Урок изучения новых знаний по теме «Приставка» (Русский язык, 3 класс)

2
0
Материал опубликован 27 January 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 
Тема: Приставка
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: ознакомить с новым языковым понятием и со словообразовательной ролью приставок
Задачи урока:
 

✔ показать роль приставки в составе слова

 

✔ дать определение новым языковым понятия «приставка»

 

✔ научить находить и выделять приставку в словах

 

✔ познакомить с алгоритмом образования новых слов при помощи приставки

 

Ожидаемые результаты:

 

Личностные:

 
  1. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельности на уроке

 

Предметные:

  1. обучающийся узнает, что такое приставка;
  2. научится отличать ее от других частей слова, находить и выделять ее в слове;
  3. научится образовывать с ее помощью новые слова;
 

Метапредметные:

 

Познавательные: обучающийся научится:

 
  1. выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
  2. работать с информацией в учебнике;
  3. работать с моделями;
  4. осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
  5. выдвигать гипотезы, рассуждать.

 

Регулятивные: обучающийся научится:

 
  1. удерживать учебную задачу;
  2. составлять план действий;
  3. осуществлять контроль и взаимоконтроль.

 

Коммуникативные:

 
  1. с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  3. допускать возможность существования разных точек зрения.

 

Основные понятия: корень, окончание, формы слова, приставка.

 

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Т.Г. Рамзаевой, КТП рабочая программа

 

по русскому языку в 3 классе МОБУ «Рассветская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Лапина» на 2012 - 2013 учебный год, мультимедиа (презентация, проектор), рабочие тетради, ручки, карандаши, листочки для самооценки.

 


 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.

Пора! Тишина! К нам наука идёт…

     

Добро пожаловать в лабораторию по изучению морфемики. Мы с вами юные исследователи родного языка. Вместе с учеными со всего мира мы постараемся прикоснуться к тайнам русского языка. На предыдущих занятиях мы с вами приступили к изучению слов и начали разбирать их по составу, чтобы увидеть, из чего же они состоят.

 

Слайд 1

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель: познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового языкового понятия

1.1. Напомните мне, что же мы уже изучили?

 

А что такое корень?

 

 

 

Покажите мне на моем слове корень, и докажите, что это именно он.

 

Что такое окончание? Покажите на этом же слове.

 

 

Молодцы ребята.

Узнав о наших исследованиях, за помощью к нам обратился Незнайка. Он передал мне письмо, которое я вам сейчас прочту. Послушайте внимательно, чтобы понять, в чем ему нужно помочь. Итак…

«Здравствуйте, ребята! В моем Цветочном городе столько всего произошло! Я решил, что это интересно будет узнать всем и начал делать заметки, чтобы потом написать целый рассказ. Но однажды я забыл свой блокнот на крыльце, и проливной дождь намочил его. Записи в нем размыло водой. Помогите мне восстановить их. Вот то, что осталось:

  1. Винтик и Шпунтик соорудили пешеходный (пере)ход прямо через реку.
  2. Спрутс постоянно считает свой (до)ход, рассчитывая (при)ход и (рас)ход.
  3. Авоська и Небоська отправились в (по)ход, чтобы найти волшебные семена.
  4. Профессор Звездочкин наблюдал в свой телескоп (за)ход Солнца.
  5. Знайка найдет (вы)ход из любой ситуации.
  6. На двери у мистера Скупефильда надпись: «Попрошайкам (в)ход строго воспрещен!»

С какой просьбой обратился к нам Незнайка?

 

А вы поняли, о чем там написано?

 

Что было не так?

 

А кто знает, почему так произошло?

 

И чем мы можем помочь Незнайке?

На предыдущих уроках мы изучили части слова корень и окончание.

 

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

Подбираю однокоренные слова: беленький, белизна, белить, побелка. Корень «бел».

 

Окончание – это изменяемая часть слова. Изменяю слово «белый» - белая, белые. Окончание «ый».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Незнайка просит нас разобраться с его записями в блокноте.

 

Нам было непонятно.

 

Постоянно повторялось слово «ход».

 

Так произошло, потому что дождь стер некоторые буквы.

Мы можем помочь Незнайке, восстановив этот список, добавив буквы.

