Урок окружающего мира по теме «Какая бывает вода» (1 класс)
/data/files/g1600766143.pptx (Презентация "Какая бывает вода")/data/files/n1600766257.wmv (Человек и вода)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. о. Спасск-Дальний Приморского края
Урок окружающего мира по теме:
«Какая бывает вода»
1 класс
УМК «Школа XXI века»
Разработала:
Е.П.Александрова
учитель начальных классов
г.о. Спасск-Дальний
Пояснительная записка к уроку
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Программа: Н.Ф.Виноградова УМК «Школа XXI века»
Тема урока: «Какая бывает вода»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Основной целью данного урока является создание условий для ознакомления детей с понятием вода и её состоянием в природе; опытным путем познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды; способствовать пониманию роли воды в жизни человека; развивать внимание, память, устную речь, мышление и интерес к предмету.
На уроке происходит формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
Для реализации данного урока необходимо иметь следующее оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), карточки с изображением воды для работы в паре, материал для опытов (вода, стаканы, трубочка, разноцветные полоски).
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
2. Актуализация опорных знаний
3. Открытие нового знания
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение
5. Рефлексия
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим целям и задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. Во время разработки каждого этапа урока были учтены физиологические особенности младших школьников. Предусмотрено проведение физ. минуток с целью предотвращения перегрузок, продумана смена деятельности учащихся (игра, инсценировка, работа с учебником, практические опыты). Время, отведенное на все этапы урока, рационально распределено.
Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала.
Следующий этап – актуализация опорных знаний. Задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Ребятам предлагается посмотреть фильм, который помогает вспомнить, такие явления природы, как дождь, снег, туман. После чего учащиеся формулируют тему и цель занятия. Этот этап позволил быстро включить ребят в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап урока – открытие новых знаний. Здесь используется игровой метод, ведь в гости к ребятам пришла Водица и принесла много загадок, метод наглядности (демонстрация слайдов), фронтальная беседа, была проведена игра «Да-нет», был использован практический метод, когда ребята проводили опыты с водой. На этом этапе урока учащиеся работали как самостоятельно, так и в парах. По наблюдениям психологов, после 15 минут работы внимание первоклассников на уроке снижается. Поэтому на этапе открытия новых знаний использовалась компьютерная двигательная физминутка для снятия усталости и утомления. Следующая физминутка проводилась по окончанию данного этапа урока.
На этапе включение нового знания в систему знаний и повторение ребята работали с учебником, смотрели фильм «Берегите воду», а во время фронтальной беседы рассуждали зачем нужна вода и как ее сберечь.
Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, где учащиеся дали оценку своей деятельности и с помощью «смаил» диагностики показали свое настроение к концу урока.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. На каждом этапе подводится итог проделанной работы в виде фронтального опроса, обратной связи с целью выявления овладения УУД учащимися.
Выбранные мною формы и методы работы способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
II.Актуализация опорных знаний.
-Сегодня на уроке мы совершим новые интересные открытия. Ну а что же мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, посмотрев небольшой видеосюжет.
Дети смотрят видеофрагмент «Вода в природе» https://www.youtube.com/watch?v=qhA1wIbAKT0 .
- Чему был посвящен этот видеофрагмент? (Этот ролик был посвящен воде)
- Да, сегодня мы будем говорить о воде. А что необычного вы заметили в фильме? (Дождь превращался в снег)
- Может быть, кто-то из вас уже догадался, на какой вопрос мы будем искать ответ?
- Откройте учебники на странице 88 и прочитайте тему урока. (Какой бывает вода?)
III. Открытие нового знания.
- Ребята, а у нас сегодня гостья – её величество Вода! Давайте её поприветствуем.
Выходит ребенок в костюме воды.
- Здравствуйте, ребята. Я вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзаю.
В лес туманом заползаю.
Ледником в горах зовусь.
Лентой серебристой вьюсь.
Вы привыкли, что вода
Ваша спутница всегда.
Без меня вам не умыться
Ни наесться, ни напиться.
Смею я вам доложить:
Без воды нельзя прожить!
- Ребята, а давайте поиграем в игру. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.
1.Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)
2.Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)
3.Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)
4.На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)
5.Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)
6.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)
7. Посмотрели мы в окошко:
Где деревья? Где дорожка?
Воздух стал, как молоко,
Заблудиться в нём легко.
Всё похоже на обман...
А виной тому (Туман)
8. Мы согрели самовар
И над чашкой вьется … (Пар)
- Спасибо тебе, водица, будь гостем на нашем уроке!
- Ребята, почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)
-Молодцы! Какие вы наблюдательные. А теперь давайте поиграем в игру «Да-Нет». Я читаю вам утверждение, если оно верное, вы говорите «Да», а если ложное – «Нет».
1.Лёд – это вода?
2.Роса – это вода?
3.Если из тучи идет вода, то это дождь?
4.Если вода замерзает, то это лёд?
5.Если на деревьях иней – это вода?
- Отгадав загадки, у нас получилась схема. Рассмотрите её и подумайте, какой бывает вода?
Вывод: вода бывает в трёх состояниях: жидкая, твердая и газообразная.
Физминутка
Работа в группе.
- У вас на столе лежат картинки, разделите их на три группы. В первую группу поместите картинки, где вода в жидком состоянии, во вторую – где в твердом состоянии, а в третью – те, где вода в газообразном состоянии.
- Ребята, а как вода превращается в лед? А лед – в воду?
- А как получается пар?
- Сделайте вывод, от чего зависит состояние воды?
Вывод: При температуре ниже ноля градусов вода переходит из жидкого состояния в твердое, т.е. она замерзает. Но чем температура выше ноля градусов, тем быстрее вода начинает испаряться, т. е. из жидкого состояния переходит в газообразное.
- Что такое вода мы с вами узнали, а теперь узнаем свойства воды. А для этого мы с вами
превратимся в ученых и проведем несколько опытов.
Работа в парах
№1. Возьмите прозрачный стакан с водой и цветные полоски. Сравните воду с цветными полосками. Какого цвета вода?(Вода бесцветна)
Опустите в стакан карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? (Она прозрачна).
№2. Давайте понюхаем воду. Что вы чувствуете? (вода не имеет запаха).
№ 3 Попробуйте воду на вкус (из стакана). Какой вкус она имеет? (Вода безвкусна)
- Сделайте вывод, какими свойствами обладает вода.
Вывод: вода бесцветная, прозрачная, не имеет вкуса и запаха.
Физминутка
IV.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Леонардо да Винчи однажды сказал: «Вода – сок жизни на Земле». Почему он так сказал?
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Откройте учебники на стр.89 и обсудите в парах, зачем нужна вода. (Вода нужна, что бы мы ее пили, готовили себе еду, мылись, стирали и т.д.)
- Вода необходима человеку! Но как человек относится к этому богатству?
Просмотр слайд фильма «Берегите воду».
- Как человек поступает с водой?
- Какой бы совет вы дали всем людям на земле? (Берегите воду!)
- Давайте все вместе произнесем этот совет, чтобы каждый нас услышал.
- И в заключении нашего урока Вода к вам хочет обратится с просьбой.
Учащиеся читают стихотворение.
Уч. 1:Берегите воду
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Уч.2:Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Уч.3:Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Вода:Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе, закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
V.Рефлексия.
- О чём узнали на уроке?
– В каких состояниях бывает вода?
- Назовите основные свойства воды.
Перед вами три капельки: грустная, радостная и капелька с хорошим настроение. Соотнесите капельку со своим настроением и расположите её на доске. Посмотрим, какой дождик у нас получится.