12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Торопова Ирина Валентиновна18 |
Урок усвоения новых знаний по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
Торопова Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
городского округа город Шарья Костромской области
Урок усвоения новых знаний по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
(русский язык, 5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | Класс – 5б | |||||||||||
Автор УМК | Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. | ||||||||||||
Тема | «Главные члены предложения. Подлежащее» | ||||||||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | ||||||||||||
Технология | Системно-деятельностный подход | ||||||||||||
Цель Задачи | Систематизировать и углубить знания учащихся о подлежащем и о способах его выражения | ||||||||||||
-обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов; - развивающие: развивать внимание, логику рассуждения -воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества. | |||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
Знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения Уметь: владеть разными видами речевой деятельности; свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; составлять связный текст 1 | регулятивные -воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы; -определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; -умеют работать в парах по предложенному учителем плану; -умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы познавательные -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - работать по алгоритму; коммуникативные - слушать и понимать речь других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -уметь формулировать собственное мнение и позицию. | формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. | |||||||||||
Методы обучения | Метод частично-поисковый, наглядный, словесный, выполнение практических заданий | ||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся | Работа фронтальная, работа в парах, индивидуальная, творческая | ||||||||||||
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство, музыка | ||||||||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., 2017г., тетради; Мультимедийный проектор, ноутбук; карточки с таблицей и предложениями, карточка-информатор | ||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся | Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | УУД | ||||||||||||
Для общеобразовательной программы | Адаптированная программа для детей с ЗПР | ||||||||||||
Этап 1. Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок (на слайде появляется «Улыбающийся смайлик» - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой. - Надеюсь, сегодняшний. наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Сотрудничество | Понимание роли русского языка, представление об его основных функциях. | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные: взаимодействие с учителем. | |||||||
Этап 2. Этап мотивации к учебной деятельности. | - Мы внимательные! - Мы старательные! - Мы добрые! - Мы отлично учимся! - Всё у нас получится! | Читают хором запись на доске. | Читают хором запись на доске. | Сотрудничество | Умение читать выразительно хором, слушая друг друга | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||||
Этап 3. Учебно-познавательная деятельность Актуализация знаний | Прием «Верите ли вы, что…» Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил (работа в тетрадях). В строчку запишите цифры от одного до шести. Я вам читаю утверждение по теме «Предложение», а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, - , если неверно. 1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 2)Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. 3)Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения. 4)Подлежащее стоит в именительном падеже. 5)Подлежащее обозначает действие. 6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? – Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают. – На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов. - Объясните, почему 3 и 5 утверждения неправильные? Посмотрите внимательно на доску и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Объясните свой выбор. | Принимают участие в работе Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное Внимательно проверяют правильность выполнения задания. Ставят себе оценку. (критерии оценки на доске) | Принимают участие в работе Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное Внимательно проверяют правильность выполнения задания. Ставят себе оценку. (критерии оценки на доске) | Индивидуальная работа Прием «Верите ли вы, что…» Самопроверка по эталону, самооценка | Повторение сведений о предложении. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||||
Этап 4. Этап постановки цели и задач урока. | Игра «Я учитель» -А вы любите играть? Тогда поиграем. А называется игра “Я учитель”. Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал. Роща отряхает; - Верно. Грамматическая основа не является словосочетанием. Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. Сформулируйте тему урока. Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему - Чем же мы сегодня будем заниматься? Вспомним, что такое подлежащее; Научимся находить его в предложении; Узнаем способы выражения подлежащего. - Мы с вами сформулировали задачи урока. Знакома ли вам, ребята, тема сегодняшнего урока? - Прищло время вспомнить, что же такое подлежащее. Кто скажет? Прием «Инсерт» Работа с учебником. - Давайте откроем учебник и проверим, все ли мы правильно сказали (чтение теоретического материала) |
Повторить сведения о подлежащем Работают. Поднимают руки.. Отвечают. Дети вспоминают сведения о подлежащем Учащиеся читают тест, маркируя его специальными значками: v знаю, + новая информация ,– думал по-другому, ? -это мне не понятно. отмечают карандашом | По возможности отвечают на вопросы. | Фронтальная беседа Прием Прогнозирование Индивидуальная работа с учебником Прием «Инсерт» | представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с научной статьёй учебника | Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | |||||||
