Урок изучения новых знаний по теме «Приставка» (Русский язык, 3 класс)
Пояснительная записка к презентации
✔ показать роль приставки в составе слова
✔ дать определение новым языковым понятия «приставка»
✔ научить находить и выделять приставку в словах
✔ познакомить с алгоритмом образования новых слов при помощи приставки
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-
развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке
Предметные:
-
обучающийся узнает, что такое приставка;
-
научится отличать ее от других частей слова, находить и выделять ее в слове;
-
научится образовывать с ее помощью новые слова;
Метапредметные:
Познавательные: обучающийся научится:
-
выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
-
работать с информацией в учебнике;
-
работать с моделями;
-
осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
-
выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные: обучающийся научится:
-
удерживать учебную задачу;
-
составлять план действий;
-
осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
-
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-
допускать возможность существования разных точек зрения.
Основные понятия: корень, окончание, формы слова, приставка.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс Т.Г. Рамзаевой, КТП рабочая программа
по русскому языку в 3 классе МОБУ «Рассветская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Лапина» на 2012 - 2013 учебный год, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Организационный момент |
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки? Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт…
Добро пожаловать в лабораторию по изучению морфемики. Мы с вами юные исследователи родного языка. Вместе с учеными со всего мира мы постараемся прикоснуться к тайнам русского языка. На предыдущих занятиях мы с вами приступили к изучению слов и начали разбирать их по составу, чтобы увидеть, из чего же они состоят. |
Слайд 1 |
|
Формирование понятия с опорой на ранее изученное Цель: познакомить учащихся с новым понятием и его признаками |
|||
1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового языкового понятия |
1.1. Напомните мне, что же мы уже изучили?
А что такое корень?
Покажите мне на моем слове корень, и докажите, что это именно он.
Что такое окончание? Покажите на этом же слове.
Молодцы ребята. Узнав о наших исследованиях, за помощью к нам обратился Незнайка. Он передал мне письмо, которое я вам сейчас прочту. Послушайте внимательно, чтобы понять, в чем ему нужно помочь. Итак… «Здравствуйте, ребята! В моем Цветочном городе столько всего произошло! Я решил, что это интересно будет узнать всем и начал делать заметки, чтобы потом написать целый рассказ. Но однажды я забыл свой блокнот на крыльце, и проливной дождь намочил его. Записи в нем размыло водой. Помогите мне восстановить их. Вот то, что осталось:
С какой просьбой обратился к нам Незнайка?
А вы поняли, о чем там написано?
Что было не так?
А кто знает, почему так произошло?
И чем мы можем помочь Незнайке? |
На предыдущих уроках мы изучили части слова корень и окончание.
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение. Подбираю однокоренные слова: беленький, белизна, белить, побелка. Корень «бел».
Окончание – это изменяемая часть слова. Изменяю слово «белый» - белая, белые. Окончание «ый».
Незнайка просит нас разобраться с его записями в блокноте.
Нам было непонятно.
Постоянно повторялось слово «ход».
Так произошло, потому что дождь стер некоторые буквы. Мы можем помочь Незнайке, восстановив этот список, добавив буквы. |
Фронтальный опрос, работа у доски
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 |
1.2. Коллективное решение поставленной учебной задачи путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков |
1.2. Давайте прочтем его еще раз и подумаем, что мы можем сделать.
Давайте тогда изменять. Начиная по порядку, предлагайте свои решения с объяснением.
Объясните, как поменялось слово (значение; что добавили)
Теперь прочтите список еще раз. Получилось ли у нас его изменить?
Я отправлю наш ответ Незнайке, чтобы он поскорее начал писать свой рассказ. А каким образом мы получили новые слова? Верно, во всех словах мы приставляли некоторые части к словам. Перечислите их.
А что это за часть слова? А хотите узнать?
Начертите опорную схему слова. Давайте сравним исходное слово и те слова, что получились у нас: Что вы можете о них сказать? О чем это говорит?
Можно ли сказать, что это однокоренные слова? Подберите еще слова.
Давайте ее выделим. (Дугой) А отличаются ли они чем-то? Давайте выделим и ее и договоримся выделять вот таким знаком, похожим на козырек дома. Обратите на нее внимание, что можете сказать? ИЛИ: где она расположена? Во всех ли словах? Значит это ее первая особенность. Она приставлена во всех словах перед корнем. Давайте возьмем эту часть и приставим к другим словам, которые вы видите на доске и посмотрим, что из этого выйдет. Давайте проверим. Прочтите и объясните значение слов.
