Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Страны Азии», «Земля – наш общий дом»
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Страны Азии»
по программе «Школа 2100». Раздел – Земля – наш общий дом»
учителя начальных классов МОУ «СОШ № 30» г.Сыктывкара
Цыганковой Наталии Павловны
Цель урока – познакомить учащихся с важнейшими странами Азии и населяющими их людьми.
Задачи урока.
Образовательные:
– познакомить учащихся с достижениями этих стран;
– найти родину окружающих нас предметов;
– развивать умение использовать карты для получения информации.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к культуре разных стран.
Развивающие:
– совершенствовать умение работать в группах и в парах (коммуникативные универсальные учебные действия –УУД);
– развивать умение искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы (познавательные УУД).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1. Организация класса |
Читаю китайскую притчу о необходимости действовать. |
Настраиваются на работу. |
Настрой обучающихся на достижение целей урока. |
2.Проверка домашнего задания. |
- Куда мы путешествовали с тучкой на прошлом уроке ? Перед вами лежат конверты со словами. Выберете название стран, с которыми мы уже познакомились. - Посмотрите на карту Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Пожалуйста, оцените свою работу. - А теперь кто покажет расположение этих стран на карте? - Ребята, кто, готовясь к уроку, выполняя домашнее задание, подготовил вопросы о странах Европы? |
По странам Европы. Выбирают слова-названия стран из конверта. Работа в парах. Проверяют. Оценивают свое умение выбирать из предложенных вариантов – ставят себе смайлик. 1 у доски показывает страны Европы на карте. Несколько обучающихся у доски задают свои вопросы остальным в классе. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
3. Постановка проблемы и актуализация знаний. |
3.- А вот наши любимые герои учебника: Лена и Миша. А они не с пустыми руками. (вносят на подносе разные предметы из стран. Откуда все эти предметы?) –Раз у нас возникло затруднение, вспомним наши дальнейшие шаги: - Почему тучки остановились у Уральских гор? (Это граница с Азией.) - Чему будет посвящена тема урока? Куда мы отправимся? Тема – Азия.(слайд) 4 – Что вы уже знаете об Азии? (Азия – самая большая часть света.) Давайте соберём наши знания в рюкзачок. 1. В каких поясах освещённости расположена Азия? 2. В каких природных зонах расположена Азия? Как выдумаете, почему?(она большая) 3. – Как вы думаете, на территории Азии находится 1 страна или несколько? Как называются наиболее крупные азиатские страны? – А что вам известно о странах Азии? - Достаточно ли вам ваших знаний? - У вас на партах есть «Лесенка успеха». Оцените свои знания о странах Азии по ступеням: Спасибо! - Если мы – путешественники, и нам предстоит долгий путь в такую неизвестную часть света, как Азию, по ее странам, то что бы вам хотелось о ней узнать? Составим план исследования страны. Природа (климат, растительный, животный мир) – как одеться; Достопримечательности, которые можно посмотреть; Удивительное Т.е. цель какая цель нашего урока? (изучить природу, достопримечательности, удивительное стран Азии, узнать родину предметов). - Какие учебные умения нам в этом помогут? Это можно сделать через? - Эти умения мы будем у себя оценивать у себя с помощью бусинок разного цвета. Мы соберем массу информации, сделаем проект «Всемирная выставка». |
Инсценировка проблемного диалога. Фронтальная работа. Оценка своих знаний по «Лесенке успеха»: 1 ступенька – я ничего не запомнил 2 ступенька – мне было что-то непонятно 3 ступенька – я знаю страны очень хорошо Составление плана с учителем на доске. Ставят цель урока. Выбирают учебные умения (УУД). |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. 5. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к предмету урока. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Формулировать тему и цель урока. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4. Совместное открытие нового. |
Сегодня мы путешествуем по маршруту отважного итальянского путешественника Марко Поло. Он первым из европейцев отправился в страны Азии более 700 лет назад. Повторим его путь. ( Вначале Марко Поло плыл по Средиземному морю к юго-восточным берегам Малой Азии. Перейдя через горы, он прошел с караваном по долине реки Тигр и оказался на Аравийском полуострове. Самая крупная страна на этом полуострове - угадайте? у меня в мешочке подсказка – предмет из этой страны?