются на урок, проверяют готовность.

Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты!

Решают тестовые задания по теме прошлого урока.

Россия – радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлёт, и снег, и лёд
И хоровод берёз,
Взметнувшихся над Волгой.

О какой стране говорилось в стихотворении? (О России)

-На прошлом уроке мы тоже говорили о России. Давайте проверим, что вы запомнили.

- У вас на партах лежат белые листы с тестами. Возьмите ручку и обведите правильный ответ.

1. Что такое Россия?

а) страна

б) город

в) республика

2. Обведите название государственных символов России.

а) флаг

б) закон

в) герб

г) гимн

3. Сколько цветов на флаге России?

а) 1 б) 2 в) 3

4. Что изображено на гербе России?

а) двуглавый орёл

б) кленовый лист

в) лилия

5. Когда исполняют гимн России?

а) перед началом урока

б) на торжественных собраниях

6. Как слушают гимн Страны?

а) стоя

б) сидя

Формулируют тему урока, составляют план.

Слайд 1

-Посмотрите внимательно на экран.

- Кто узнал этот город?(Это Москва)

Прослушайте отрывок из стихотворения:

Чудесный город есть на свете
И всем столицам он глава
Для нас, он лучший на планете
Любимый город наш
– Москва.

- О чем это стихотворение?

- Чем является для России город Москва? (столицей)

- Как вы понимаете слово «столица» (Столица-главный город)

- Возьмите желтые листы и прочитайте сведения из толкового словаря, из них и вы узнаете, что означает это слово. Поработайте в парах.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства.

- А вы знаете, откуда появилось слово столица?

- Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит «сидеть на престоле (троне)». Отсюда и появилось слово «столица».

- Сформулируйте тему урока.

На доске тема: Москва – столица России.

- Почему Москва и Россия пишутся с заглавной буквы?

- Что бы вы хотели сегодня узнать о Москве?

- Составим план урока.

План:

- Почему так называется.

- Как появился город. Когда.

- Достопримечательности Москвы.

Узнают из дополнительных источников, как Москва получила свое название.

Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. А мы побываем в Москве, чтобы познакомиться с её достопримечательностями.

Не даром в старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

Сейчас вы поработаете в четверках.

- Возьмите розовый лист, прочитайте текст, и ответьте на вопрос, почему так назван город?

Город получил название по реке Москве. Ученые предполагают, что название пошло от древнеславянского корня “моск” ”, что значит “мокнуть”. А места здесь, действительно, в древности были болотистые. Значит, название “Москва” имеет смысл – “топкая, болотистая, мокрая”.

- Почему же наша столица называется Москва?

На доску рядом с пунктом плана: «моск» - мокнуть

Проводится заочная экскурсия во времена основания Москвы.

Работа по учебнику с.44 – 45

- Прочитайте слова о Москве.

Матушка Москва – белокаменная,

Златоглавая да краснозвонная,

Хлебосольная да приветливая.

-Какая Москва в этом выражении?

Вывешивается на доску:

белокаменная,

златоглавая,

краснозвонная,

хлебосольная.

- На протяжении урока мы с вами узнаем, почему Москву так называли.

- Давайте заглянем на несколько столетий назад, ведь Москва не сразу стала таким огромным городом.

Ученик:

Давно это было. Почти 1000 лет назад! Жил на Руси князь .Звали его Юрий.

Часто воевал он и с ближними и дальними соседями .За это народ прозвал его Долгоруким . Слайд 2

Однажды дорога привела Юрия Долгорукого к холму между реками: Москвой и Неглинной. Так понравилось место князю, что приказал построить здесь деревянную крепость-Кремль.

Слайд 3

Так и появился город Москва. А случилось это в 1147 году.

- Как же появился город? В каком году?

(Вывесить на доску рядом с пунктом плана 1147 год, на холме, между реками)

Слайд 4

Ученик:

Прошло время. Княжить в Москве стал князь Дмитрий . Времена были для Руси тяжёлые: нападали на Русь враги, разоряли русские города. Созвал тогда князь Дмитрий всех князей русских, всех воинов и повел биться с врагами на реку Дон, и выиграли тогда сражение, и стал народ называть князя Дмитрием Донским. Деревянные стены Кремля князь заменил белокаменными. С тех пор называют Москву белокаменной.

- Так почему же Москву называют белокаменной? (Была выстроена из белого камня.)

Слайд 5

- Несколько раз стены Кремля перестраивались. А при князе Иване III была построена крепость из кирпича, которая и стоит до сих пор. Это нынешний Кремль!

Слайд 6

- Рассмотрим карту Кремля. Мы видим в стенах Кремля 20 мощных башен, через ворота которых, можно попасть на территорию Кремля. Все башни имеют названия.

Знакомство с Кремлем и его башнями. Собирают пазлы, заранее подготовленные дети рассказывают о башнях Кремля.

Работа в группах.

- Сейчас вы поработаете в группах. Возьмите конверт, в нем находятся пазлы. Соберите башни и расскажите о них.

Собрав картинки башен Кремля, капитан каждой группы выходит к доске и прикрепляет их, дает небольшую справку о каждой башне.

Самая большая, красивая и стройная - Спасская башня. Бой её башенных часов – курантов слышат по радио каждый день люди всего мира.

Слайд 7

Слушание боя часов на спасской башне.

