12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Диженина Наталья Алексеевна739
Россия, Самарская обл., Клявлинский р-н, ст.Пронино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

Урок «Свобода и моральный выбор человека», 4 класс



государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Борискино-Игар

муниципального района Клявлинский

Самарской области

Основы религиозной культуры и светской этики

Модуль «Основы светской этики» в 4 классе

Тема «Свобода и моральный выбор человека»

Выполнила: учитель начальных классов

Диженина Наталья Алексеевна

2017 г.

Цель: формировать представление о свободе как основе морального выбора человека.

Задачи:

обратить внимание на значение нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, высказывать свое понимание прочитанного.

воспитывать уважительное отношение к свободе и моральному выбору человека.

Оборудование и учебно - методическое обеспечение: ноутбук, мультимедийная доска, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», тетради для словаря и тетради для записей, толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., запись песни «Огромное небо», заставка «В мире животных».

Ход урока:

Эмоциональный настрой на урок (Слайд 3)

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

Актуализация знаний.

Наш урок мы начнём с прослушивания песни Р.Рождественского «Огромное небо» см. Приложение к уроку (Слайд 4)

Что случилось с лётчиками?

Могли ли они остаться в живых?

Почему было принято это решение?

Было ли оно свободно выбранным?

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Молодцы, ребята. Речь действительно сегодня пойдёт о свободе и о моральном выборе человека.

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

Перед человеком всегда стоит право на свободу выбора. От того какой выбор он сделает, зависит его место на лесенке нравственности.

Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек.

А.Добролюбов (Слайд 5)

Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода? (Слайд 6)
Напишите их.

Проверка и дополнение (Слайд 7).

Свобода - это выбор, жизнь, уважение, простор, ветер, небо, птицы и т.д.

Работа в группах.

Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, В.И.Даля (Слайд 8-9)

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вред другому человеку.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Толковый словарь Ожегова.

Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по - своему, отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

Толковый словарь В.И.Даля.

Запишите в тетрадь определение, которое вы считаете более точным и правильным.

Работа с текстом учебника на стр. 22-23. (Слайд 10)

-Что такое свобода? (1 группа)

-Что такое моральный выбор? (2 группа)

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? (3 группа)

Обсуждение в группах (Слайд 11-12)

Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?

Кто чувствует себя счастливым и почему?

Работа с притчей. (Слайд 13-14)

Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику? (послушать сначала ответы ребят)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вопросы по тексту восточной притчи: (Слайд 15-16)

Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Вывод (Слайд 17)

Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

Мой выбор. (Слайд 18)

Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в) поступлю по - другому.
Обсуждение ответов.

Чтение стихотворения С.Михалкова «Находка» (Слайд 19-21)

Рефлексия (Слайд 22)

-Что значит быть свободным?

-Ребята, а приходилось ли вам делать когда-либо выбор дома или в школе в сложной ситуации, как вы поступали?

-Всегда ли у человека есть выбор?

-Что делает человека человеком?

Заключение.

Каждый день живи как последний.

Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

А.С.Пушкин

Домашнее задание.

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

Как она поступила?

Приходилось ли вам оказываться в ситуации

морального выбора?

Напишите мини-сочинение из жизненного опыта, посоветуйтесь с родителями.

Приложение 1

Огромное небо стихи Роберта Рождественского

Об этом товарищ не вспомнить нельзя.
В одной эскадрилье служили друзья.
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо огромное небо
Огромное небо одно на двоих.

Летали дружили в небесной дали
Рукою до звёзд дотянуться могли
Беда подступила как слёзы к глазам.
Однажды в полёте однажды в полёте,
Однажды в полёте мотор отказал.

И надо бы прыгать не вышел полёт.
Но рухнет на город пустой самолёт.
Пройдёт не оставив живого следа.
И тысячи жизней и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда


Мелькают кварталы и прыгать нельзя.
Дотянем до леса - решили друзья.
Подальше от города смерть унесём.
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасём!

Стрела самолёта рванулась с небес.
И вздрогнул от взрыва берёзовый лес.
Не скоро поляны травой зарастут.
А город подумал а город подумал,
А город подумал ученья идут.

В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо огромное небо
Огромное небо одно на двоих!

 

Приложение 2

Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.


Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

 


Свобода и моральный выбор
PPTX / 5.66 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.