Урок окружающего мира в 3 классе «Москва Златоглавая»
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА
Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ
Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)
Цели и задачи:
Общеобразовательные:
1. Сформировать образ Московского Кремля.
2. Углубить знания по истории государства.
3. Познакомить с великой исторической личностью Ивана Грозного.
4. Осуществить межпредметную связь (музыка, живопись, история).
Воспитательные:
Воспитание патриотизма как необходимого качества (так как любовь к Отечеству является основанием формирования духовно-нравственной личности).
В целях решения задач физического и санитарно – гигиенического воспитания развивать работоспособность через профилактику утомления.
Развивающие:
1. Развитие кругозора, повышение интеллектуального уровня.
2. Развитие логического мышления.
3. Развитие речи (обогащение словаря).
Ресурсы:
учебник А.А.Данилов, С.В. Тырин. Мое Отечество. 3 класс.2 часть;
Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс; Интерактивная доска SMART Notebook, презентация, раздаточный материал для работы в группах,
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
/data/files/a1523894080.notebook (Москва Златоглавая)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний |
4 1 3 (слайд 1) Перед нами река времени Российской истории. Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени», миновав пороги после скалы Батыева нашествия, вышел и остановился на широкой воде … – На каком участке Российской истории мы находимся? – Как называется изучаемый раздел? (слайд 2) – Давайте вспомним, какие события в истории положили начало временам Московского государства? Перечислите, а я вам буду показывать подсказки. (слайд 3) Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (слайд 4) Кто был основателем Троицкого монастыря?
Как звали двух русских монахов-богатырей, изображенных на слайде рядом с Сергием Радонежским? (ответ потянуть за ?) (Слайд 5) В каком году была Куликовская битва (Слайд 6) Кем и когда было создано Московское государство? (открыть шторку) Как стал именовать себя правитель Московского государства? 1480 г. Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы русские земли и избавил от ордынской зависимости. Итак, было завершено великое дело объединения Руси. Начались новые времена. |
Выполняют задания (фронтально) Времена Московского государства.
Андрей Рублев, выполняют задание flash Сергий Радонежский… Пересвет и Ослябя 1380 г Иван III, 1480г. Великий государь всея Руси |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Постановка учебной проблемы. |
4 1 3 - Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл Давайте проверим, что у вас получилось (слайд 7) 1. Москва веками строилась. 2. Москва - всем городам Мать. 3. Москва верстой далека, да сердцу рядом. 4.Была в Москве, видела золотые маковки. 5. Кремль – сердце Москвы. – Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока?
(слайд 8) Откройте учебник на странице 58, прочитайте название параграфа. (открыть шторку) Что означает слово златоглавая? Какое оно? Почему? (-Почему Москву называют златоглавой? Мы будем говорить не только о Москве – центре страны. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории. – Сегодня роль Анюты и Илюши будут играть … и …. Послушайте их диалог. (стр.58) - Как Илюша понял выражение «Кремль – сердце Москвы, сердце России?» - Что ответил папа? – Какой возникает вопрос? Какую роль выполняет сердце в организме человека? – Может ли человек жить без сердца? – Сделайте вывод - Как бы вы объяснили выражение «Кремль - сердце Москвы, Москва – сердце России»? - Посмотрите на карту России: (слайд 9) она словно пронизана тонкими ниточками – так обозначены транспортные пути, по которым перевозится для нас с вами огромное количество необходимых нам товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в нашем организме? - Сделайте вывод? Какое возникло противоречие? На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят. (открыть шторку) - Что же имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России? |
Работа в группах. Ученики составляют пословицы (приложение 1)
Пословицы о Москве. Значит, и тема урока о Москве.
Сложное В нём 2 корня и соединительная гласная
читают диалог Анюты и Илюши стр..58 отвечают на вопросы учителя (фронтально)
Нет, не может. все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.
