Урок окружающего мира «Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах»
Конструкт пробного урока по окружающему миру
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36 (46)
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Говорухиной Анастасии Владимировны
Дата: 09.03.2022
Класс: 2Б
УМК: «Школа России»
Тема урока: Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные: обучающие демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха), познавательные УУД (умение осуществлять формулирование познавательной цели; выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).
Предметные: обучающиеся знают правила поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт.
Цель: познакомить обучающихся с правилами взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с культурой поведения в школе и других общественных местах.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Развивающая: развивать регулятивные УУД умение осуществлять способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха), познавательные УУД (умение осуществлять формулирование познавательной цели; выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).
Образовательная: знакомить обучающихся с правилами поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
-принцип доступности;
-принцип сознательности и активности;
-принцип наглядности;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип психологической комфортности;
Принципы воспитания:
-создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
-воспитание через взаимодействие.
Методы обучения:
Словесные:
диалог
Наглядные:
демонстрация.
Практические:
упражнения.
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования:
создание ситуации успеха;
поощрение;
Методы развития познавательного интереса:
формирование готовности к восприятию;
стимулирование занимательным содержанием.
Методы формирования ответственности и обязательности:
предъявление педагогических требований.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение
1.1 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 Рабочая программа по окружающему миру . 2 класс (Школа России. ФГОС)
1.4 Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобщеобразоват. учреждений с приложением на эелектронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. - (Школа России).
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: презентация
2.2 Индивидуальное: смайлики, карточки «Распредели», карточки с ситуациями, тест
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
1 Мотивация к учебной деятельности.
2 Актуализация опорных знаний и способов действий.
3 Выявление проблемы.
4 Решение проблемы
5 Физминутка
6 Первичное закрепление.
7 Самостоятельная работа
8 Домашнее задание
9 Рефлексия, подведение итогов
Оформление учебного кабинета, макет доски:
Тема: Правила поведения в общественных местах | Дата. Классная работа. | Домашнее задание Стр. 58 задание №3 |
Ход урока:
Этапы урока | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты | ||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. | Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Проверим готовность к уроку, у вас на парте лежит тетрадь, пенал, дневник и учебник. Все лишнее попрошу убрать. - Сейчас тихонько присядут девочки - И ещё тише присядут мальчики. - Молодцы! | Приветствие Подготовка к уроку Присаживаются | Фронтальная | | | Метапредметные: умение осуществлять регулятивные УУД (умение осуществлять контроль и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения понимать коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог). | ||||||||
Актуализация опорных знаний и способов действий. | Актуализировать знания с прошлого урока, совместно с обучающимися. | Методы обучения: Словесные: диалог Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Для того чтобы закрепить и вспомнить, что вы проходили на прошлом уроке, я предлагаю вам проверить домашнее задание. Кто мне может сказать, что нужно было сделать дома? - Вам нужно было из учебника выписать пословицы о дружбе и устно их объяснить. - Есть желающие прочитать и объяснить? - Спасибо, кто ещё готов ответить? - Молодцы! | Проверка дз | Фронтальная | | | Метапредметные: умение осуществлять регулятивные УУД (умение осуществлять контроль и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий). | ||||||||
Выявление проблемы. | Сформулировать тему и задачи урока. Формировать у обучающихся: моральные качества, правила поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт. | Методы обучения: Словесные: диалог Наглядные: демонстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Сегодня у нас будет необычный урок, он будет направлен на развитие ваших личностных качеств, и первым делом, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам посмотреть одно интересное видео. - Скажите, о чем это видео? - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? - Верно! Сегодня тема нашего урока «Правила поведения в общественных местах». - Попробуйте сформулировать цель урока. - Молодцы! Цель нашего урока познакомиться с правилами поведения в общественных местах. | Смотрят мультфильм О правилах поведения в транспорте Мы будем говорить о правилах поведения Познакомиться с правилами поведения в общественных местах Ответы | Фронтальная | Презентация, видеоролик | | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (умение осуществлять формулирование познавательной цели; согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения). | ||||||||
Решение проблемы | Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. Формировать у обучающихся: моральные качества, правила поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт. | Методы обучения: Словесные: диалог Наглядные: демонстрация. Практические: упражнения. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Итак, вернемся к видеоролику. Что в поведении Кроша было не так? - Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. - Такие места называются общественными. Какие общественные места вы знаете? - В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Сейчас вместе вспомним эти правила. - Посмотрите на изображение, и попробуйте сформулировать правило поведения. - В транспорте: не мешайте другим входить в транспорт; уступите место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять; выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит после вас, – подать им руку. При переходе улиц надо соблюдать правила дорожного движения. В театре, кинотеатре: обязательно поздоровайтесь с билетером или гардеробщицей; проходить на свое место в театре или кино следует лицом к сидящим; если вы опоздали и вошли в зал после третьего звонка, садитесь на ближайшее свободное место – на свое перейдете во время антракта; во время спектакля нельзя есть конфеты, разговаривать, пересаживаться, говорить по телефону. - Молодцы. - Как мы понимаем, что человек вежлив? - Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны. - Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся? - Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. - Я предлагаю вам выполнить задание в парах. - Вам необходимо распределить вежливые слова по соответствующим группам. На выполнение задания вам отводится 2 минуты