Фронтальный опрос, работа у доски

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

1.2. Коллективное решение поставленной учебной задачи путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2. Давайте прочтем его еще раз и подумаем, что мы можем сделать.

 

 

Давайте тогда изменять. Начиная по порядку, предлагайте свои решения с объяснением.

 

Объясните, как поменялось слово (значение; что добавили)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь прочтите список еще раз. Получилось ли у нас его изменить?

  

Я отправлю наш ответ Незнайке, чтобы он поскорее начал писать свой рассказ.

А каким образом мы получили новые слова?

Верно, во всех словах мы приставляли некоторые части к словам. Перечислите их.

 

А что это за часть слова?

А хотите узнать?

 

Начертите опорную схему слова.

Давайте сравним исходное слово и те слова, что получились у нас:

Что вы можете о них сказать?

О чем это говорит?

 

Можно ли сказать, что это однокоренные слова? Подберите еще слова.

 

Давайте ее выделим. (Дугой)

А отличаются ли они чем-то?

Давайте выделим и ее и договоримся выделять вот таким знаком, похожим на козырек дома.

Обратите на нее внимание, что можете сказать?

ИЛИ:  где она расположена? Во всех ли словах?

Значит это ее первая особенность.

Она приставлена во всех словах перед корнем.

Давайте возьмем эту часть и приставим к другим словам, которые вы видите на доске и посмотрим, что из этого выйдет.

Давайте проверим.

Прочтите и объясните значение слов.

 

И что это значит?

 

 

Какую роль они играют в словах?

 

Я запишу это под второй особенностью. И обозначу так.

(Читают вслух)

Везде повторяется   слово «ход», которое нам надо изменить, потому что оно не везде подходит по смыслу.

  1. Винтик и Шпунтик соорудили пешеходный переход прямо через реку.
  2. Спрутс постоянно считает свой доход, рассчитывая приход и расход.
  3. Авоська и Небоська отправились в поход, чтобы найти волшебные семена.
  4. Профессор Звездочкин наблюдал в свой телескоп заход Солнца.
  5. Знайка найдет выход из любой ситуации.
  6. На двери у мистера Скупефильда надпись: «Попрошайкам вход строго воспрещен!»

 

У нас получилось изменить текст и теперь всё правильно.

 

 

 

Мы добавляли часть в начале слова

 

 

Пере, при, рас, до, по, за, вы, в.

 

Мы не знаем, что это за часть слова.

Да.

 

 

У них одинаковая буквенная часть «ход».

У них одинаковый корень «ход».

 

Это значит, что слова однокоренные, т.к. имеют одинаковую буквенную часть и лексическое значение.

 

Да, у них разная часть слова перед корнем.

 

 

 

 

Она во всех словах стоит перед корнем.

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в тетради слова, образованные от данных, используя приставки.

Построить, пристроить, застроить, перестроить, отстроить.

Перебегать, прибегать, выбегать.

 

Это значит, что эти части можно отнимать и прибавлять к словам по смыслу.

Они могут образовывать новые слова.

Текст на слайде 4

 

 

 

Значение приставок в приложении №1

На слайде №5  исправленный текст и исходный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель на доске рисует модель нового языкового понятия: ____(слово), поясняя, что это наше слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяет в модели знак приставки:

 

 

 

На слайде №6 появляются слова: строить, бегать,    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись второго признака понятия.

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Итак, какой вывод мы можем сделать, исходя из наших исследований?

 

 

Давайте подумаем, как может называться такая часть слова?

 

Теперь у нас есть все нужные элементы для открытия нового знания. Давайте опишем наше открытие, опираясь на схему. Что такое «приставка»?

 

Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

 

Эта часть слова называется «приставка».

 

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов.

 

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Я думаю, у нас все получилось. Но наше открытие не должно противоречить правилам русского языка. Давайте откроим свои учебники на стр. 57 и найдем определение. Прочтите его.

 

 

Сравните его с нашим.
  

 


  

Похоже ли это с тем, что мы делали со списком?


 

Незнайка очень удивлен тем, как быстро мы справились, и предлагает нам викторину. У себя на бланках записывайте букву ответа, который вы посчитаете верным. Готовы?

  • С каким понятием вы сегодня познакомились?
  •  
  • Приставка – это….
  •  
  • Где она располагается?
  • Какова ее роль?

