12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козлова Елена Валентиновна66
Россия, Ивановская обл., г. Фурманов
2

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Что такое экономика?" УМК "Школа России"

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 7 города Фурманова

155520, город Фурманов, ул. Возрождения, д. 40



Конспект урока окружающего мира

во 2 классе на тему: «Что такое экономика»



Педагог: Козлова Елена Валентиновна

Автор учебника: А.А. Плешаков

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: - формирование у обучающихся представления о понятии «экономика» и ее составных частях (отраслях)


Задачи:

- познакомить с понятием «экономика»,

- научить выделять отдельные отрасли экономики,

- сформировать умение объяснять взаимосвязь составных частей экономики;

-сформировать представление о взаимосвязи экономики и денег.







УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера;

-применять методы информационного поиска

-проводить рефлексию результатов деятельности;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики

Коммуникативные УУД

- слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

- управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Личностные результаты

-ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

Регулятивные УУД

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата.

Оборудование и технические средства обучения: интерактивная панель, ноутбуки

Наглядные пособия: презентация, мультфильм

Ключевые слова: экономика, отрасль, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, деньги, монета, банкнота, купюра, рубль.

Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями.



п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Направление формируемой функциональной грамотности

1.

Организационный этап. Мотивирование деятельности обучающихся

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Предлагаю начать наш сегодняшний урок с девиза:

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает!

Дети стоят около своих парт.



Слайд 2 - дети читают про себя;

- читает один ученик;

- читают хором.


2

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи


- Сегодня мы с вами будем добывать новые знания.

- Предлагаю, отгадать загадку.


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … (семья)


- У каждого из нас есть своя семья.

- Что необходимо семье для жизни?

- Как это все приобретается в семье?

- А откуда берутся деньги?

- А потом деньги надо распределить так, чтобы хватило до следующей зарплаты. Это не так - то просто, согласитесь? И, думаю, вы часто дома слышите от взрослых фразу: «Надо экономить!»

- Как вы понимаете, что это такое экономить?

- Люди уже давно поняли, что хозяйство следует вести по определенным правилам. И существует целая наука, которая обучает ведению хозяйства.

- Может, кто - то знает, как она называется?

- Предлагаю это узнать.

(на доске слоги: НО ЭКО КА МИ)

Какое слово рассыпано?

- Сформулируйте тему.

Правильно, тема нашего урока «Что такое экономика».

- Давайте определим цель нашего урока. Продолжите фразу:

Мы на уроке узнаем…



Слайд 3





Отгадывают загадку (семья)


Ответы детей

Дом, одежда, еда и многое др.

За деньги.

Зарабатывают родители.






Правильно распределить деньги, тратить деньги, так чтобы остались.







Собирают рассыпавшееся слово.

Определяют тему урока.





Ответы детей.

































Формирование читательской грамотности








3

Открытие нового знания


1. - Итак, нам незнакомо слово «ЭКОНОМИКА».

- Прочитаем его хором. На какой слог падает ударение?

- Где и как мы можем узнать значение этого слова?

- Давайте найдем значение слова «экономика» и обратимся к интернет-помощнику Алисе.

- Алиса, скажи, пожалуйста, определение слова «экономика» для 2 класса.

- Ребята, откройте учебник на стр. 108. Найдите последний абзац и прочитайте, какое определение экономики нам предлагает автор учебника.

- Что вы заметили?



- Делаем вывод, что же такое экономика?




- А теперь предлагаю поработать немного со словом «экономика».

- На какой вопрос отвечает это слово?

- А теперь подберите однокоренные слова к слову экономика, обозначающие признак и действие предмета.

- Домашняя экономика постоянно дает о себе знать. С того, что нас окружает, с домашних дел и забот и начинается наша экономическая жизнь.

- Ребята, наша страна это тоже большой дом. Мы сегодня поговорим об экономике страны. Основой развития любой страны, в том числе и нашей России, является, экономика.

-В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, их называют отрасли.

- Давайте прочитаем слово «Отрасль». Какой слог ударный?

2. - Каждый день мы сталкиваемся с разными отраслями экономики.

