Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Домашние опасности»
Конспект урока окружающего мира во 2 классе (Школа России)
Юденко О.Д., учитель начальных классов МБОУ Николаевской СОШ
им. Г.Е.Кучерявого, 1 кв. категории
Тема: Домашние опасности.
Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся в быту.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся осознают необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту;
Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых приборов;
Делать выводы из изученного материала.
Метапредметные:
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.
Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.
Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.
УМК : «Школа России»
Средства обучения: учебник (А.А.Плешаков, Окружающий мир, Москва. Просвещение. 2012), ПК, презентация, видеозаписи, сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями, тест по БДД.
Методы обучения:
словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр видео, рассматривание сюжетных картинок;
практические: парная и групповая работа учащихся;
репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
- Ребята, как вы считаете, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? ( с друзьями) Я с вами полностью согласна. Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за знаниями. Идите ко мне скорей, возьмитесь за руки.
(Звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». Встали в круг, взялись за руки и шагаем под куплет, а затем на свои места…)
- Вместе, конечно здорово, но очень важно, чтобы наш путь был безопасным. А для этого надо повторять, что уже знаешь (вешаю табличку под красный сигнал светофора), всегда узнавать, что то новое (табличку под желтый сигнал),
а узнал сам – расскажи другому ( табличку под зеленый сигнал).
- Вот такой безопасный путь пусть будет у нас. На что он немножко похож?
Н а доске:___________________________________________________________
- Правильно, на светофор (помещаю на доску светофор). Проверим, как вы знаете сигналы светофора (раздаю кружки по сигналам светофора). Покажите мне круг нужного цвета.
- Этот цвет нам говорит: «Стой! Опасно! Путь закрыт!»
- Этот цвет открыл дорогу. Переходить ребята могут.
-Этот цвет, когда горит – «Приготовься»- говорит.
- Молодцы. И на этих же сигналах светофора мы будем себя оценивать. Итак, красный цвет - повторяем то, что знаем!
2. Актуализация знаний, введение их в контекст нового знания.
-Ребята, о каких опасностях вы говорили на прошлом уроке ? (об опасностях на дороге).
-Предлагаю рассмотреть ситуацию. Прослушайте отрывок из рассказа «Ты – пешеход». Найдите ошибки в поведения Незнайки, как пассажира.
«Однажды Незнайка отправился в гости к Буратино (вывешиваю портреты Незнайки и Буратино). Он долго стоял на остановке, ожидая свой автобус, поэтому не выдержал, и стал бегать взад-вперед по бордюру, отделяющему тротуар, oт проезжей части. Когда приехал автобус, он занял место у самого окна, опередив при этом старушку. Путешествие было настолько интересным, что Незнайка даже высунул голову в окно и рассматривал дома, которые проезжал».
-Какие ошибки в поведении Незнайки вы заметили ? Обсудите это в парах? (обсуждение ситуации)
-Чтобы проверить как вы усвоили правила поведения на дороге, мы выполним тест по правилам дорожного движения. ( раздать карточки с тестами).
-Самопроверка (слайд). За каждый правильный ответ 1 балл. Сколько баллов набрали, такую оценку получили за тест. Оцените себя. Поставьте себе оценку на красном сигнале светофора. - - - Поднимите красные кружочки те, кто получил «5», «4»……?
ОЦЕНИВАНИЕ
-Зная правила дорожного движения, вы будете чувствовать себя в большей безопасности на дорогах и улицах.
3. Постановка проблемы
- Ребята, узнав, сколько опасностей на дорогах, Незнайка решил сидеть дома, никуда не выходить, в доме ведь безопасно. А вы как считаете, в доме безопасно? (предположения детей.)
- Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня рассматривать? ( «Домашние опасности»)
- Какие учебные задачи поставим перед собой? (1.Узнать основные правила безопасного поведения дома.2. Учиться предвидеть опасную ситуацию и не допускать ее.)
- Прочитайте задачи урока в учебнике на стр.18 (открывают учебники).
- Ребята, что вы уже знаете о домашних опасностях? (высказывания детей)
- Итак, сегодня на уроке мы пополним ваши знания и чтобы уберечь и себя и друзей от ошибок, составим правила безопасного поведения дома.
4.Решение проблемы, открытие новых знаний.
- Ребята, объединитесь, пожалуйста, в группы. Каждая группа получает конверт. Достаньте из конвертов картинки и распределите их на 4 группы. Назовите группы.
Электроприборы;
Острые колющие и режущие предметы;
Домашняя аптечка;
Окно/балкон.