А теперь поменяйтесь бланками с соседом, и простым карандашом ставьте «+» или « - » напротив вопросов.

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Молодцы ребята! Вы со всем справились.

 

 

 

 

Читают определение:

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще сказано, что с помощью приставок образуются однокоренные слова.

 

Да, мы приставляли приставки и у нас получались однокоренные слова.

 

 

 

 

      Да!
 
  • Приставка
  • Часть слова
  • Она стоит перед корнем
  • Она служит для образования новых слов.

 

Работа в учебнике на стр.57 (чтение правила)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде викторина на выявление знаний о новом понятии с вариантами ответов, работа с определением. Слайд №7

 

 

 

По ходу проверки вслух с учителем идет объяснение и выявление затруднений.

 II.Первичное закрепление

Цель: проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Физминутка:

С «при» привстанем, с «по» подпрыгнем, с «на» наклонимся вперед, «по» помашем мы руками и потянем руки вверх, головою покачаем и обнимем всех. (обнимают соседа)

2.1. — Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. А вот кто его устаивает, нам нужно отгадать:

Я приставлена всегда

Лишь к началу слова.

И меняю без труда

Смысл его на новый.

В речи – разный мой наряд:

В, ЗА, ДО, ПЕРЕ, НАД.

И еще другие есть,

Всех их трудно перечесть.

И запомните, друзья,

В речи без меня нельзя!

 

— Теперь выполним задания, которые она предлагает:

Выберите слова с приставками:

Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.

Прочтите предложения. Все ли правильно ребята сделали?

 

В чем они ошиблись?

Тогда исправьте их. Девочки исправляют словосочетания про Машу, а мальчики – про Лёшу.

Давайте проверим.

 

Угадайте слово:

Корень обитает в слове «городской», приставка прикрепилась к слову «приход».

 

Корень в «сказке» мой живет, а приставка в слове «расход».

 

Образуйте как можно больше слов от слова «резать» с помощью приставки. Объясните, как изменилось значение слова с новой приставкой.

Ребята, теперь я предлагаю вам соревнование: поработать в парах и придумать небольшой рассказ (до 5 предложений) по картинке. Используйте как можно больше слов с приставками. У кого в рассказе будет больше слов с приставкой, те получат особенное домашнее задание. Справитесь?


 

Давайте проверим.

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это приставка!

 

 

Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили.

 

 

 

 

 

 

 

Нет, они не правильно употребили слова.

 

Здесь слова не подходят по значению.

 

 

 

 

 

 

 

Пригород.

 

 

Рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да!

 

Слайд №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 13

 

 

Слайд № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 16

  

 

Слайд № 17

Рассказэто литературное произведение маленького объема.

 

 

 

 

 

Слайд № 18

 

 

Парная работа.

Слайд 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов групповой работы.

2.2. Подведение итогов и рефлексия

2.2. Ребята, итак, что же мы сегодня нового изучили?

И что мы о ней узнали?

(Где стоит, для чего служит)

 

Как я и обещала, наши победители получают особое домашнее задание. Вам нужно придумать текст, в котором у слов будут неправильные приставки, так, как было в задании про Машу и Лёшу (до 5 предложений), а мы с ребятами на следующем уроке попробуем выполнить это задание. Только вы должны написать текст в исправленном виде (для проверки) и с ошибками, тот, который дадите нам.    

А остальные ребята будут выполнять упражнение в учебнике. Откройте страницу 58, найдите упражнение 145. Вы должны внимательно прочитать текст и вставить в слова подходящие по смыслу приставки. Давайте прочтем первое предложение.

 

     

Какую приставку вы вставите?

Какое значение она имеет?

 

Спишите этот текст и выделите все приставки.

Общее задание для всех: расскажите про приставку родителям, что мы узнали о ней нового и попросите составить цепочку однокоренных слов, образованных при помощи приставки, от слова «катить» и «скакал». Обязательно помогите им и проверьте.

Всем понятно домашнее задание?

Итак, ребята, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке и оценить.

На экране таблица, где вы должны выбрать то, что подходит вам.

Результатом ваших оценок будет дерево успеха. На экране вы видите дерево, на которое вы повесите свои листочки-оценки: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, работал активно; желтый — старался, но встретились трудности; красный — много ошибок и мне было не интересно работать.