- Предлагаю вам узнать, какие бывают отрасли экономики.

- Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть план, подготовлен дополнительный материал. Выполнив по плану все задания, вы определите название одной из отраслей экономики. Через 3-5 минут будьте готовы озвучить итоги своей работы.

Работа в группах

Задание для 1 группы

(картинки: игрушки, одежда, машины, станки)


ПРО

МЫ

ШЛЕН

НОСТЬ

78–60=

30+24=

81+5=

65+30=


- Найдите значения выражений. Расположите ответы в порядке возрастания, сопоставив их соответствующим слогом, и расшифруйте слово.

- Проанализируйте картинки и расскажите об отрасли по плану:

1. Название отрасли _______________

2. Эта отрасль обеспечивает другие отрасли машинами и материалами, это заводы и фабрики. На них производят разные нужные вещи: продукты питания, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, машины.

3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,

(выберите нужную карточку с названиями профессий)

Задание для 2 группы

(картинки: корова, молоко, овца, шерсть, колосья, хлеб)

- Составьте картинки парами.

- В какой отрасли экономики могут производить такие продукты? (сельское хозяйство)

- Расскажите об отрасли по плану:

1. Название отрасли _______________

Эта отрасль — это фермы, поля, сады. На фермах разводят животных и получают молоко, яйца и мясо. На полях выращивают зерно, овощи, лён, хлопок, а сады дают нам фрукты и ягоды.

3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,

(выберите нужную карточку с названиями профессий)

Задание для 3 группы

(картинки: подъемный кран, стройка, каменщик)

- Проанализируйте картинки.

- Расскажи об этой отрасли экономики по плану:

1. Название отрасли _________________

2. Эта отрасль, без которой нам негде было бы жить, не было бы заводов и фабрик. Строители возводят дома, школы, больницы, мосты и многое другое. 

(Строительство)

3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,

(выберите нужную карточку с названиями профессий)

Задание для 4 группы

(картинки: самолет, автобус, метро, поезд, корабль, лодка)

- Раздели картинки по группам (виды транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, специальный).

- Как называется эта отрасль экономики?

- Расскажите об отрасли по плану:

1. Название отрасли ______________

2. Эта отрасль нужна для перевозки людей и грузов.

3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,

(выберите нужную карточку с названиями профессий)

Задание для 5 группы

- Прочитайте отрывок из стихотворения.


Текст стихотворения Сергея Михалкова «Как старик корову продавал»

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

Хозяин, продашь нам корову свою?

Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком;

Корову продашь?

Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!


- Ответьте на вопросы:

- Где происходит действие?

- Чем занимался старик?

- Значит, он кто?

- Кто еще герой отрывка?

- Как можно назвать отрасль экономики, где встречаются такие профессии?

- Расскажите об отрасли по плану:

1. Название отрасли _______________

2. Эта отрасль — это магазины, ларьки, рынки, супермаркеты. Там мы покупаем разные товары.

3. В этой отрасли трудятся люди разных профессий, например,

(выберите нужную карточку с названиями профессий)

- Ребята, я хочу рассказать вам еще об одной отрасли.

- Продавать и покупать можно не только товары и продукты, но и труд человека.

-Например, в парикмахерской нам сделают стрижку. Родители захотели помыть машину заедут на автомойку. В ателье по пошиву и ремонту одежды нам с вами укоротят брюки или сошьют платье.

- Эта отрасль называется Сфера услуг.


- Ребята, а подумайте, в какой отрасли экономики работают ваши родители? Назовите предприятия и организации.

- Вот мы увидели, что в нашем городе развиты все отрасли экономики.




- Ребята, в нашей стране экономика хорошо развита. А в некоторых странах слабая экономика. Людям в таких странах не хватает денег или работы, и поэтому у них слишком мало продуктов и возможностей.

- Как вы думаете, как справляются со своими проблемами такие страны?

Да, разные государства сотрудничают друг с другом. Наша страна оказывает таким странам помощь и посылает им деньги и еду, чтобы помочь им преодолеть кризис.

Физкультминутка

https://www.youtube.com/watch?v=4jhssu8f5Qo&t=2s


Ученики произносят слово «ЭКОНОМИКА» и определяют ударный слог.