объясняют выражение
Нет
Дети высказывают свои предположения
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙI. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. |
1 3 7 4 3 3 2 1 1. Рассказ учителя - Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история... (слайд 10) - На доске дата 1147, что она обозначает? (потянуть за дату) - Сколько же лет Москве? Давайте посчитаем. В центре Руси на семи холмах, среди дремучего леса и болот, на берегу реки было несколько сёл и деревень богатого боярина Степана Ивановича Кучки. И никогда бы мы с вами не узнали об этом месте, если бы 4 апреля 1147 года из богатого города Суздаля не прискакал бы сюда с дружиной князь Юрий, прозванный Долгоруким (потянуть за вопрос), для встречи со своим соседом князем Черниговским Святославом Ольговичем: «Приди ко мне, брате, в Москов!» - Как вы думаете, почему город получил такое имя – Москва? Вы, конечно, правы – название городу дала река – Москва. Что же обозначает слово «Москва»? Москва – топкая болотистая река, имеющая болотистые берега, река с тёмной водой. Вероятно, такой её увидели наши предки славяне и дали ей название по этому признаку. Конечно, при объяснении появления названия реки – Москва не обошлось без легенд и преданий. По этой легенде название реки связано с последними словами Ильи Муромца, призывающего к укреплению мощи Русского государства. Постаревший Илья Муромец, известный былинный богатырь, возвращается из Киева в Муром. Смерть настигает его в пути, под курганом, на берегу большой реки. Богатырь умирает и произносит последние слова, ставшие названием реки: «Будтовздох прошёл: «Надо мощь ковать! И второй дошёл –только «мощь… кова…» В третий раз дошёл- только «мос… кова…» Так и стала зваться река: Москова.») Как вы думаете, почему именно здесь Юрий Долгорукий основал город? Вот как рассказывает об этот летопись: Однажды объезжая окраины своего княжества Юрий Долгорукий увидел красивое, удобное для города место: большая река, по берегам которой стояли сёла, река Неглинная, впадающая в Москву реку. Такое место, при впадении одной реки в другую, было удобным и безопасным, так как образовывало почти остров, который можно было укрепить стенами от врагов, а еще здесь было пересечение важных торговых путей. Вторая дата в письменной истории города 1156 г. Юрий Долгорукий заложил город Москву, построив сосновую крепость- Кремль. -Что такое Кремль? - Давайте посмотрим фильм (слайд 11 ссылка) Как вы думаете, почему стены Московского Кремля несколько раз перестраивали? Чем заново возведённые стены отличались от предыдущих? - Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? - А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? Вывод: государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов; Московский Кремль – памятник истории и культуры России. – А теперь давайте отправимся в виртуальное путешествие на территорию Кремля, на соборную площадь. (слайд 12) – Почему она так называется?
– О чём могут рассказать постройки, расположенные в Кремле? – Чтобы ближе познакомится с архитектурными зданиями Кремля, мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание и вычитывает нужную информацию из учебника. На листах также есть дополнительная информация. Подготовив информацию, выберите в каждой группе экскурсовода.
Работа в группах. Каждой группе задание на листах: (слайд 13) (приложение 2)
Какую роль в Москве выполняла колокольня «Иван-Великий»? (слайд 14) Послушайте, как красиво звучат колокола. (нажать на звоночек) «Царь-колокол» (слайд 15) – Недалеко от колокольни на каменном постаменте установлен «Царь-колокол» – самый большой в мире. Он весит 200 тонн, его высота более 6 метров, диаметр более 7 метров. Во время большого московского пожара в 1737 г. отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок в 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 г. он был установлен на постаменте около колокольни «Ивана-Великого». Царь пушка - крупнейшее в мире орудие. Была отлита в Москве, на Пушечном дворе мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Но, так ни разу и не выстрелила. Главным собором Москвы был Успенский собор. Здесь проходило венчание на царство всех русских царей. (слайд 16) Вы видите венчание на царство внука Ивана III, Ивана Васильевича Грозного. Храм людей в роскошных длинных одеждах, под сводами храма звучало красивое пение. Старый священник возлагает на голову 17-летнего юноши Ивана IV золотую, украшенную собольим мехом внизу, а сверху увенчанную крестом, шапку. Это шапка Мономаха. С того времени (XVI в.) великого государя стали называть царём. Правили в те далёкие времена на Руси великие князья. Во время торжественных приёмов они имели при себе особые знаки княжеской власти – РЕГАЛИИ. Найдите в учебнике, на странице 59 иллюстрацию. Что на ней изображено? ( венчание на царство). В одной руке князь, а затем и царь держал СКИПЕТР, а в другой – КРУГЛУЮ ДЕРЖАВУ, а на голове была ШАПКА МОНОМАХА. Её получил в дар от Византии князь Владимир Мономах. В 1724 году её заменили императорской короной. Но в истории шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Этот собор был домовой церковью Ивана Грозного. (слайд 17) Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена убитых им людей и пытался вымолить у Бога прощения. Почему Иван Грозный просил у Бога прощения? (Его мучила совесть. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.) Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства. Расскажите, чем известен Архангельский собор? (слайд 18) Почему же Ивана IV прозвали Грозным? Какой самый красивый храм России хранит память о злодеяниях Ивана Грозного? (слайд 19 -20)