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

 

Сегодня мы изучили приставку.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед приставкой и служит для образования новых слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От инея желтели березки и краснели осины.

 

«По-».

Доведение действия до определенного предела: стать желтыми, красными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №21

 

 

 

 

 

Слайд №22

 


http://урок.рф/data/files/q1485527465.pptx

 

Приложение
 

 Значения приставок

Приставка без- (бес-) употребляется при образовании:

1. Существительных, обозначающих отсутствие или недостаток чего-либо (беспорядок, бездействие).

2. Прилагательных со значением :  лишенный чего-либо (безголосый, безболезненный, бесплановый ).

Приставка в- (во-) употребляется при образовании:

1. Глаголов со значением:

а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);

б) доведения действия до нужного предела (влезть).

2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Приставка вз- (взо-, вс-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:

а) направленность действия или движения вверх (взбежать, взлететь);

б) законченность действия, доведение действия до нужного предела, до какого-нибудь состояния (взрастить, вскружить);

в) совершение действия внезапно, резко, напряженно  (вздрогнуть, вскрикнуть);

г) начало действия (вспыхнуть)

Приставка воз- (вос-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:

а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);

б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);

в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);

г) начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка вы- употребляется при образовании

глаголов и обозначает:

а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);

б) доведение действия до нужного предела (вылечить);

в) доведение действия до естественного предела (вырасти);

г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);

д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка до- употребляется при образовании:

1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).

2.  Глаголов со значением:

а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);

б) совершения недостающего действия (доплатить);

в) совершения  действия дополнительно (догрузить).

Приставка за- употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).

2. Глаголов и обозначает:

а) начало действия (заблестеть, заговорить);

б) достижение результата действия, состояния (завоевать);

в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);

г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);

д) направленность внутрь (закатить);

е) попутное действие (зайти, занести);

ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);

з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);

и) ограничение пространства чем-либо (завязать).

3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка из- (изо-, ис-)  употребляется при образовании:

1. Глаголов и обозначает:

а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);

б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);

в) доведение действия до нужного предела (изготовить);

г) доведение действия до излишнего предела (износить);

д) доведение действия до естественного предела (измучить);

е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);

ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).

2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка кое- употребляется при образовании:

1. Местоимений и обозначает:

а) какой попало, неважный, незначительный (кое-какой);

б) некоторые, немногие люди (кое-кто);

в) нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи (кое-что).

2. Наречий и обозначает:

а) в некоторых, немногих местах , местами (кое-где);

б) тем или иным способом, так или иначе, как-нибудь, небрежно, плохо (кое-как);

в) иногда, изредка (кое-когда);

г) в некоторые места (кое-куда).

 Приставка на- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).

2. Глаголов и обозначает:

а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);

б) направленность внутрь (налить);

в) действие в большом количестве (наварить);

г) доведение действия до естественного предела (намусорить);

д) доведение действия до нужного предела (написать).

3.Наречий со значением:

а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);

б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка над- (надо-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:

а) совершение действия поверх (надписать);

б) распространение действия на часть поверхности предмета, неполноту действия (надрезать, надорвать);

в) совершение действия дополнительно (надвязать).

Приставка не- употребляется при образовании:

1. Существительных, прилагательных и наречий и обозначает:

а) полную противоположность того, что выражает слово без этой приставки (неправда, небольшой негромко);

б) (при образовании прилагательных и полных причастий, при которых нет пояснительных слов) противоположность с оттенком умеренности, ограниченности признака, качества (невнимательный- недостаточно внимательный, неглупый-достаточно умный);

в) отсутствие того, что выражает слово без приставки (необоснованность,нечестный).

2. Неопределенных местоимений (некто, несколько).

Приставка недо- употребляется при образовании

глаголов и обозначает неполноту , недостаточность действия, отсутствие в нем нужной нормы,степени, меры (недоплатить).

Приставка ни- употребляется при образовании:

1. Отрицательных местоимений (никто, ничей).

2. Наречий (нигде, никогда).

Приставка низ- (нис-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает направленность движения,   действия вниз (нисходить, низвергать).