(финики) Остановимся здесь, познакомимся с этой страной поближе. - Работать будем по группам. Мы хорошо знаем эталон правила работы в группе – посмотрите. Каждой – свое задание, изучить одну особенность данной страны. Я вам даю план работы, по которому вы найдете источник и порядок выполнения задания. Отвечать будете, используя опорный лист. Итак, 1 группа – природа; 2 группа – растит. и животный мир; 3 группа – язык, культура 4 группа – достопримечательности; 5 группа – чем богата - Выберите 1 человека от группы, который будет отвечать. - Сделаем вывод по стране: Кто начнет? Я начинаю. - Оцените свою работу в группе: возьмите себе смайлик. Физкультминутка. – После долгого и трудного пути Марко Поло попал куда? А поможет вам узнать страну – предмет с подноса – бумага. На уроках технологии мы знакомились с историей бумаги? (Китай). - Китай имеет многовековую культуру, не похожую на европейскую. Здесь были изобретены многие предметы, которыми мы сейчас ежедневно пользуемся. Более 2 тысяч лет назад китайцы построили вдоль своих границ самую большую стену, которая защищала их от чужеземцев. - Об этих изобретениях и о достопримечательностях вы узнаете, посмотрев небольшой фильм. А потом мы вместе заполним таблицу. - Что узнали нового? (изобрели бумагу, шелк, порох, зеркало, напечатали первые книги; пользуются иероглифами; главная достопримечательность – великая китайская стена). - Ребята, вы заметили, что в Китае – изумительная природа? - А теперь помогите друг другу в парах узнать о растениях и животных Китая. Соберите пазлы. Назовите животное, которое у вас получилось. Сделаем вывод по стране. Оцените свои умения. –Мы продолжаем наше путешествие. Марко Поло долго жил в Китае, но пришла пора возвращаться домой. На обратном пути он увидел еще одну страну. Отгадайте ее название предмету в мешочке наощупь. (цифры). - Когда-то эта страна, также как и Китай, была одной из самых богатых стран мира. Европейские купцы всяческими путями стремились, искали пути сюда за удивительными товарами, которых не было в Европе. Стоили они очень дорого. Один из таких товаров угадайте: В Индии одно из излюбленных блюд – рис, они знают толк в его приготовлении. Я принесла маленький кусочек блюда из риса. Ярослав, попробуй. Вкусно? Что ты можешь сказать? В Индии в рис обязательно добавляют перец, карри, кардамон. Кто-нибудь знает, как это называется? (специи) – перец, специи, мешочек которого в древности приравнивался к мешочку золота. - К этому уроку группа любознательных ребят из нашего класса выполняла проект, целью которого было узнать об Индии у реального очевидца этой страны. Для этого они взяли интервью у зам.директора Ольги Борисовны. Как оно проходило, вы сейчас увидите, узнаете много нового, а затем заполним нашу таблицу. - Сделаем вывод: Кто начнет? Оцените себя – возьмите смайлик. Мы узнали о 3 странах Азии. Внимательно посмотрите на таблицу. - Что общего у всех стран? - Чем отличаются? Какой общий вывод мы можем сделать о странах Азии? (Эти страны с богатой культурой, традициями, много предметов были изобретены в странах Азии, раньше эти страны были очень богатыми). - Кто захотел также, как и О.Б побывать в Индии? Китае? Саудовской Аравии? - Что изучить хотели бы еще в этих странах? - Ребята, у меня есть хобби – я кое-что собираю и изучаю. Хотите узнать, что это? Как раз это есть во всех странах, но в каждой они свои. Волшебная шкатулка.. Угадайте, что в ней, используя мои подсказки: - Специальная дорогая бумага, на которой изображен правитель с одной стороны, достопримечательность – с другой. - На них что-нибудь можно купить, используя в каждой стране свою. Возвращаемся к нашим предметам. – Помогите Лене ответить на вопрос Миши «Что объединяет эти предметы?». |
Работа в группах. Находят Саудовскую Аравию по карте, находят информацию о ней в учебнике. Выступление. Делают вывод по стране в целом. Оценивают свои умения. Самооценка работы каждого в группе. Парная работа. Сбор пазлов - животных и растения Китая. Делают вывод по стране в целом. Оценивают свои умения. Проба блюда. Интервью . Дети задают вопросы очевидцу. Выполняют сравнительный анализ стран по таблице. Проговаривают общий вывод. Эти предметы и вещества придуманы в Азии. |
|
5. Прменение нового знания. |
- Путешествие наше подошло к концу, но с нами останутся как у обычных путешественников фотографии того, что мы там увидели, о чем узнали. Сейчас мы сами создадим альбом -проспект: каждой колонке я даю 1 страну, конверт со всеми фотографиями, ваша цель распределить фотографии, выбрать только относящиеся к вашей стране. Работаем в 3 группах, это будет наш проект к «Всемирной выставке». Показ. |
Создают альбом каждой страны к проекту «Всемирная выставка». |
|
6. Рефлексия учебной деятельности. |
- Вспомним цель нашего урока (изучить природу, достопримечательности, предметы стран Азии) - Какой план мы себе наметили? - Как мы это сделали? Вижу у вас на партах, в основном, смайлики - значит, многое получилось. - Мы достигли своей цели? - Вот теперь оцените себя по лесенке успеха. Вижу, что, совершив путешествие, вы узнали много нового. |
Самооценка знаний по «Лесенке успеха»: 1 ступенька – я ничего не запомнил 2 ступенька – мне было что-то непонятно 3 ступенька – я знаю страны очень хорошо |
|
7. Домашнее задание. |
- Домашнее задание. Какое вы бы хотели? 1 уровень – рассказать об одной стране Азии; 2 – изучить самостоятельно еще одну страну; 3 – подготовить викторину о странах Азии. |
Выбирают сами себе домашнее задание. |