Пояснительная записка к презентации
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский
Самарской области
Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль «Основы светской этики» в 4 классе
Тема «Свобода и моральный выбор человека»
Выполнила: учитель начальных классов
Диженина Наталья Алексеевна
2017 г.
Цель: формировать представление о свободе как основе морального выбора человека.
Задачи:
обратить внимание на значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, высказывать свое понимание прочитанного.
воспитывать уважительное отношение к свободе и моральному выбору человека.
Оборудование и учебно - методическое обеспечение: ноутбук, мультимедийная доска, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», тетради для словаря и тетради для записей, толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., запись песни «Огромное небо», заставка «В мире животных».
Ход урока:
Эмоциональный настрой на урок (Слайд 3)
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
Актуализация знаний.
Наш урок мы начнём с прослушивания песни Р.Рождественского «Огромное небо» см. Приложение к уроку (Слайд 4)
Что случилось с лётчиками?
Могли ли они остаться в живых?
Почему было принято это решение?
Было ли оно свободно выбранным?
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
Молодцы, ребята. Речь действительно сегодня пойдёт о свободе и о моральном выборе человека.
Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.
Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.
Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек.
А.Добролюбов (Слайд 5)
Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода? (Слайд 6)
Напишите их.
Проверка и дополнение (Слайд 7).
Свобода - это выбор, жизнь, уважение, простор, ветер, небо, птицы и т.д.
Работа в группах.
Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, В.И.Даля (Слайд 8-9)
Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вред другому человеку.
Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь Ожегова.
Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по - своему, отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Толковый словарь В.И.Даля.
Запишите в тетрадь определение, которое вы считаете более точным и правильным.
Работа с текстом учебника на стр. 22-23. (Слайд 10)
-Что такое свобода? (1 группа)
-Что такое моральный выбор? (2 группа)
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? (3 группа)
Обсуждение в группах (Слайд 11-12)
Что значит быть свободным?
Для чего нужна свобода?
Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Кто чувствует себя счастливым и почему?
Работа с притчей. (Слайд 13-14)
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (послушать сначала ответы ребят)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вопросы по тексту восточной притчи: (Слайд 15-16)
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод (Слайд 17)
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Мой выбор. (Слайд 18)
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в) поступлю по - другому.
Обсуждение ответов.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Находка» (Слайд 19-21)
Рефлексия (Слайд 22)
-Что значит быть свободным?
-Ребята, а приходилось ли вам делать когда-либо выбор дома или в школе в сложной ситуации, как вы поступали?
-Всегда ли у человека есть выбор?
-Что делает человека человеком?
Заключение.
Каждый день живи как последний.
Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
А.С.Пушкин
Домашнее задание.
Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?
Как она поступила?
Приходилось ли вам оказываться в ситуации
морального выбора?
Напишите мини-сочинение из жизненного опыта, посоветуйтесь с родителями.
Приложение 1
Огромное небо стихи Роберта Рождественского
Об этом товарищ не вспомнить нельзя.
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо огромное небо
Огромное небо одно на двоих.
Летали дружили в небесной дали
Рукою до звёзд дотянуться могли
Беда подступила как слёзы к глазам.
Однажды в полёте однажды в полёте,
Однажды в полёте мотор отказал.
И надо бы прыгать не вышел полёт.
Но рухнет на город пустой самолёт.
Пройдёт не оставив живого следа.
И тысячи жизней и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда
Мелькают кварталы и прыгать нельзя.
Дотянем до леса - решили друзья.
Подальше от города смерть унесём.
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасём!
Стрела самолёта рванулась с небес.
И вздрогнул от взрыва берёзовый лес.
Не скоро поляны травой зарастут.
А город подумал а город подумал,
А город подумал ученья идут.
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо огромное небо
Огромное небо одно на двоих!
Приложение 2
Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.