Рассказ детей о своих впечалениях после прослушивания.

Водовзводная башня - память о первом московском водопроводе.

Тайницкая башня. В ней, под землей, выкопали тайный ход, соединявший крепость с рекой. На случай опасности.

Троицкая башня названа по названию церкви и Троицкому подворью, находившихся на территории Кремля.

Оруже́йная (Коню́шенная) башня. В начале 17 века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле. Отсюда ее древнее название.

Кутафья башня.Существуют две версии происхождения названия «Кутафья»: от слова «кут» — укрытие, угол, либо от слова "кутафья", обозначавшего полную, неповоротливую женщину. Кутафья башня никогда не имела покрытия.

- Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной.

Слайд 8

«Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к защите. Пушку отлил русский мастер Андрей Чохов, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского искусства. А весит она 40 тонн.

Слайд 9

«Царь-колокол» изготовил мастер Иваном Моторин. Колокол этот самый большой в мире. Весит он более 200 тонн, высота составляет 6 м.

Во время большого московского пожара «Царь-колокол» сильно раскалился и треснул, от него отвалился огромный кусок. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. А позже он был установлен около колокольни Ивана Великого.

ФИЗМИНУТКА + для глаз

- Возьмите зеленые листы с информацией из интернета. Прочитаем текст по цепочке.

 

- В Кремле очень много храмов (называют их ещё соборами). Храмы не похожи на другие здания: у них золотые главы, или купола. Поэтому и зовут Москву златоглавая.

- Почему Москву называют Златоглавой?

- Площадь, на которой стоят храмы называют Соборной.

На Соборной площади стоит колокольня Ивана Великого. Колокольный звон отмерял дневные и ночные часы, созывал людей, оповещал о разных событиях. Колокола в Москве любили. Звон их был прекрасен, поэтому и называли Москву краснозвонная.

- Почему Москву называют краснозвонной?

Слайд 10

Послушайте колокольный звон и поделитесь своими впечатлениями.

Слайд 11

- Москва гостеприимна и доброжелательна. Издавна славилась она своим хлебосольством, т.е. умением вкусно приготовить и хорошо принять гостей. Существовали целые улицы, где мастера пекли калачи, караваи, особым способом солили капусту. Поэтому её и прозвали хлебосольной.

- Почему Москву называют хлебосольной?

- Выйдем из Кремля через ворота и продолжим экскурсию на Красной площади.

Слайд 12

- Площадь “Красная” значит красивая. Красная площадь в Москве – любимое место в столице не только гостей, но и москвичей. На «Красной площади» стоит самый необычный храм Москвы-Покровский собор.

Слайд 13

- Вместе собрались сразу несколько очень красивых церквей с разноцветными куполами. Москвичи ещё его называют «Храм Василия Блаженного».

Работают по учебнику с. 44 – 45

- «Прогуляемся» по старинной Москве — рассмотрим рисунки в нашем учебнике на с. 44.

-Что это за здания?(храмы и соборы)

- Попробуйте найти одинаковые здания на старинных рисунках и современных фотографиях с. 45, где есть подписи.

- Эти здания сохранились и до наших времён.

- Какой цвет зданий преобладает на старинных рисунках и современных фотографиях? ( белый и красный)

Работают в тетради с. 33. Беседа о гербе Москвы и Ишимбая.

Знакомство с гербом Москвы.

- В начале урока вы назвали символы нашей родины: гимн, герб, флаг. Герб имеет не только наша страна, но и многие ее города.

Слайд 14

Ученик:

Герб города Москвы представляет собой четырехугольный темно-красный щит с изображением всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия. Георгий Победоносец –символ добра, а змей- символ зла. Добрые силы побеждают зло.

Выполнение задания №3 с. 33.

- Прочитайте.

- Наклейте в тетрадь герб города Москвы.

- Что ещё нужно выполнить в этом задании?

Слайд 15

- Наклейте герб нашего города. Что на нем изображено?

- фонтана золотого цвета – символизирует фонтан нефти.
- гора Тратау.

- Две серебряные полосы, означают реки Белую и Тайрук,

- Изображение золотого курая над горой Тратау - символ башкирских племен.

Работа в группах с пословицами о Москве.

Работа по рядам.

- Соберите пословицы о Москве и объясните их.

Москва – всем городам мать.

Москва - сердце России.

Москвой – столицей весь город гордится.

Диагностика результатов урока (итог урока), рефлексия

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Вернемся к нашему плану

- На все вопросы мы ответили?

- Какие открытия для себя вы сделали о Москве?

- Какая Москва, из каких башен состоит Кремль….

Москва – самый главный, красивый город России, которым мы можем гордиться.

И в честь нашей столицы, мы запустим в небо яркий салют.

- Выберите подходящий цвет.

Желтый – я узнал много нового о Москве;

Синий – я бы хотел еще больше узнать о ней,

Оранжевый – на уроке мне было интересно,

Красный – я горжусь своей столицей.

 

Слайд 16

Звездочки наклеиваются на голубой лист, звучит песня О.Газманова «Москва»

Я поняла, что все вы любите свою столицу и гордитесь ею. Посмотрите, какой и праздничный салют у нас получился! Урок окончен, все ребята молодцы. Спасибо вам за работу, а гостям за внимание.

.Здесь будет файл: /data/edu/files/x1460557140.pptx (презентация)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.