Ответы детей:

- в толковом словаре, в интернете, в учебнике, спросить у взрослых.


Слушают ответ Алисы

Индивидуальная работа

Дети читают определение в учебнике


Ответы детей.

В обоих определениях говорится о хозяйственной деятельности.

Слайд 6,7 – дети читают определение

Фронтальная работа



Ответы детей: - На вопрос «Что?»

- Какой? Экономный,

- Что делать? Экономить.














Ученики произносят слово и определяют ударный слог.















Работа в группах по заданиям на карточках

Ответы детей.

1 человек от группы рассказывает об отрасли по плану.
























































































Фронтальная работа

Ответы детей

Дети называют профессии своих родителей, отрасль, в которой трудятся родители, а также – предприятие или организацию в нашем городе.





- Им помогают страны с хорошей экономикой

Дети повторяют движения за героями видеоролика

Формирование читательской грамотности





































































Формирование математической грамотности

























Формирование естественно-научной грамотности


































































Формирование читательской грамотФормирование глобальных компетенций



4

Первичное усвоение новых знаний.

1. - Как вы думаете, а отрасли экономики связаны между собой? Или каждая может существовать отдельно?

- Предлагаю в этом убедиться. Утро в каждом доме, семье начинается с завтрака. И на столе у всех свежий хлеб или хлебные изделия, выпечка.

- Давайте поразмышляем. Я вам предлагаю проследить путь кусочка хлеба на наш стол.

Учитель показывает картинки и выстраивает цепочку.

- Что изображено?

-А как называется отрасль экономики, которая занимается выращиванием пшеницы на полях?

-А что будет, когда колос созреет?

-Что нам в этом поможет?


- Какая это отрасль экономики?

- Теперь на машинах, собранное зерно мы повезем на элеватор, где его будут сушить, хранить.

- На мукомольном заводе зерно превратят в муку.

- На хлебозаводе из муки испекут множество разнообразных хлебобулочных изделий.

- Какая это отрасль экономики?

- Но на этом путь хлеба не заканчивается.

-Подумайте, а что дальше происходит с хлебом? Как он окажется у нас на столе?

- Значит, снова транспорт нам поможет доставить хлеб в магазины.

- А дальше?

- Это какая отрасль?

- Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

- А заводы, элеватор, магазины появились благодаря какой отрасли?

- Посмотрите, какой длинный путь проделал хлеб прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных отраслей экономики было задействовано.

- Какой же сделаем вывод?


- А кто в вашей семье ходит в магазин за хлебом?

- Как вы приобретаете хлеб, другие продукты?

- Какие деньги используют сейчас ваши родители?


2. - Далее предлагаю вам поработать в парах. Возьмите конверт, достаньте содержимое и послушайте задание.

- Выберете изображение тех денег, которые используют в нашей стране.

- А что осталось?

- Да,– это иностранные деньги. В каждой страны есть свои деньги.

- А на какие еще две группы можно разделить изображения денег, которыми мы пользуемся в нашей стране?

- Ребята, а как называются металлические деньги? Металлические деньги - это монеты. Давайте произнесем это слово. Какой слог ударный?

- Бумажные называются банкноты или купюры. Давайте произнесем правильно слово.

- Это современные деньги. А хотите узнать, как было раньше?

3. - Давайте посмотрим мультфильм.

- После просмотра вам нужно ответить на вопрос: - Чем раньше расплачивались?

мультфильм "Как появились деньги" Профессор Почемушкин.


- Кто обратил внимание, а как образовалось слово «рубль»?

- Давайте правильно произнесем слово.

4. - А теперь откройте учебник на стр. 111. Найдите и прочитайте 2 абзац.


- Ребята, где впервые стали использовать бумажные деньги и почему?



5. - Снова предлагаю поработать в парах.

- В учебнике на странице 111 прочитайте третий абзац, а далее выполните задание на карточке. На выполнение дается 5 минут.

- Какие бывают платежи? Что вы отнесли к наличному, а что к безналичному платежу?

t1674298786aa.png

Фронтальная работа под руководством учителя

Ответы детей.


