Урок окружающего мира «Верные друзья и помощники человека» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 7 July 2020

Урок окружающего мира

2 класс


Тема урока: «Верные друзья и помощники человека».


Тип урока: «Объяснение нового материала».


Цели:

- учить устанавливать зависимость внешнего вида собаки от ее назначения;

- формировать умения и навыки в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся;

- развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие) умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение);

- создать благожелательную творческую атмосферу в группах, культуру общения в группах;

- воспитывать чуткое, ответственное отношение к собакам.


Оборудование: карточки, картинки, телевизор, DVD, информационные карты, раздаточный материал.


I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок окружающего мира мы проведем вместе.


II. Актуализация знаний. Постановка темы, целей.


1) Я принесла вам предметы:

- ошейник, намордник, веревочка с бантом, косточка

- Для кого они нужны? (кошка, собака)

- Как можно назвать этих животных? (звери, домашние, любимцы, верные друзья)

(Если назовут, то формулируют тему, если нет, читают с доски):

«Верные друзья и помощники человека»

- Исключите лишний предмет. Обоснуйте.

Сегодня на уроке мы будем говорить о собаках.


2) Цель: «Мы докажем, что собаки – верные друзья и помощники человека, познакомимся с некоторыми породами собак и правилами ухода за ними».


III. Работа по теме урока.


1) Парная работа (по уровням).

Положите перед собой информационные карты. Перед вами тексты об истории появления собак под № 1. Прочитайте тексты, обсудите ответ на вопрос с соседом, у которого карта такого же цвета. Ответ начинайте со слов, указанных в карте.


1 уровень.

Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи. Затем человек стал для нее вожаком, так как собака привыкла жить в стае. Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Но все это произошло много тысяч лет назад.

- Почему собака оказалась рядом с человеком?

- Начните ответ со слов: «Мы решили, что…».


2 уровень.

Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, шакал до сих пор люди не знают, кто из них был пра-пра-прадедом современной собаки. Но ученые сходятся во мнении, что ближайший родственник собаки это волк.

- Кто является родственниками собаки? А самый близкий?

- Начните ответ со слов: «Мы узнали, что…».


3 уровень.

Человек стремился вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому среди более 400 (четырехсот) пород можем видеть собак любого размера, формы, окраса.

- Сколько выведено пород собак?

- Начните со слов: «Мы нашли, что…».


2) Проверка:

(чтение вопроса, ответ)


3) (Картинки на доске) Посмотрите на доску, как много красивых собак, больших до 90 кг, как английский мастифф и сенбернар, маленьких, 12 см в высоту, как йоркширский терьер, который вмещается в стакан, белых, черных, рыжих, пятнистых, с короткими и длинными ногами, с густой шерстью и почти голых.

- Постарайтесь объяснить, почему они такие разные?

- Проверим его (ее) предположение.


4) Работа в группах.

1 группа

- Соедините стрелками название группы и ее описание.

- Облаивают зверя, птицу, Гончие

задерживают до прихода охотника.


- Преследуют зайца, лису волка, рысь, лося, Норные

«гонят» их в сторону охотника.


- С ними охотятся на лис, барсуков. Лайки

В норе происходит борьба со зверем,

цель которой выгнать его наружу.


- Подумайте, как можно назвать всех этих собак?

- Среди изображенных собак найдите норную. Докажите.


2 группа.

Узнайте этих собак по описанию. (текст у каждого из группы)

А) «Долгие столетия эта маленькая собака жила только в китайском императорском дворце. Прекрасные темные глаза, как у обезьянки, шерсть, как у льва. Собачка игрива. Маленькая, но сильная, смелая. Есть недостаток: очень разборчива в еде и храпит во сне из-за сплюснутого носа». (Пекинес)

Б) Крупная собака, имеющая белую шерсть с черными пятнами. (Далматинец)


3 группа.

- Прочитайте в учебнике на стр. 63 текст «Промокший до нитки».

- Приготовьтесь рассказать о собаке по вопросам.

- Как появилось слово «пудель»?

- Что оно обозначает? Почему?

- Что умеет делать пудель?

- Какие бывают пудели по окрасу?


4 группа

Соберите из разрезанных деталей картинку. Наклейте ее на картон. Назовите породу собаки.


5) Проверка.


1 группа. (картинки на доске)

После ответа на доску вывешивается карточка: ОХОТНИЧЬИ.

- Какую собаку вы отнесли к группе норных? Кто знает как называются другие породы собак?

Дополнительный вопрос:

- Почему этих собак человек приучал к охоте?


2 группа

1) Ответы детей.

2) Кто сможет назвать две остальные породы?

3) Почему человек заводит этих собак?

4) Во французском языке слово «украшение» обозначает «декорация».

Подумайте, как можно назвать эту группу собак (ДЕКОРАТИВНЫЕ – на доску).


4 группа.

Какой породы собаку сложили (Пудель)?



3 группа.