(Помещаю на доску картинки на листе А-4 с названием групп и предметами, картинки дети складывают в конверт, я их забираю, чтобы не отвлекались).
- Итак, нам нужно разобраться, какую опасность несут предметы каждой группы, и сформулировать правила, которые нужно соблюдать при обращении с данными предметами.
- Начнем с электроприборов.
- Что вы можете сказать об этой группе предметов?(ответы детей)
- Чтобы пополнить ваши знания, я предлагаю посмотреть Урок безопасности с Крокой.
См. видео ( время 0.27-2.22)
- Какие правила безопасности при работе с электроприборами вы запомнили? (ответы детей + слайд с правилами).
- Итак, идем дальше. И я опять предлагаю вам поработать в группах. Работать нужно быстро и дружно. Помните, что вы одна команда.
1 группа - будет изучать правила безопасности в обращении с острыми предметами
( остальные картинки уберите в конверт).
2 группа - расскажет нам про домашнюю аптечку (остальные картинки уберите в конверт).
- Сейчас вы должны составить для друзей из соседней группы рассказ по плану (план на слайде)
Назовите, какие предметы нарисованы?
Для чего используются?
Чем могут быть опасны?
Обсудите это в группе, если у вас возникнут трудности, откройте учебник и прочитайте на стр. 19-20 информацию о предметах вашей группы. (Дети работают)
Проверка:
- Сейчас 1 группа выходит к доске и рассказывает об острых предметах. В это время другая группа внимательно слушает и думает, какой вопрос можно задать ребятам по их выступлению? ( Учитель дополняет информацию детей и демонстрирует слайды).
- А сейчас поиграем.
Если согласны с высказыванием – встаем, не согласны – сидим
1.Нельзя играть с острыми предметами.
2. Во время пользования режущими предметами размахивай руками.
3. Передавать ножницы и нож нужно ручкой вперёд.
4. Если ты поранился , надо заплакать.
5. Во время работы с острыми предметами будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся
6. Если во время шитья иголка упала на пол, обязательно подними её.
- А теперь слушаем ребят 2 группы. Они расскажут нам про домашнюю аптечку.
(выступление 2 группы + дополнительная информация на слайде)
- А сейчас, ребята, послушайте очень поучительную историю и скажите ,
- Можно ли было избежать беды?
Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить , кто из них самый смелый. Всех обошел хозяин. Он открыл окно и встал на подоконник. В это время из магазина вернулась бабушка и открыла входную дверь. Сквозняк подхватил оконную раму и вытолкнул Костю из окна. Случайность , но изменить уже ничего нельзя.
-Можно ли было избежать беды? Как? Как называется опасность? (окно/балкон)
-Расскажите по рисунку, что можно делать у окна и на балконе , а чего нельзя .
-Найдите подтверждение вашим словам в учебнике на стр. 19 (смысловое чтение)
- Ребята, вы хорошо поработали в группах, но мне хотелось бы еще обратить ваше внимание на некоторые опасности. Отгадайте загадку:
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)
- Назовите опасность? (газ)
- Чем полезен газ?
-С помощью чего зажигают газовую плиту?
-Как вы думаете, где должны храниться спички?
-В чем опасность газа? (Ответы детей).
(Слайды)
Бытовая химия, уксус – работа по слайдам.
- Ребята, мы с вами рассмотрели все группы опасностей, я надеюсь, что вы все запомнили, но на всякий случай предлагаю еще посмотреть Мультик от Умняши.
(Видео «Как научить детей соблюдать правила безопасности»)
-Итак, ребята, делаем вывод. Каждый предмет полезен, но в тоже время… (опасен). Но чтобы не причинить себе вред, надо уметь правильно пользоваться предметами быта.
- Давайте посоветуемся и оценим работу каждого в группе. На сколько хорошо усвоен новый материал. Каждый поставит себе оценку на своем желтом сигнале светофора.
Критерии оценивания: (на слайде)
«5»- Я все понял, могу рассказать;
«4» - Я много понял, но есть вопросы;
«3» - Я не всё понял, и у меня есть вопросы;
«2» - Я не понял тему, мне нужна помощь– красный.
- Поднимите желтые кружочки те, кто получил «5», «4»……?
ОЦЕНИВАНИЕ
5. Музыкальная физминутка (видео)
- Ребята, если мы будем соблюдать правила безопасности, я, надеюсь, мы будем здоровы. А чтобы быть здоровым надо больше двигаться. Давайте встанем и потанцуем.