Приставка о- (об-, обо-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:

а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);

б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);

в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);

г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);

д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);

е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);

ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Приставка обез- (обес-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает: лишить(ся) чего-нибудь, освободить от чего-нибудь, освободиться от чего-нибудь (обессилить (перех. гл.), обессилеть (неперех. гл.) обезглавить (перех. гл.), обезглаветь (неперех. гл.))

Приставка от- (ото-) употребляется при образовании:

1. Существительных и обозначает:

а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);

б) частичное проявление признака (оттепель).

2. Глаголов и обозначает:

а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);

б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);

в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);

г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Приставка пере- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).

2. Глаголов и обозначает:

а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);

б) направленность действия или движения из одного места в лругое (передвинуть);

в) совершение действия вновь (переделать, перешить);

г) распространение действия на ряд предметов (переложить);

д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);

е) доведение действия до излишнего предела (перекормить).

Приставка по- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением:

а) пространство близ или вдоль чего-то (побережье, поморье);

б) совокупность предметов, характеризующуюся действием, названным исходным словом (поросль).

2 Прилагательных со значением:

а) совершившийся после того, что обозначено основой (пореформенный);

б) характеризующим производительность, измеряемость или распределяемость (подоходный, поочередный);

в) находящийся, расположенный близ чего-либо (поволжский).

3. Глаголов и обозначает:

а) совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени (побегать);

б) усиление действия какого-либо признака качества, состояния (повысить);

в) начало действия (побежать);

г) доведение действия до нужного предела (полюбить);

д) доведение действия до естественного предела (побагроветь).

4. Наречий с обстоятельственным значением места и времени (повсюду, поутру).

Приставка  под- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением:

а) расположенный, находящийся в непосредственной близости от чего-либо (подтропики);

б) представляющий собой часть, отделение какого-либо целого (подкомиссия);

в) имеющий звание ниже другого, являющийся помощником кого-либо по какому-либо занятию, должности (подполковник).

2. Глаголов и обозначает:

а) направленность действия, движения снизу вверх (подбросить);

б) добавление , прибавление (подлить);

в) приближение к кому-либо, чему-либо (подъехать);

г) направление действия, движения под предмет (подрыть);

д) совершение действия скрытно, незаметно (подслушать);

е) совершение действия слегка (подсохнуть);

ж) доведение действия до нужного предела (подготовить).

Приставка пра- употребляется при образовании

существительных со значением:

а)первоначальности, наибольшей древности (праязык);

б) восходящей или нисходящей линии от терминов прямого родства, начиная с деда, бабки или внука, внучки (прадед).

Приставка пре- употребляется при образовании:

1. Глаголов и обозначает:

а) изменение состояния (претворить);

б) чрезмерность действия (преуменьшить);

в) доведение действия до нужного предела (претерпеть).

2. Качественных прилагательных и наречий (предобрый, препротивно).

Приставка пред- (предо-) употребляется при образовании:

1.Существительных и обозначает: впереди чего-либо (предыстория).

2. Прилагательных и обозначает: ранее (во времени или в пространстве) чего-либо (предвоенный).

3. Глаголов и обозначает: предварительность, заблаговременность действия (предвидеть).

Приставка при- употребляется при образовании:

1.Существительных и обозначает:

а) дополнительное проявление чего-либо (привкус);

б) расположенный возле, около чего-либо, непосредственно примыкающий к чему-либо (пригород).

2. Глаголов и обозначает:

а) доведение действия до цели, до определенного места (прибежать);

б) доведение действия до определенного результата (приучить);

в) сближение, соприкосновение (приставить);

г) скрепление, соединение (пришить);

д) сжатие, уплотнение в результате давления сверху (примять);

е) добавление (приписать);

ж) неполноту действия ( приглушить).

Приставка про- употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных  и обозначает:

являющийся сторонником, действующий в интересах кого-либо или чего-либо (профашист).

2. Глаголов и обозначает:

а) направленность действия сквозь что-либо (проломать);

б) направленность движения мимо кого-либо, чего-либо, куда-либо или по какому месту (проплыть);

в) направленность действия или движения через что-либо, между чем-либо, внутрь, в глубину чего-либо (пролезть);

г) доведение действия до нужного предела (прочитать).

Приставки раз- (разо-, рас-), роз- (рос-) употребляется при образовании:

1.Существительных и прилагательных  и  обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).