Расскажите, что узнали о пуделях.

К какой группе собак (охотничьих, декоративных) относится пудель?

Но оказывается, пуделя можно отнести и к СЛУЖЕБНЫМ (цирк).


6) Физминутка.

О служебных собаках мы поговорим позже, а сейчас отдохнем.

А) Зарядка для глаз:

- поморгайте 5 раз;

- вращайте глазами, не двигая головой, по часовой и против часовой стрелки;

- проследите глазами за точкой лазерной указки.

Б) Покажем повадки животных:

- Подпрыгивайте, как собачки за брошенной палкой;

- Потянитесь, как собачка, когда она готовится спать.


7) Просмотр фрагментов фильма.

- Посмотрите фрагмент из фильма.

Приготовьтесь рассказать, какую работу выполняют служебные собаки.


8) Проверка.

Какую же работу выполняют служебные собаки?


9) В последнее время собаки освоили еще некоторые профессии.

- Кто знает, какую работу еще могут выполнять собаки?

А) Поиск людей при обвалах, землетрясениях.

Б) Поиск наркотиков и оружия в машинах, грузах на таможне и аэропорту.

В) Поиск утечки газа в трубах, даже глубоко под землей.

Г) Помощь геологам в поиске полезных ископаемых

Д) Знаменитая собака спасатель сенбернар Барри. За 12 лет работы в горах спас более 40 человек

(Среди спасенных им людей был полузамерший мальчик, лежавший под снежной лавиной рядом с погибшей матерью. Барри распластался на теле мальчика. Чтобы согреть его, и лизал ему лицо до тех пор, пока ребенок не пришел в себя. Затем Барри привел его к ближайшему жилью).

В 1899 г. в Париже открыт памятник этой собаке, в благодарность за ее тяжелую работу.

Е) И даже простые, беспородные дворняги выполняют большую работу. Именно такие собаки Белка и Стрелка побывали в космосе до человека.


10) Вывод

- Почему же сейчас так много собак разных пород и они не похожи на своих родственников волков?

- Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формы и окраса.


11) Работа по фотовыставке.

- Посмотрите, как много друзей-животных живут рядом в вами.

Какие они красивые, чистые, ухоженные. Расскажите, как вы ухаживаете за собаками.


12) А сейчас я предлагаю посмотреть на доску.

- Установите связь в парах.

- Подумайте, какое слово спрятано на этой карточке. (ВЕТЕРИНАР)

- Кто же такой ветеринар?

- 2 человека ищут значение в словаре. А вы мне шепните на ушко.

- Какой же может дать совет ветеринар тем, у кого есть собака?

13) Проектная деятельность.

На доске вы видите печальную, одинокую собаку.

- Почему оказалась на улице?

Вы можете дать совет людям, решившим завести собаку. Обсудите в группах и выберете правильные советы. Пусть эти сердца согреют нашу собаку.


2 группа

1) Если решил завести собаку, подумай, хватит ли у тебя времени, терпения, любви.

2) Не выводи собаку гулять.

3) Играй с собакой целый день, не давай ей отдохнуть.


3 группа

1) Ухаживай за собакой так, чтобы она не болела.

2) Корми собаку 20 раз в день.

3) Почаще наказывай собак.


4 группа

1) Вовремя делайте собакам прививки у ветеринара.

2) Больше читай о собаках.

3) Не корми собаку.


1 группа

1) Не мой, не расчесывай, не чисти собаку.

2) Не выводи собаку на улицу гулять.

3) Научи ее правилам «собачьего тона»: послушанию, терпению, выносливости, доверию, добру. Но сначала этому научись сам.


14) Проверка.

Прочитайте хором: «ХОРОШО ВОСПИТАТЬ СОБАКУ МОЖЕТ ТОЛЬКО ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК!»


15) К сожалению, сейчас очень много бездомных собак из-за человеческой беспечности, равнодушия, глупости, жестокости.

- Как люди могут помочь этим собакам? (О приютах)

- Любить можно и породистую собаку и самую обычную дворняжку.


IV. Итог.

Закончите фразу: «Собаки – наши верные…»

- Почему?


V. Рефлексия.

- Поставь значок «+» - ДА, «-» - НЕТ при ответе на вопросы:

1t1594101541aa.gif ) Было интересно.

2t1594101541aa.gif ) Я узнал много нового.

3t1594101541aa.gif ) Испытывал затруднения при выполнении заданий.

4t1594101541aa.gif ) Активно участвовал в работе класса.


VI. Домашнее задание (на информационной карте).

1) Мы много узнали о собаках. Дома вы можете прочитать о кошках – учебник, страница 64-65.

2)Ответь на вопросы, пользуясь дополнительной литературой, интернетом.

А) Чем отличается кинолог от киномана?

Б) Где и почему установлены памятники собакам?

3) Разгадай кроссворд, закрась фигуры (рабочая тетрадь – стр. 32, № 2, 3)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.