Урок окружающего мира по теме: «Права ребёнка»

4
0
Материал опубликован 2 July

Урок окружающего мира по теме:

«Права ребёнка»

Цель: формировать представление о Конвенции о правах ребёнка, её главной идее.

Задачи:

Дать представление о правах ребёнка, ознакомить с Конвенцией о правах ребёнка;

Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство;

Развивать чувства человеческого достоинства;

Оборудование.

Для учителя: презентация «Ребенок имеет право!», набор карточек «Я человек! У меня есть права»;

Для учащихся: учебник «Окружающий мир» И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И. Саплин для 3кл. нач. шк. Ч.2; Толковый словарь, Конвенция о правах ребёнка, черновики для записей, учебные таблицы (задания в группах).

Ход урока:


1. Мотивация (самоопределение к деятельности) (1 мин).

Ребята! Готовы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас? (Да)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений (2 мин).

Вы согласитесь со мной, если я скажу, что все мы разные, у нас разные вкусы, привычки, внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей?

Тем не менее, все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).

3. Проверка домашнего задания (3 мин).

На прошлом уроке мы говорили о Конституции и правах человека. Друзья, вы знаете, что повторение – мать учения. Для проверки ваших знаний мы используем вопросы учебника. Внимание!

СЛАЙД 1.

Опрос по вопросам:

Что является Основным законом нашего государства? (Конституция)

Какие права имеют граждане России по Конституции? (…)

Какие обязанности? (…)

Почему защита и охрана природы – это обязанность граждан?

Почему важно охранять памятники истории и культуры?

Какую пользу хотел бы ты принести нашему государству? (творческое задание)

4. Сообщение темы и задач урока (2 мин).

На прошлом уроке мы говорили о правах взрослых людей. А чтобы попасть в мир взрослых людей надо пройти детство. Есть ли вообще права у детей? (Да)

Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Кто догадался? На какие вопросы постараемся найти ответы? Есть ли вопросы, которые вас волнуют?

Сегодня мы продолжим тему о главных документах, защищающих права человека, в данном случае – права детей. Итак, тема нашего урока …

СЛАЙД 2.

5. Актуализация опорных знаний (3 мин).

На доске появляется плакат.

Какие ассоциации со словом «права» возникают?

t1751442774aa.jpg 

Как вы считаете, кто дает человеку права? (Права человеку никто не дает, человек получает права от рождения)

Кто заботится о вас, пока вы маленькие? (Родители)

А бывает ли так, что ребёнок остался один, без родителей? (Бывает, например, родители погибли)

Кто же тогда будет заботиться о ребёнке? (Государство)

Куда определяют таких детей? (В детский дом)

Но что может случиться с детьми, оставшимися без родителей? (Ответы детей)

6. Получение новых знаний (10 мин).

Как вы думаете, почему всемирно известная организация Генеральная ассамблея ООН сочла необходимым принять документ по защите прав ребёнка (Ребёнку совсем непросто пройти по дороге, которая ведет в мир взрослых)

Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

И наша цель с вами узнать эти права. Скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа!

И группы уже распределены.

Познакомьтесь, вот они!

СЛАЙД 4.

1-ая группа «Теоретики».

2-ья группа «Художники».

3-ья группа «Практики».

4-ая группа «Журналисты».

Внимание! На столе вы видите папки с заданиями для каждой группы.

СЛАЙД 5.

Ответы на все задания вы найдете в статье учебника на стр.105-108, также 1 группе понадобится Толковый словарь, а 3 группе – Конвенция о правах ребёнка.

Время на выполнение работы каждой группе дается 5 минут и 2 минуты на обсуждение в группе. Не теряйте время! Приступайте!

1-ая группа «Теоретики»

Назовите важный документ, защищающий права ребёнка. (Конвенция о правах ребёнка)

Что значит «конвенция»? Зачитайте значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.