Слайд 8



- Колосья пшеницы.

- Сельское хозяйство.

- Надо собирать урожай.

-Комбайны, тракторы, грузовые машины.

- Транспорт




- Промышленность




- На машинах хлеб развезут по магазинам, ларька

- Теперь в магазине хлеб можно купить.

- Торговля


- Строительство




Слайд 9

-Все отрасли экономики взаимосвязаны.

Ответы детей.

- За деньги.

- Рубли.

Работа в паре

Дети работают с заданием на карточке


- Изображения иностранных денег.

- На металлические и бумажные.

Ученики произносят слова «монеты», «банкноты», «купюры» и определяют ударный слог.

Ответы детей.

После просмотра мультфильма дети отвечают на вопрос:

- Солью, шкурами животных, ракушками, куском металла

- От слова «рубить».

Ученики произносят слово.

Индивидуальная работа по учебнику

- Первые деньги появились в Китае, потому что там изобрели бумагу.

Работа в паре

Чтение текста в учебнике, выполнение задания на карточке



Отвечает пара, остальные оценивают










Формирование естественно-научной грамотности























































Формирование финансовой грамот

Формирование естественно-научной грамотности







Формирование читательской грамотности









Формирование финансовой грамотности

5

Первичное закрепление новых знаний

1. - Ребята, как вы объясните, что значит экономить?

- Слышали такое понятие Выгодная покупка? Что оно означает? Выгодно купили это, значит, много потратили денег или нет?


- Следующее задание вы выполняете в паре.

- Представьте, что мы с вами идем в магазин за покупками.

- Перед вами таблица с перечнем продуктов и ценами.

Наименование продуктов

Магазин

1

Магазин

2

Магазин

3

Молоко 1л

59 руб

55 руб

60 руб

Кефир 1л

49 руб

63 руб

54 руб

Творожный сырок 1шт.

25 руб

20 руб

22 руб

Батон 1 шт.

16 руб

23 руб

45 руб

Сыр 1 кг

46 руб

45 руб

65 руб

- Вам нужно сосчитать, сколько нужно заплатить за 1 л молока, 1 творожный сырок и 1 батон.

- Ребята 1 ряда считают, сколько стоит эта покупка в первом магазине, ребята 2 ряда – во втором магазин, а ребята третьего ряда – в третьем в магазине

- Определите, в каком из этих магазинов окажется самая выгодная покупка.



- Молодцы. Все справились с заданием.

- Какая же покупка считается выгодной?

2. - Скажите, может ли экономика существовать без денег?

- А что не купишь за деньги?

- За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу…

-Берегите эти ценности.

- Что же мы узнали сегодня об экономике.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей.

Все составные части экономики взаимосвязаны.

Важную роль в экономике играют деньги.

- Правильно тратить деньги.



- Денег потратили мало.



Работа в паре

Ребята считают и называют стоимость покупки в каждом магазине.


















- Во втором магазине, потому что стоимость набора продуктов наименьшая.


- Покупка, за которую заплатили меньше.

Ответы детей





Слайд 11

Ребята делают выводы, вставляя пропущенные на слайде слова









Формирование финансовой грамотности



7

Самостоятельная работа


- Теперь пришло время проверить, как хорошо вы усвоили новые знания по теме урока

ТЕСТ на ноутбуках.

https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/2-klass/chto-takoe-ekonomika.html

Работа в парах на ноутбуках

Формирование естественно-научной грамотности



8

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы цели урока?

-На уроке я узнал(а)…

- Мне было интересно узнать…

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Подумайте, какими активными вы были.

- Встаньте те, кто поставил себе отметку «5».

- Поднимите руку, кто поставил «4».


- Домашнее задание будет творческого характера по выбору.


1. Подготовить сообщение на тему «Деньги разных стран».


2. Составить путь стакана молока на завтрак в ваш дом.


- Спасибо за урок! Урок окончен.

Слайд 12

Ребята продолжают фразы, предложенные на слайде слова

Ребята встают или поднимают руку, оценив свою работу на уроке.













Формирование читательской и финансовой грамотности

Формирование естественно-научной грамотности



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.