6. Закрепление изученного
- Садитесь на свои места и продолжаем. Внимание на экран, вам пришло видеописьмо от учащихся 1 класса Николаевской школы.
(На видео: - Здравствуйте, мы ученики 1 класса. Скоро у нас наступят каникулы, и мы останемся дома одни. Пожалуйста, подскажите нам, чего нужно остерегаться в доме Спасибо.)
- Ребята, надо помочь первоклассникам, и рассказать им все, что узнали сами. А так как они уже умеют читать, я предлагаю составить памятку по теме «Домашние опасности».
- Работать будем опять в группах. Объединитесь в группы. Вот это – основа памятки. Как вы думаете, почему она красного цвета? Красный цвет – сигнал опасности. Поэтому эти памятки будут предупреждать первоклассников об опасности.
- Сейчас каждая группа получит картинки и карточки с правилами поведения. Ваша задача приклеить картинки на памятку, а рядом приклеить правило, которое подходит к этой картинке. Работать нужно быстро и дружно. Распределите обязанности: кто-то приклеивает картинки, а кто-то в это время подбирает карточки с правилами.
(Работа в группах.)
- Ребята, вы заканчиваете свою работу, а у вас не возник никакой вопрос?
(Почему есть пустые места на памятке?)
- А вот здесь вы должны проявить свою фантазию и творчество. Посоветуйтесь в группе, и нарисуйте какой - нибудь предмет и напишите, что нельзя с ним делать.
(Работа детей)
Проверка.
- Итак, давайте узнаем, какие советы первоклассникам дали ребята первой группы.
(Вышли к доске, показали памятку, тот, кто лучше всех читает, прочитает правила, прикрепили памятку на доске)
- А какие же советы дали первоклассникам ребята из второй группы?
- Ваши полезные советы я отвезу первоклассникам, чтобы они могли их использовать.
- А сейчас посоветуйтесь и оцените работу каждого в группе. Тот, кто быстро работал в группе, правильно все делал, переживал за свою группу, получает «5».
Тот, кто тоже хорошо старался работать, но при этом не был таким активным в работе, решительным – получает «4», ну а те кто работали, но мало и не переживали за успех группы - только «3». Ну, а если человек вообще не работал, то только «2».
На зеленом сигнале светофора, который говорит нам – узнал сам, научи другого, поставьте себе оценку.
- Поднимите зеленые кружочки те, кто получил «5», «4»……?
ОЦЕНИВАНИЕ
- Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать.
- Давайте еще раз проверим, хорошо ли вы усвоили правила безопасности.
Если вы согласны с моим утверждением, похлопайте, если не согласны – потопайте.
1)Если ты поработал ножом или ножницами, то убери их на место.
2)Если тебе плохо, а никого нет дома, то прими лекарство сам.
3)Если тебе надо снять кухонные горячие приспособления с плиты, нужно воспользоваться полотенцем или специальной рукавичкой.
4)Если хочешь выключить телевизор – то дёрни за шнур.
5 Витамины - полезны, а все полезное надо принимать в большом количестве.
6)Если тебе жарко, открой окно и сядь на подоконник.
Если останется время, можно обратиться к учебнику (стр.21) и поговорить о специальных знаках для домашних опасностей.
7. Подведение итога урока
- Вот и прошли мы всю дорожку. Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы своей цели? В конце любого дела принято оценивать свою работу. Посмотрите на свои оценки на сигналах светофора и выведите общую оценку за урок. Если у вас две или три оценки «5», вы получаете «5», если у вас две или три оценки «4», вы получаете «4», ну а если две или три оценки «3», вы получаете «3». Поднимите руки те, кто получил «5», «4»…….(Называют)
8. Домашнее задание.
1 уровень - прочитать текст учебника на стр.18-21, ответить на вопросы.
2 уровень – творческий: составить кроссворд на тему : «Домашние опасности» или придумать и нарисовать знаки для домашних опасностей.
9. Рефлексия
- Ребята, наше путешествие по безопасной дороге подошло к концу.
У меня на столе разные смайлики: одни веселые, радостные, другие – грустные, печальные. Подойдите и выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению в данный момент, и прикрепите свой смайлик в конце нашего пути. И у меня, ребята, сегодня прекрасное настроение от того, что я повстречала вас - таких замечательны детей. Вы – одна команда, одна семья. И сейчас все вместе, дружно под веселую музыку отправитесь на перемену. Урок окончен. До свидания.
(Звучит 2 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»)
6
Сафина Гузалия Минахматовна