Какова главная мысль этого документа? (Дети имеют право на особую защиту)

Когда она была принята? (20 ноября 1989г., генеральная ассамблея ООН)

На что направлена идея всех статей этого документа? (Стремление сделать все возможное для защиты детей)

2-ая группа «Художники»

Нарисовать эмблемы, которые могли бы подойти к Конвенции о правах ребёнка. Объясните свой выбор.

3-ья группа «Практики»

О каких правах говорится в статьях конвенции? Подумаете, какие права, кроме тех, что приведены в учебнике, должны быть защищены законом?

4-ая группа «Журналисты»

Известны ли случаи нарушения прав ребёнка? (Да)

Напишите, что вы думаете по этому поводу.

Обобщение новых знаний (10 мин).

Время вышло. Чтобы судьба всех детей сложилась счастливо, что действует в нашем государстве? (Законы, защищающие права ребёнка) Обратимся к теоретикам. Кто выступает?

СЛАЙД 6.

1-ая группа «Теоретики» (2 мин)

Назовите важный документ, защищающий права ребёнка. (Конвенция о правах ребёнка)

Что значит «конвенция»? Зачитайте значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.

Какова главная мысль этого документа? (Дети имеют право на особую защиту)

Когда она была принята? (20 ноября 1989г., генеральная ассамблея ООН)

На что направлена идея всех статей этого документа? (Стремление сделать все возможное для защиты детей)

Спасибо! Конвенция о правах ребенка принятая Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября в 1989 году является международным законом. Как вы думаете, какие эмблемы, могли бы подойти к Конвенции о правах ребёнка. Оценим работы художников.

СЛАЙД 7.

2-ая группа «Художники» (2 мин)

Нарисовать эмблемы, которые могли бы подойти к Конвенции о правах ребёнка. Объясните свой выбор.

Спасибо! Этот документ закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет, и состоит из 54 статей.

Какие основные права обозначены в Конвенции? Выслушаем практиков.

СЛАЙД 8.

3-ья группа «Практики» (3 мин)

О каких правах говорится в статьях конвенции?

Подумаете, какие права, кроме тех, что приведены в учебнике, должны быть защищены законом? (Ответы детей)

Назовите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи.

Известны ли случаи нарушения прав ребёнка? (Да)

Узнаем, что об этом думают наши журналисты.

СЛАЙД 9.

4-ая группа «Журналисты» (3 мин)

Известны ли случаи нарушения прав ребёнка? (Да)

Напишите, что вы думаете по этому поводу. (Ответы детей)

В какой группе вам хотелось бы поработать в следующий раз? А теперь из теоретиков, практиков, художников и журналистов я предлагаю вам перевоплотиться в защитников, знающих права ребёнка и, используя накопленные знания, помочь сказочным героям.

Внимание на экран! Презентация «Нарушение прав сказочных героев». (Работа с презентацией 7 мин)

СЛАЙД 10.

Из какой сказки эти строки? А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

А на самом-то деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?

Что вы сказали бы этим злодеям, если бы их встретили?

СЛАЙД 11.

Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.

СЛАЙД 13.

Право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

СЛАЙД 15.

Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, занятия, увлечения. Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека по-своему.

СЛАЙД 17.

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

СЛАЙД 19.

Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

СЛАЙД 21.

В старые годы считали, что ребенок без битья не выучится и что хорошие манеры воспитывать надо силой, вколачивать розгой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать добром.

СЛАЙД 23.

Жил когда-то в Дании странный мальчик, длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

СЛАЙД 25.

В Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

Итог. Домашнее задание. Объявление оценок. (2 мин)


У нас тут не один защитник, целая коллегия адвокатов подрастает!

Зачем нам нужны права? О чем не следует забывать? Что делать, если тебе кажется, что кто-то нарушает твои права?

Домашнее задание вы видите на экране: Учебник стр. 105 – 108 (2 и 3 задания на выбор)

Задание № 1 - придумать и записать вопросы для викторины «Права ребёнка» (всем).

Задание №2 - придумать рассказ, названием которого может служить следующая поговорка «И сила уму уступает.» (индивидуальное творческое задние).

Задание № 3 - подготовить проект «Декларации прав» учащихся твоего класса (групповое творческое задание).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.