Варианты ответов: простите, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, извините, благодарю, будьте добры, добрый вечер, добрый день. - Я вижу многие уже выполнили, начнем проверять. - … пара, какие слова вы отнесли в группу приветствие - Кто согласен – хлопните - …, пара, какие слова вы отнесли в группу просьба - Кто согласен? - Молодцы! - … пара, какие слова вы отнесли в группу благодарность - Кто согласен – хлопните - … пара, какие слова вы отнесли в группу извинение - Кто согласен – хлопните - Молодцы! Вы все отлично справились с заданием. | Ответы Школа, магазин, библиотека, кинотеатр, улица, больница, музей, общественный транспорт. Смотрят на слайде картинки и говорят о правилах в транспорте, в театре, кинотеатре. Ответы Становятся Выполнение задания Отвечают | Фронтальная, в парах | Презентация Карточки с заданием | Взаимоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха), познавательные УУД (умение осуществлять выполнение познавательных и практических заданий; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих). Предметные: обучающиеся знают правила поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт. | ||||||||
Физминутка | снять физическое и умственное напряжение обучающихся | | - Прежде чем мы продолжим, предлагаю немного отдохнуть. - Встанем со своих мест. Мы проверили осанку | Физминутка | | | | | ||||||||
Первичное закрепление. | проверить уровень освоения пройденного материала с помощью | Методы обучения: Наглядные: демонстрация. Практические: упражнения. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение; Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Для того чтобы закрепить полученные знания и проверить как вы усвоили правила поведения в общественных местах, вам необходимо будет поработать в группе по 4 человека. Вы можете повернуться друг к другу. - У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их в группе. Затем вы выбираете одного человека, который зачитывает ситуацию и дает ответ. - Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать. У вас есть 3 минуты, чтобы обсудить. • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? • В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик?. • Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? • Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? • Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? • Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. - Первая группа, кто у вас отвечает? - Спасибо. - Вторая группа, слушаем вас - Ребята все согласны – хлопните. Спасибо - Третья группа - Молодцы! - Четвертая группа, кто у вас отвечает? - Спасибо, всё верно - Пятая группа, слушаем вас? - Ребята, кто согласен –поднимите руку. - Шестая группа, читайте и отвечайте. - Спасибо ребята за ответы. | Работа в группе Ответы Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус. «Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю Надо Тот, кто позвонил. Спасибо, мне очень приятно. Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее | Групповая, фронтальная | Карточки | | Личностные: обучающиеся проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха), познавательные УУД (умение осуществлять выполнение познавательных и практических заданий; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих). Предметные: обучающиеся знают правила поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт. | ||||||||
Самостоятельна я работа | Организовать самостоятельную работу | Методы обучения: Практические: упражнения. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Теперь предлагаю проверить, насколько вы усвоили тему урока. - Вам необходимо решить тест. - На работу у вас есть 6 минут. - Если нет вопросов, то можете приступать. 1. Следует ли сдавать в гардероб зонты, портфели, большие пакеты и пр.? 1) следует, если их принимают в гардероб 2) не следует, если они тебе не мешают 3) следует 2. Допустимо ли шумное выражение восторга в кинотеатре? 1) допустимо 2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность 3) шумное поведение допустимо везде 3.Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее? 1) не нужно 2) нужно 3) желательно, но не обязательно 4.В какой одежде ходят в кино? 1) в нарядной 2) в спортивной 3) в будничной 5.Что лучше надеть, собираясь в театр? 1) свитер и джинсы 2) легкую декольтированную одежду 3) нарядную одежду по сезону 4) желательно брючный костюм 6.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? 1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим 2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену 7.Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда? 1) следует 2) не следует 3) желательно 8.Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре? 1) обязательно 2) желательно 3) не следует 9. Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров? 1) свистеть и топать ногами 2) немедленно встать и покинуть зал 3) молчать и не аплодировать - Заканчиваем, сейчас поменяетесь в паре работами и мы вместе проверим. - Что вы выбрали в …. *проверяем весь тест* - У кого все верно или есть одна ошибка, можете поставить себе оценку 5 - У кого две или три ошибки – оценка 4. - У кого ошибок больше, то необходимо получше изучить данный материал. -Вы все молодцы! | Выполняют тест Ответ: 1 Ответ: 3 Ответ: 2 Ответ: 3 Ответ: 3 Ответ: 2 Ответ: 1 Ответ: 1 Ответ: 3 | Индивидуальная Фронтальная | Тест | Взаимопроверка | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять планирование, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха) Предметные: обучающиеся знают правила поведения в общественных местах: театр, кинотеатр, общественный транспорт. | ||||||||
Домашнее задание | | | - Сейчас запишем домашнее задание. - Откройте учебник на стр. 58, задание № 3 - Вам дома необходимо будет составить памятку «Правила поведения в общественном транспорте». - Есть ли у вас вопросы по выполнению домашней работы? | Запись дз | Фронтальная | Учебник | | | ||||||||
Рефлексия, подведение итогов | инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества | Методы обучения: Словесные: диалог Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. | - Ребята, наш урок подходит к концу. О чем мы говорили сегодня? - Какая цель перед нами стояла? - Смогли мы достигнуть этой цели? - С помощью чего мы достигли данную цель? - Как же нужно вести себя в общественных местах? - Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. - У вас на партах лежат смайлики. Положите их перед собой и возьмите простой карандаш. Если сегодня у вас получилось выполнить все задания, вы будете стараться соблюдать правила поведения то нарисуйте веселый смайлик. А если вы с чем-то были не согласны или у вас что-то не получилось - нарисуйте грустный смайлик. - Поднимите все свои смайлики, чтобы я увидела. *если грустный* - Почему ты нарисовал грустный смайлик? - Спасибо, я хочу поблагодарить вас всех за урок, вы были активными, отвечали на все мои вопросы, а в отдельности хочу поблагодарить.... - Урок окончен, до свидания. | О правилах поведения в общественных местах Познакомиться с правилами поведения в общественных местах Да ответы культурно, вежливо Рисуют смайлики | Фронтальная, индивидуальная | Смайлики | Самоконтроль | Личностные: обучающиеся проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), коммуникативные УУД (умение осуществлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий). |