И что это значит?
Какую роль они играют в словах?
Я запишу это под второй особенностью. И обозначу так. |
(Читают вслух) Везде повторяется слово «ход», которое нам надо изменить, потому что оно не везде подходит по смыслу.
У нас получилось изменить текст и теперь всё правильно.
Мы добавляли часть в начале слова
Пере, при, рас, до, по, за, вы, в.
Мы не знаем, что это за часть слова. Да.
У них одинаковая буквенная часть «ход». У них одинаковый корень «ход».
Это значит, что слова однокоренные, т.к. имеют одинаковую буквенную часть и лексическое значение.
Да, у них разная часть слова перед корнем.
Она во всех словах стоит перед корнем.
Дети записывают в тетради слова, образованные от данных, используя приставки. Построить, пристроить, застроить, перестроить, отстроить. Перебегать, прибегать, выбегать.
Это значит, что эти части можно отнимать и прибавлять к словам по смыслу. Они могут образовывать новые слова. |
Текст на слайде 4
Значение приставок в приложении №1 На слайде №5 исправленный текст и исходный
Учитель на доске рисует модель нового языкового понятия: ____(слово), поясняя, что это наше слово.
Выделяет в модели знак приставки:
На слайде №6 появляются слова: строить, бегать,
Запись второго признака понятия. |
1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания |
1.3. Итак, какой вывод мы можем сделать, исходя из наших исследований?
Давайте подумаем, как может называться такая часть слова?
Теперь у нас есть все нужные элементы для открытия нового знания. Давайте опишем наше открытие, опираясь на схему. Что такое «приставка»? |
Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Эта часть слова называется «приставка».
Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов. |
|
1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети |
1.4. Я думаю, у нас все получилось. Но наше открытие не должно противоречить правилам русского языка. Давайте откроим свои учебники на стр. 57 и найдем определение. Прочтите его.
Сравните его с нашим.
Похоже ли это с тем, что мы делали со списком?
Незнайка очень удивлен тем, как быстро мы справились, и предлагает нам викторину. У себя на бланках записывайте букву ответа, который вы посчитаете верным. Готовы?
А теперь поменяйтесь бланками с соседом, и простым карандашом ставьте «+» или « - » напротив вопросов. Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся. Молодцы ребята! Вы со всем справились. |
Читают определение: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще сказано, что с помощью приставок образуются однокоренные слова.
Да, мы приставляли приставки и у нас получались однокоренные слова.
Да!
|
Работа в учебнике на стр.57 (чтение правила)
На слайде викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов, работа с определением. Слайд №7
По ходу проверки вслух с учителем идет объяснение и выявление затруднений. |
II.Первичное закрепление Цель: проверка усвоения полученных знаний |
|||
2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике |
Физминутка: С «при» привстанем, с «по» подпрыгнем, с «на» наклонимся вперед, «по» помашем мы руками и потянем руки вверх, головою покачаем и обнимем всех. (обнимают соседа) 2.1. — Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. А вот кто его устаивает, нам нужно отгадать: Я приставлена всегда Лишь к началу слова. И меняю без труда Смысл его на новый. В речи – разный мой наряд: В, ЗА, ДО, ПЕРЕ, НАД. И еще другие есть, Всех их трудно перечесть. И запомните, друзья, В речи без меня нельзя!
— Теперь выполним задания, которые она предлагает: Выберите слова с приставками: Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок. Прочтите предложения. Все ли правильно ребята сделали?
В чем они ошиблись? Тогда исправьте их. Девочки исправляют словосочетания про Машу, а мальчики – про Лёшу. Давайте проверим.
Угадайте слово: Корень обитает в слове «городской», приставка прикрепилась к слову «приход».
Корень в «сказке» мой живет, а приставка в слове «расход».
Образуйте как можно больше слов от слова «резать» с помощью приставки. Объясните, как изменилось значение слова с новой приставкой. Ребята, теперь я предлагаю вам соревнование: поработать в парах и придумать небольшой рассказ (до 5 предложений) по картинке. Используйте как можно больше слов с приставками. У кого в рассказе будет больше слов с приставкой, те получат особенное домашнее задание. Справитесь?
Давайте проверим. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. |
Это приставка!
Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили.
Нет, они не правильно употребили слова.
Здесь слова не подходят по значению.
Пригород.
Рассказ.