Давайте проверим как вы выполнили второе задание. От каждой группы выйдет представитель и подпишет постройку. (слайд 21) |
первое упоминание о Москве в летописи 871 лет слушают рассказ учителя высказывают предположение слушают рассказ учителя высказывают предположение отвечают на вопрос учителя смотрят фильм про Московский Кремль, отвечают на вопрос учителя
Ученики могут вспомнить о набегах и пожарах
Нет Потому что он древний, красивый, нарядный
Предположения детей: здесь стоят красивые дворцы, храмы, соборы о жизни великих государей
Каждая группа получает свое задание и вычитывает нужную информацию из учебника. На листах также есть дополнительная информация. Подготовив информацию, выбирает в экскурсовода, который будет рассказывать приложение 2 – задания, приложение 3 –дополнительная информация 1 группа: 1. Прочитайте текст со слов «Наши друзья вошли в Кремль…» до слов «…на самых отдаленных окраинах». Подготовь рассказ о колокольне Ивана Великого. 2. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать колокольню Ивана Великого) 2 группа: Прочитайте на с.59 об Успенском соборе. Какое событие произошло в нем? Память о каких событиях хранят его стены? Что означает выражение «венчаться на царство»? Как стали называть теперь великого государя? Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать Успенский собор) 3 группа: 1. Прочитайте на с.60 о Благовещенском соборе. Расскажите, что о нём узнали. 2. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать Благовещенский собор) 4 группа: 1. Прочитайте на с.60-61 об Архангельском соборе. Расскажите, что о нём узнали. 2. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать Архангельский собор) 5 группа: Рассмотрите иллюстрации на с.60. Что изображено на первой и второй иллюстрации? Подготовьте ответ на вопрос «Почему Ивана IV называли Грозным?» Прочитайте о соборе Василия Блаженного. Расскажите, что о нем узнали. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать собор Василия Блаженного)
Выступление групп учащиеся делают свои сообщения на фоне изображения собора, о котором рассказывают рабочая тетрадь стр.24 №3, выполнение задания на доске |
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Самостоятельное применение знаний. |
2 1 4 1 4 6 - Давайте вспомним, с чего мы начали урок – для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России? - А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты моё сердце», «я люблю всем сердцем». - Как вы теперь объясните фразу «Кремль – сердце России»?
- Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган нашего организма. 2.Работа в тетради (слайд 22-24)
3. Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов» «Про Василия Блаженного» (Слайд 25) |
Ученики совещаются в группах и предлагают свой вариант проблемы С помощью учителя приходят к выводу, что Кремль находится в Москве, Москва – столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Москва – политический центр России. В таком случае люди говорят не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр. фронтальная работа в рабочей тетради стр. 23 №1, №2 смотрят мультфильм |
|
V. Домашнее задание. |
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. (учебник стр.58-61) |
Знакомятся с заданием, слушают инструкцию |
|
VI. Итог урока. |
Оцените свою работу. Что было самым трудным? Самым интересным? – Что узнали о Москве? О Кремле? – Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль? Нет тебе на свете равных, Стародавняя Москва! Песня О. Газманова “Москва”. (слайд 26) |
отвечают на вопросы |
А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин «Окружающий мир (Моё Отечество)» 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Е.В.Сизова, Д.Д. Данилов. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;
Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;
Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику «Мое Отечество» Д.Д.Данилова, С.В.Тырина. – Ч.1/вт.-сост. Т.С.Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2008 -175с.
Сухаревская Е.Ю.Окружающий мир. 1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы. Издательство «ЛЕГИОН».
Интернет ресурсы:
http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=239761
http://tiptotrip.ru/tips/414-kolokolnya-ivana-velikogo-v-moskovskom-kremle
http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=1038
http://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-1/
http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.regalii-russkikh-tsarey/shapka-monomakha/