Урок ОРКСЭ в 4 классе «Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения»

1
0
Материал опубликован 16 December 2020 в группе

ОРКСЭ

Урок №

Тема: Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения.

Цель: Формирование понятие «религиозные сооружения».

Обучающие задачи: знакомить с различными видами религиозных сооружений, их архитектурными особенностями, давать знания об истинном предназначении данных сооружений, учить соотносить конкретное сооружение с религиозной культурой, учить выделять и находить характерные особенности сооружений: буддийский храм, мечеть, синагога, православная церковь, Воспитательные задачи: воспитывать толерантное и бережное отношение к священным сооружениям разных религий, как к культурным памятникам архитектуры.

Развивающие задачи: развивать навыки устной речи, развивать навыки сравнения различных религиозных явлений. Развивать творческие способности и воображение.

Ход урока

1.Оргмомент

2. Повторение изученного материала

Религии и священные книги

«Буддизм» «Эта религия возникла на севере Индии. Её основатель – Сиддхартха Гаутама, Будда Шакьямуни.» Учение самой древней мировой религии не записывалось очень долго. Оно передавалось из уст в уста. Через 600 лет было записано на пальмовых листьях и помещено в 3 особые корзины, так появились «Три корзины мудрости» -Типитака

Христианство.«Это самая крупная по численности мировая религия, зародилась в Палестине, основана на жизни и учении Иисуса Христа. Священная книга христиан содержит 2 части: Ветхий и Новый завет.(Библия

Ислам. Эта религия возникла в Аравии, в городе Мекка родился мальчик Муххамад и стал ханифом, человеком, верившим в Единого Бога. К нему явился ангел и сказал, что он посланник Бога. Религия, которую он нес людям, называется.. Священные тексты Мухаммаду диктовал ангел, это прямая речь Бога, которая должна быть особым образом прочитана. Священное писание мусульман получило название …(Коран) в переводе с арабского «Чтение»

Иудаизм Религия одного народа, национальная религия евреев называется .

Книга, в которой записано всё, во что верят иудеи, стала их Священным писанием. Они считают, что в нем сам Бог открыл людям истину. Своё Священное писание иудеи называют …(Танах)

3. Знакомство с новой темой

Священные сооружения


Название религии


Священная книга


Священное сооружение

Буддизм

Типитака

пагода

Христианство

Библия

храм

Ислам

Коран

мечеть

Иудаизм

Танах

синагога


Очень давно, в древние времена, люди чувствовали необходимость собираться вместе, чтобы воздать молитву своим богам и принести им жертву. Специальные дома тогда строить ещё не научились, поэтому, часто это были сооружения из камней, выстроенных определенным образом. В настоящее время археологи находят остатки таких сооружений. Самое крупное из них «Стоунхендж» от английского «камень». Находится оно в Англии, в 130 км от Лондона. Этот археологический памятник внесен в список Всемирного наследия. Ученые считают, что Стоунхендж часто использовался для захоронений.

В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал центром религиозной жизни иудейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога может быть только один и верят, что он когда-нибудь будет восстановлен. А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги есть обязательные элементы- арон кодеш(шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).

Первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились церкви. Они разные, но есть общие черты. Позже люди стали сооружать храмы . Древние греки считали, что храм не просто место поклонения, а обитель богов. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять, почему купол именно такой формы, нам поможет свечка. Форма купола символизирует пламя горящей свечи.

Символично количество куполов:

один купол знаменует единство Бога, совершенство творения;

два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. В центре иконостаса находятся Царские врата.


Священные здания исламистов называются мечети. Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находится минарет. Внутри мечети нет изображений живых существ, они украшены лишь специальными надписями и орнаментами..В мечеть входят без обуви, пол заслан коврами. Женщины не молятся рядом с мужчинами.


Буддийские священные сооружения. Как, вы уже знает, тело Будды было сожжено на погребальном костре, а его прах ученики поместили в ступы . На что похожа ступа?

Она похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. Но позже стали строить и другие сооружения – пагоды.

4) Закрепление материала.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да – нет» Если вы согласны с утверждением, то вы стоите, если нет – то приседаете.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ»

У пагоды есть колокола? – нет

У православного храма много куполов? – нет

Ступа это место для молитвы? – нет

Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет

Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да

В синагоге прихожане сидят на полу? – нет

В православном храме мы увидим иконы? – да

Минарет похож на перевернутую чашу? – нет

Синагога – это здание где молятся иудеи? – да

Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да

У пагоды два купола? – нет

5) Подведение итогов урока.

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, пагода, ступа)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

- Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…)

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей)

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы)

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу

- «Гора познания»

Каждый день в жизни человека приносит ему что-то новое – встречи с людьми, общение, знакомство с новыми местами. У нас с вами пока это заочные путешествия, но и они позволяют нам узнавать много нового. Вспомните тему нашего урока – «Священные сооружения»

И если представить, что тема урока – это вершина горы, а мы альпинисты, определите, удалось ли нам приблизиться к вершине. На столах у вас конверты, выньте оттуда каждый человечка и поместите его на нашу гору. Если вы считаете, что мы с вами достигли цели, то человечек может быть повыше, а если нет, то у подножия горы.

Вот и закончилось наше первичное знакомство со священными сооружениями религий мира. На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Какое впечатление у вас осталось от этого «знакомства»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?



Список терминов.

Священное сооружение – специально созданное сооружение для совместных ритуальных действий.

Храм – здание для богослужений и религиозных обрядов.

Церковь – здание для отправления религиозного культа в христианстве и других религиях.

Синагога – молитвенное здание в иудаизме.

Менора – золотой семиствольный светильник. Один из древнейших символов в иудаизме.

Алтарь – от лат. «возвышенное место» - главная часть храма.

Икона – изображение Бога, святых или событий священной истории.

Фрески – росписи стен в христианском храме

Мечеть – специальное здание для совершения молитв у мусульман.

Минарет – пристраиваемая к основному зданию мечети башня, с которой муэдзин призывает к молитве.

Ступа – специальное сооружение в буддизме для хранения реликвий.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.