12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина44

РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА

Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Цели и задачи:

Общеобразовательные:

1. Сформировать образ Московского Кремля.

2. Углубить знания по истории государства.

3. Познакомить с великой исторической личностью Ивана Грозного.

4. Осуществить межпредметную связь (музыка, живопись, история).

Воспитательные:

Воспитание патриотизма как необходимого качества (так  как любовь к Отечеству является основанием формирования духовно-нравственной личности).

В целях решения задач физического и санитарно – гигиенического воспитания развивать работоспособность через профилактику утомления.

     Развивающие:

1. Развитие кругозора, повышение интеллектуального уровня.

 2. Развитие логического мышления.

 3. Развитие речи (обогащение словаря).


 

Ресурсы:

учебник А.А.Данилов, С.В. Тырин. Мое Отечество. 3 класс.2 часть;

Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс; Интерактивная доска SMART Notebook, презентация, раздаточный материал для работы в группах,

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

/data/files/a1523894080.notebook (Москва Златоглавая)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний

4 1 3

(слайд 1)

Перед нами река времени Российской истории. Корабль наших путешественников, совершающий плавание по «Реке времени», миновав пороги после скалы Батыева нашествия, вышел и остановился на широкой воде …

– На каком участке Российской истории мы находимся?

– Как называется изучаемый раздел? (слайд 2)

– Давайте вспомним, какие события в истории положили начало временам Московского государства? Перечислите, а я вам буду показывать подсказки.

(слайд 3) Какой известный иконописец написал икону «Троица»?

(слайд 4) Кто был основателем Троицкого монастыря?

Как звали двух русских монахов-богатырей, изображенных на слайде рядом с Сергием Радонежским? (ответ потянуть за ?)

(Слайд 5) В каком году была Куликовская битва

(Слайд 6)

Кем и когда было создано Московское государство? (открыть шторку)

Как стал именовать себя правитель Московского государства?

1480 г. Правнук Дмитрия Донского объединил под властью Москвы русские земли и избавил от ордынской зависимости. Итак, было завершено великое дело объединения Руси.

Начались новые времена.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняют задания (фронтально)

Времена Московского государства.


 


 


 


 

Андрей Рублев,

выполняют задание flash

Сергий Радонежский…

Пересвет и Ослябя

1380 г

Иван III, 1480г.

Великий государь всея Руси

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Постановка учебной проблемы.

4 1 3

- Составьте из слов, написанных на карточках, пословицы и попробуйте объяснить их смысл Давайте проверим, что у вас получилось

(слайд 7)

1. Москва веками строилась.

2. Москва - всем городам Мать.

3. Москва верстой далека, да сердцу рядом.

4.Была в Москве, видела золотые маковки.

5. Кремль – сердце Москвы.

– Что общего в этих пословицах? О чём они? Какова же тема нашего урока?


 

(слайд 8)

Откройте учебник на странице 58, прочитайте название параграфа. (открыть шторку)

Что означает слово златоглавая? Какое оно?

Почему? (-Почему Москву называют златоглавой?

Мы будем говорить не только о Москве – центре страны. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории.

– Сегодня роль Анюты и Илюши будут играть … и …. Послушайте их диалог. (стр.58)

- Как Илюша понял выражение «Кремль – сердце Москвы, сердце России?»

- Что ответил папа?

– Какой возникает вопрос?

Какую роль выполняет сердце в организме человека?

Может ли человек жить без сердца?

Сделайте вывод

- Как бы вы объяснили выражение «Кремль - сердце Москвы, Москва – сердце России»?

- Посмотрите на карту России: (слайд 9)

она словно пронизана тонкими ниточками – так обозначены транспортные пути, по которым перевозится для нас с вами огромное количество необходимых нам товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в нашем организме?

- Сделайте вывод? Какое возникло противоречие?

На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят. (открыть шторку)

- Что же имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?

Работа в группах.

Ученики составляют пословицы (приложение 1)


 


 


 


 


 


 

Пословицы о Москве. Значит, и тема урока о Москве.


 


 

 

Сложное

В нём 2 корня и соединительная гласная


 


 


 

читают диалог Анюты и Илюши стр..58

отвечают на вопросы учителя (фронтально)


 


 


 


 

Нет, не может.

все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.

 

объясняют выражение


 

Нет


 


 


 

Дети высказывают свои предположения


 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

1 3 7 4 3 3 2 1

1. Рассказ учителя

- Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история...

(слайд 10)

- На доске дата 1147, что она обозначает? (потянуть за дату)

- Сколько же лет Москве? Давайте посчитаем.