Да! |
Слайд №12
Слайд № 13
Слайд № 15
Слайд № 16
Слайд № 17 Рассказ – это литературное произведение маленького объема.
Слайд № 18
Парная работа. Слайд 19.
Подведение итогов групповой работы. |
2.2. Подведение итогов и рефлексия |
2.2. Ребята, итак, что же мы сегодня нового изучили? И что мы о ней узнали? (Где стоит, для чего служит)
Как я и обещала, наши победители получают особое домашнее задание. Вам нужно придумать текст, в котором у слов будут неправильные приставки, так, как было в задании про Машу и Лёшу (до 5 предложений), а мы с ребятами на следующем уроке попробуем выполнить это задание. Только вы должны написать текст в исправленном виде (для проверки) и с ошибками, тот, который дадите нам. А остальные ребята будут выполнять упражнение в учебнике. Откройте страницу 58, найдите упражнение 145. Вы должны внимательно прочитать текст и вставить в слова подходящие по смыслу приставки. Давайте прочтем первое предложение.
Какую приставку вы вставите? Какое значение она имеет?
Спишите этот текст и выделите все приставки. Общее задание для всех: расскажите про приставку родителям, что мы узнали о ней нового и попросите составить цепочку однокоренных слов, образованных при помощи приставки, от слова «катить» и «скакал». Обязательно помогите им и проверьте. Всем понятно домашнее задание? Итак, ребята, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке и оценить. На экране таблица, где вы должны выбрать то, что подходит вам. Результатом ваших оценок будет дерево успеха. На экране вы видите дерево, на которое вы повесите свои листочки-оценки: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, работал активно; желтый — старался, но встретились трудности; красный — много ошибок и мне было не интересно работать.
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. |
Сегодня мы изучили приставку. Приставка – это часть слова, которая стоит перед приставкой и служит для образования новых слов.
От инея желтели березки и краснели осины.
«По-». Доведение действия до определенного предела: стать желтыми, красными.
Да. |
Слайд № 20
Слайд №21
Слайд №22 |
http://урок.рф/data/files/q1485527465.pptx
Приложение
Значения приставок
Приставка без- (бес-) употребляется при образовании:
1. Существительных, обозначающих отсутствие или недостаток чего-либо (беспорядок, бездействие).
2. Прилагательных со значением : лишенный чего-либо (безголосый, безболезненный, бесплановый ).
Приставка в- (во-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка вз- (взо-, вс-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения вверх (взбежать, взлететь);
б) законченность действия, доведение действия до нужного предела, до какого-нибудь состояния (взрастить, вскружить);
в) совершение действия внезапно, резко, напряженно (вздрогнуть, вскрикнуть);
г) начало действия (вспыхнуть)
Приставка воз- (вос-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
г) начало действия (воссиять, возликовать).
Приставка вы- употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).
Приставка до- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
б) совершения недостающего действия (доплатить);
в) совершения действия дополнительно (догрузить).
Приставка за- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).
Приставка из- (изо-, ис-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
г) доведение действия до излишнего предела (износить);
д) доведение действия до естественного предела (измучить);
е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).
Приставка кое- употребляется при образовании:
1. Местоимений и обозначает:
а) какой попало, неважный, незначительный (кое-какой);
б) некоторые, немногие люди (кое-кто);
в) нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи (кое-что).
2. Наречий и обозначает:
а) в некоторых, немногих местах , местами (кое-где);
б) тем или иным способом, так или иначе, как-нибудь, небрежно, плохо (кое-как);
в) иногда, изредка (кое-когда);
г) в некоторые места (кое-куда).
Приставка на- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
б) направленность внутрь (налить);
в) действие в большом количестве (наварить);
г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
д) доведение действия до нужного предела (написать).
3.Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).
Приставка над- (надо-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) совершение действия поверх (надписать);
б) распространение действия на часть поверхности предмета, неполноту действия (надрезать, надорвать);
в) совершение действия дополнительно (надвязать).
Приставка не- употребляется при образовании:
1. Существительных, прилагательных и наречий и обозначает:
а) полную противоположность того, что выражает слово без этой приставки (неправда, небольшой негромко);
б) (при образовании прилагательных и полных причастий, при которых нет пояснительных слов) противоположность с оттенком умеренности, ограниченности признака, качества (невнимательный- недостаточно внимательный, неглупый-достаточно умный);
в) отсутствие того, что выражает слово без приставки (необоснованность,нечестный).