Этап 5. Этап решения учебной задачи. «Открытие нового знания» Физминутка (объединение по группам) Цель: сменить вид деятельности. | - Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения. - Как вы думаете, в чем его сложность? - В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным. - Я предлагаю вам поработать с таблицей «Способы выражения подлежащего», ее нужно заполнить примерами. Предлагаю составить алгоритм действий побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в парах: Проанализируйте предложенные предложения. Найдите подлежащее, укажите способ выражения. 3. Запишите предложения в определенном порядке, как это указано в таблице. Заполните таблицу. Определите способ выражения подлежащего. - Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее. Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи | Учащиеся составляют алгоритм действий: 1)прочитать предложения, 2)найти подлежащее, 3)определить, какой частью речи является подлежащее 4)записать подлежащее в соответствующую графу таблицы. Заполнить таблицу. Читают предложения, находят подлежащее, указывают способ выражения, записывают подлежащее в соответствующую графу таблицы. Заполняют таблицу. | Распределены в группы с сильными учащимися Читают предложения, находят подлежащее, указывают способ выражения, записывают подлежащее в соответствующую графу таблицы. Заполняют таблицу. При необходимости пользуются Карточкой-информатором | Практическое задание Работа в парах
| формирование умений анализировать прочитанное. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | |||||||
Этап 6. Этап первичного закрепления во внешней речи. | Организует обсуждение результатов - Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее. | Учащиеся делают вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи. | Распределены в группы с сильными учащимися | формирование умений выступать, представлять изученное. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; оценка, коррекция коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||
Этап 7. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания. | Учебник, упражнение 164 – устно) - Прочитайте предложение, назовите подлежащее, определите, чем выражено. - Найдите и запишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Докажите правильность своего выбора. | Выполняют задание устно | Выполняют задание устно | Работа с упражнением учебника | Овладение умениями применять полученные знания на практике | Познавательные: общеучебные – умение структурировать и обобщать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | |||||||
Этап 8. Этап включения в систему знаний и повторение | Работа с текстом - звучит мелодия «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Учитель читает текст. Наступила долгожданная осень-волшебница. Клены и березы она раскрасила в желто-лимонные краски, осины и рябины – в пурпурные. И начался в лесу праздник. Золото листвы, кружась в медленном вальсе, падает с нарядных деревьев на влажную землю и укрывает ее разноцветным ковром. Листья шуршат под ногами, скребутся, лопочут. Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и улетают на юг. Чарующие запахи прелой листвы кружат голову. - Что я прочитала? - Докажите, что это текст. - О чем данный текст? - А вы любите осень? - Назовите те особенности осеннего времени года, которые вам нравятся. А сейчас я предлагаю вам составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Осенний день”, найти в этих предложениях подлежащее и определить способ выражения Проверка творческой работы. - Все внимательно слушают. -Какое сочинение привлекло ваше внимание? Объясните свой выбор. -Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа. | учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы Составляют несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Осенний день», находят в этих предложениях подлежащее и определяют способ выражения | учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы, пользуются справочником, где содержится информация «Что такое текст». Составляют несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”, находят в этих предложениях подлежащее и определяют способ выражения. Пользуются карточкой-информатором | Творческое задание | Овладение умениями применять полученные знания на практике, развитие творческих способностей | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. | |||||||
9.Рефлексия | Организует рефлексию Прием «Закончи предложение» Грамматическая основа – это…. Подлежащее – это …. Подлежащее может быть выражено…… | Учащиеся продолжают фразу | Учащиеся продолжают фразу | фронтальный опрос Прием «Закончи предложение» | |||||||||
10.Информирование о домашнем задании | Предлагает задания на выбор: Выучить правило; выполнить упражнение 163 | Записывают Д/З в дневниках. | Записывают Д/З в дневниках. | Практическое задание Дифференцированная работа | Личностные: самопределение регулятивные: волевая саморегуляция, контроль |
Приложение
Мы любим листопад.
Наступила осень.
Мы с друзьями запускали воздушного змея.
Семеро одного не ждут.
Две девочки рисовали золотом сверкающую листву.
Взрослые наслаждаются осенним пейзажем.
| Местоимение | Имя прилагательное | Глагол | Числительное | Словосочетание | |
Подлежащее |
|
Способы выражения подлежащего
Карточка-информатор
Названия предметов (кто? что?) – это имена существительные:
Названия признаков предметов (какой? какая? какое? какие?) – это имена прилагательные
Названия действий (что делать? что сделать?) – это глаголы
Названия количества предметов или порядок предметов при счете (сколько? который?) – это имя числительное
Названия признаков действия (как? где? куда? откуда? когда?) – это наречие