2.  Глаголов и обозначает:

а) раздробление, разделение на части (разорвать);

б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);

в) распространение действия в разные стороны (разбросать);

г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка с- (со-) употребляется при образовании:

1.Существительных и прилагательных  и  обозначает:

а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);

б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).

2. Глаголов и обозначает:

а) движение сверху вниз (сбросить);

б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);

в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);

г) воспроизведение чего-либо (срисовать);

д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);

е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);

ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);

з) доведение действия до нужного предела (сыграть).

3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

Приставка у- употребляется при образовании

глаголов и обозначает:

а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);

б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);

в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);

г) уменьшение количества чего-либо (ушить);

д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);

е) доведение действия до нужного предела (упаковать);

ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставка через- (черес-, чрез-) образует:

1. Существительные со значением понятия, которое характеризуется расположением   чего-либо в чередовании с чем-то иным так, как сказано в исходном слове (чересполосица);

2. Прилагательные со значением:

    а) расположенности поперек чего-то (чересседельный);

    б) чередования чего-то (черезрядный, чересполосный);

    в) превышения предела чего-то (чрезмерный);

 

Предварительный просмотр презентации

Белый Белый Беленький, белизна, белить, побелка Белая Белые белое

1. Винтик и Шпунтик соорудили пешеходный ход прямо через реку. 2. Спрутс постоянно считает свой ход, рассчитывая ход и ход. 3. Авоська и Небоська отправились в ход, чтобы найти волшебные семена. 4. Профессор Звездочкин наблюдал в свой телескоп ход Солнца. 5. Знайка найдет ход из любой ситуации. 6. На двери у мистера Скупефильда надпись: «Попрошайкам ход строго воспрещен!»

1. Винтик и Шпунтик соорудили пешеходный переход прямо через реку. 2. Спрутс постоянно считает свой доход, рассчитывая приход и расход. 3. Авоська и Небоська отправились в поход, чтобы найти волшебные семена. 4. Профессор Звездочкин наблюдал в свой телескоп заход Солнца. 5. Знайка найдет выход из любой ситуации. 6 На двери у мистера Скупефильда надпись: «Попрошайкам вход строго воспрещен!»

СТРОИТЬ БЕГАТЬ СТРОИТЬ БЕГАТЬ

ВИКТОРИНА! ОТ НЕЗНАЙКИ ГОТОВЫ?

1. С каким понятием вы сегодня познакомились? А. ОКОНЧАНИЕ Б. ГЛАГОЛ В. ПРИСТАВКА Г. СОСТАВ СЛОВА

2. Приставка – это…. А. ЧАСТЬ РЕЧИ Б. ЧАСТЬ СЛОВА В. ТЕКСТ Г. СЛОВО

3. Где она располагается? А. В КОНЦЕ СЛОВА Б. В НАЧЕЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В. ПЕРЕД КОРНЕМ Г. ПОСЛЕ КОРНЯ

4. Какова ее роль? А. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Б. ЗАМЕНЯТЬ ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА Г. СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА ПО СМЫСЛУ Д. ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ

1. Выпишите слова с приставками и выделите их: Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.

Проверь! Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.

Маша подошла бабочку. Она перешла к Мише, чтобы отсказать о выходке. Миша усмотрел на бабочку и перезнал её. Это был редкий вид - бабочка Махаон. Миша высказал Маше о её особенностях.

Проверь себя! Маша нашла бабочку. Она пришла к Мише, чтобы рассказать о находке. Миша посмотрел на бабочку и узнал её. Это был редкий вид - бабочка Махаон. Миша рассказал Маше о её особенностях.

3. Угадайте слово: Корень обитает в слове «городской», приставка прикрепилась к слову «приход». ПРИГОРОД Корень в «сказке» мой живет, а приставка в слове «расход». Рассказ

3. Новые слова: РЕЗАТЬ

Домашнее задание Стр. 58, упр. 145

На уроке я работал…. Своей работой на уроке я… Урок для меня показался…. За урок я… Мое настроение… Материал урока мне был… Домашнее задание мне кажется… Активно / пассивно Доволен / недоволен Коротким / длинным Устал / не устал Стало лучше / стало хуже Понятен / не понятен Легким / сложным

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.