2. Неопределенных местоимений (некто, несколько).
Приставка недо- употребляется при образовании
глаголов и обозначает неполноту , недостаточность действия, отсутствие в нем нужной нормы,степени, меры (недоплатить).
Приставка ни- употребляется при образовании:
1. Отрицательных местоимений (никто, ничей).
2. Наречий (нигде, никогда).
Приставка низ- (нис-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает направленность движения, действия вниз (нисходить, низвергать).
Приставка о- (об-, обо-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
в) произведение действия до нужного предела (обыскать);
г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).
Приставка обез- (обес-) употребляется при образовании
глаголов и обозначает: лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обессилить (перех. гл.), обессилеть (неперех. гл.) обезглавить (перех. гл.), обезглаветь (неперех. гл.))
Приставка от- (ото-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).
Приставка пере- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
б) направленность действия или движения из одного места в лругое (передвинуть);
в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
е) доведение действия до излишнего предела (перекормить).
Приставка по- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением:
а) пространство близ или вдоль чего-то (побережье, поморье);
б) совокупность предметов, характеризующуюся действием, названным исходным словом (поросль).
2 Прилагательных со значением:
а) совершившийся после того, что обозначено основой (пореформенный);
б) характеризующим производительность, измеряемость или распределяемость (подоходный, поочередный);
в) находящийся, расположенный близ чего-либо (поволжский).
3. Глаголов и обозначает:
а) совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени (побегать);
б) усиление действия какого-либо признака качества, состояния (повысить);
в) начало действия (побежать);
г) доведение действия до нужного предела (полюбить);
д) доведение действия до естественного предела (побагроветь).
4. Наречий с обстоятельственным значением места и времени (повсюду, поутру).
Приставка под- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением:
а) расположенный, находящийся в непосредственной близости от чего-либо (подтропики);
б) представляющий собой часть, отделение какого-либо целого (подкомиссия);
в) имеющий звание ниже другого, являющийся помощником кого-либо по какому-либо занятию, должности (подполковник).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения снизу вверх (подбросить);
б) добавление , прибавление (подлить);
в) приближение к кому-либо, чему-либо (подъехать);
г) направление действия, движения под предмет (подрыть);
д) совершение действия скрытно, незаметно (подслушать);
е) совершение действия слегка (подсохнуть);
ж) доведение действия до нужного предела (подготовить).
Приставка пра- употребляется при образовании
существительных со значением:
а)первоначальности, наибольшей древности (праязык);
б) восходящей или нисходящей линии от терминов прямого родства, начиная с деда, бабки или внука, внучки (прадед).
Приставка пре- употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) изменение состояния (претворить);
б) чрезмерность действия (преуменьшить);
в) доведение действия до нужного предела (претерпеть).
2. Качественных прилагательных и наречий (предобрый, препротивно).
Приставка пред- (предо-) употребляется при образовании:
1.Существительных и обозначает: впереди чего-либо (предыстория).
2. Прилагательных и обозначает: ранее (во времени или в пространстве) чего-либо (предвоенный).
3. Глаголов и обозначает: предварительность, заблаговременность действия (предвидеть).
Приставка при- употребляется при образовании:
1.Существительных и обозначает:
а) дополнительное проявление чего-либо (привкус);
б) расположенный возле, около чего-либо, непосредственно примыкающий к чему-либо (пригород).
2. Глаголов и обозначает:
а) доведение действия до цели, до определенного места (прибежать);
б) доведение действия до определенного результата (приучить);
в) сближение, соприкосновение (приставить);
г) скрепление, соединение (пришить);
д) сжатие, уплотнение в результате давления сверху (примять);
е) добавление (приписать);
ж) неполноту действия ( приглушить).
Приставка про- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия сквозь что-либо (проломать);
б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть);
в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть);
г) доведение действия до нужного предела (прочитать).
Приставки раз- (разо-, рас-), роз- (рос-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
а) раздробление, разделение на части (разорвать);
б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).
Приставка с- (со-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз (сбросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).
Приставка у- употребляется при образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).
Приставка через- (черес-, чрез-) образует:
1. Существительные со значением понятия, которое характеризуется расположением чего-либо в чередовании с чем-то иным так, как сказано в исходном слове (чересполосица);
2. Прилагательные со значением:
а) расположенности поперек чего-то (чересседельный);
б) чередования чего-то (черезрядный, чересполосный);
в) превышения предела чего-то (чрезмерный);