В центре Руси на семи холмах, среди дремучего леса и болот, на берегу реки было несколько сёл и деревень богатого боярина Степана Ивановича Кучки. И никогда бы мы с вами не узнали об этом месте, если бы 4 апреля 1147 года из богатого города Суздаля не прискакал бы сюда с дружиной князь Юрий, прозванный Долгоруким (потянуть за вопрос), для встречи со своим соседом князем Черниговским Святославом Ольговичем: «Приди ко мне, брате, в Москов!»

- Как вы думаете, почему город получил такое имя – Москва?

Вы, конечно, правы – название городу дала река – Москва. Что же обозначает слово «Москва»?

Москва – топкая болотистая река, имеющая болотистые берега, река с тёмной водой. Вероятно, такой её увидели наши предки славяне и дали ей название по этому признаку.

Конечно, при объяснении появления названия реки – Москва не обошлось без легенд и преданий.

По этой легенде название реки связано с последними словами Ильи Муромца, призывающего к укреплению мощи Русского государства. Постаревший Илья Муромец, известный былинный богатырь, возвращается из Киева в Муром. Смерть настигает его в пути, под курганом, на берегу большой реки. Богатырь умирает и произносит последние слова, ставшие названием реки: «Будтовздох прошёл: «Надо мощь ковать!

И второй дошёл –только «мощь… кова…»

В третий раз дошёл- только «мос… кова…»

Так и стала зваться река: Москова.»)

Как вы думаете, почему именно здесь Юрий Долгорукий основал город?

Вот как рассказывает об этот летопись:

Однажды объезжая окраины своего княжества Юрий Долгорукий увидел красивое, удобное для города место: большая река, по берегам которой стояли сёла, река Неглинная, впадающая в Москву реку. Такое место, при впадении одной реки в другую, было удобным и безопасным, так как образовывало почти остров, который можно было укрепить стенами от врагов, а еще здесь было пересечение важных торговых путей.

Вторая дата в письменной истории города 1156 г. Юрий Долгорукий заложил город Москву, построив сосновую крепость- Кремль.

-Что такое Кремль?

- Давайте посмотрим фильм (слайд 11 ссылка)

Как вы думаете, почему стены Московского Кремля несколько раз перестраивали?

Чем заново возведённые стены отличались от предыдущих?

- Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город?

- А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль?

Вывод: государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов; Московский Кремль – памятник истории и культуры России.

– А теперь давайте отправимся в виртуальное путешествие на территорию Кремля, на соборную площадь. (слайд 12)

– Почему она так называется?


 

– О чём могут рассказать постройки, расположенные в Кремле?

– Чтобы ближе познакомится с архитектурными зданиями Кремля, мы поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание и вычитывает нужную информацию из учебника. На листах также есть дополнительная информация. Подготовив информацию, выберите в каждой группе экскурсовода.


 

Работа в группах. Каждой группе задание на листах: (слайд 13) (приложение 2)


Мы на Соборной площади. Экскурсоводы готовы? Отправляемся в виртуальное путешествие.

Какую роль в Москве выполняла колокольня «Иван-Великий»? (слайд 14)

Послушайте, как красиво звучат колокола. (нажать на звоночек)

«Царь-колокол» (слайд 15)

– Недалеко от колокольни на каменном постаменте установлен «Царь-колокол» – самый большой в мире. Он весит 200 тонн, его высота более 6 метров, диаметр более 7 метров. Во время большого московского пожара в 1737 г. отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок в 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 г. он был установлен на постаменте около колокольни «Ивана-Великого».

Царь пушка - крупнейшее в мире орудие. Была отлита в Москве, на Пушечном дворе мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Но, так ни разу и не выстрелила.

Главным собором Москвы был Успенский собор. Здесь проходило венчание на царство всех русских царей. (слайд 16)

Вы видите венчание на царство внука Ивана III, Ивана Васильевича Грозного. Храм людей в роскошных длинных одеждах, под сводами храма звучало красивое пение. Старый священник возлагает на голову 17-летнего юноши Ивана IV золотую, украшенную собольим мехом внизу, а сверху увенчанную крестом, шапку. Это шапка Мономаха. С того времени (XVI в.) великого государя стали называть царём.

Правили в те далёкие времена на Руси великие князья. Во время торжественных приёмов они имели при себе особые знаки княжеской власти – РЕГАЛИИ. Найдите в учебнике, на странице 59 иллюстрацию. Что на ней изображено? ( венчание на царство). В одной руке князь, а затем и царь держал СКИПЕТР, а в другой – КРУГЛУЮ ДЕРЖАВУ, а на голове была ШАПКА МОНОМАХА.

Её получил в дар от Византии князь Владимир Мономах. В 1724 году её заменили императорской короной. Но в истории шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

 Этот собор был домовой церковью Ивана Грозного. (слайд 17)

Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена убитых им людей и пытался вымолить у Бога прощения.  Почему Иван Грозный просил у Бога прощения? (Его мучила совесть. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.)

Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства. Расскажите, чем известен Архангельский собор? (слайд 18)

Почему же Ивана IV прозвали Грозным?  Какой самый красивый храм России хранит память о злодеяниях Ивана Грозного? (слайд 19 -20)

Давайте проверим как вы выполнили второе задание. От каждой группы выйдет представитель и подпишет постройку. (слайд 21)

первое упоминание о Москве в летописи

871 лет

слушают рассказ учителя

высказывают предположение

слушают рассказ учителя

высказывают предположение

отвечают на вопрос учителя

смотрят фильм про Московский Кремль, отвечают на вопрос учителя

 


 

Ученики могут вспомнить о набегах и пожарах

 

Нет

Потому что он древний, красивый, нарядный

 


 


 


 


 

Предположения детей: здесь стоят красивые дворцы, храмы, соборы

о жизни великих государей


 

Каждая группа получает свое задание и вычитывает нужную информацию из учебника. На листах также есть дополнительная информация. Подготовив информацию, выбирает в экскурсовода, который будет рассказывать

приложение 2 – задания, приложение 3 –дополнительная информация

1 группа:

1. Прочитайте текст со слов «Наши друзья вошли в Кремль…» до слов «…на самых отдаленных окраинах». Подготовь рассказ о колокольне Ивана Великого.

2. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать колокольню Ивана Великого)

2 группа:

Прочитайте на с.59 об Успенском соборе. Какое событие произошло в нем? Память о каких событиях хранят его стены? Что означает выражение «венчаться на царство»? Как стали называть теперь великого государя?

Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать Успенский собор)

3 группа:

1. Прочитайте на с.60 о Благовещенском соборе. Расскажите, что о нём узнали.

2. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать Благовещенский собор)

4 группа:

1. Прочитайте на с.60-61 об Архангельском соборе. Расскажите, что о нём узнали.

2. Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать Архангельский собор)

5 группа:

Рассмотрите иллюстрации на с.60. Что изображено на первой и второй иллюстрации? Подготовьте ответ на вопрос «Почему Ивана IV называли Грозным?» Прочитайте о соборе Василия Блаженного. Расскажите, что о нем узнали.

Рабочая тетрадь стр.24 №3 (найти из перечисленных построек и подписать собор Василия Блаженного)


 

Выступление групп учащиеся делают свои сообщения на фоне изображения собора, о котором рассказывают

рабочая тетрадь стр.24 №3, выполнение задания на доске

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

2 1 4 1 4 6

- Давайте вспомним, с чего мы начали урок – для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России?

- А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты моё сердце», «я люблю всем сердцем».

- Как вы теперь объясните фразу «Кремль – сердце России»?

 

- Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган нашего организма.

2.Работа в тетради (слайд 22-24)

3. Просмотр мультфильма из серии «Гора самоцветов» «Про Василия Блаженного»

(Слайд 25)

Ученики совещаются в группах и предлагают свой вариант проблемы

С помощью учителя приходят к выводу, что Кремль находится в Москве, Москва – столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Москва – политический центр России.

В таком случае люди говорят не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр.

фронтальная работа в рабочей тетради стр. 23 №1, №2

смотрят мультфильм

 

V. Домашнее задание.

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. (учебник стр.58-61)

Знакомятся с заданием, слушают инструкцию

 

VI. Итог урока.

Оцените свою работу. Что было самым трудным? Самым интересным?

– Что узнали о Москве? О Кремле?

– Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль?

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов.

Песня О. Газманова “Москва”. (слайд 26)

отвечают на вопросы

 


 

Литература:

А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин «Окружающий мир (Моё Отечество)» 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»

Е.В.Сизова, Д.Д. Данилов. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;

Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;

Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику «Мое Отечество» Д.Д.Данилова, С.В.Тырина. – Ч.1/вт.-сост. Т.С.Гулуева. – Волгоград: Учитель, 2008 -175с.

Сухаревская Е.Ю.Окружающий мир. 1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы. Издательство «ЛЕГИОН».

Интернет ресурсы:

http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=239761

http://tiptotrip.ru/tips/414-kolokolnya-ivana-velikogo-v-moskovskom-kremle

http://moscow.ru/ru/guide/entertainment/attractions/monasteries_cathedrals_and_churches/index.php?id4=193

http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=1038

http://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-1/

http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43513924388/Moskovskiy-Kreml.-CHast-5.-Sobor-svyatogo-Arhistratiga-Mihaila

http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.regalii-russkikh-tsarey/shapka-monomakha/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cad0d89f-4c77-4ad8-8f71-8404b67540af/114924?interface=themcol&onpage=20&onpage=20&page=1

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.