Урок усвоения новых знаний по теме «Главные члены предложения. Подлежащее» (Русский язык, 5 класс)
Торопова Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
городского округа город Шарья Костромской области
Урок усвоения новых знаний по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
(русский язык, 5 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс – 5б |
|||||||||||
Автор УМК |
Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. |
||||||||||||
Тема |
«Главные члены предложения. Подлежащее» |
||||||||||||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||||||||||||
Технология |
Системно-деятельностный подход |
||||||||||||
Цель Задачи |
Систематизировать и углубить знания учащихся о подлежащем и о способах его выражения |
||||||||||||
-обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов; - развивающие: развивать внимание, логику рассуждения -воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества. |
|||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||
Знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения Уметь: владеть разными видами речевой деятельности; свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; составлять связный текст 1 |
регулятивные -воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы; -определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; -умеют работать в парах по предложенному учителем плану; -умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы познавательные -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - работать по алгоритму; коммуникативные - слушать и понимать речь других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -уметь формулировать собственное мнение и позицию. |
формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности. |
|||||||||||
Методы обучения |
Метод частично-поисковый, наглядный, словесный, выполнение практических заданий |
||||||||||||
Формы организации деятельности учащихся |
Работа фронтальная, работа в парах, индивидуальная, творческая |
||||||||||||
Межпредметные связи |
Литература, изобразительное искусство, музыка |
||||||||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., 2017г., тетради; Мультимедийный проектор, ноутбук; карточки с таблицей и предложениями, карточка-информатор |
||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||
Для общеобразовательной программы |
Адаптированная программа для детей с ЗПР |
||||||||||||
Этап 1. Организационный этап |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок (на слайде появляется «Улыбающийся смайлик» - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой. - Надеюсь, сегодняшний. наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Сотрудничество |
Понимание роли русского языка, представление об его основных функциях. |
Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные: взаимодействие с учителем. |
|||||||
Этап 2. Этап мотивации к учебной деятельности. |
- Мы внимательные! - Мы старательные! - Мы добрые! - Мы отлично учимся! - Всё у нас получится! |
Читают хором запись на доске. |
Читают хором запись на доске. |
Сотрудничество |
Умение читать выразительно хором, слушая друг друга |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||
Этап 3. Учебно-познавательная деятельность Актуализация знаний |
Прием «Верите ли вы, что…» Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил (работа в тетрадях). В строчку запишите цифры от одного до шести. Я вам читаю утверждение по теме «Предложение», а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, - , если неверно. 1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 2)Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. 3)Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения. 4)Подлежащее стоит в именительном падеже. 5)Подлежащее обозначает действие. 6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? – Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают. – На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов. - Объясните, почему 3 и 5 утверждения неправильные? Посмотрите внимательно на доску и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Объясните свой выбор. |
Принимают участие в работе Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное Внимательно проверяют правильность выполнения задания. Ставят себе оценку. (критерии оценки на доске) |
Принимают участие в работе Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное Внимательно проверяют правильность выполнения задания. Ставят себе оценку. (критерии оценки на доске) |
Индивидуальная работа Прием «Верите ли вы, что…» Самопроверка по эталону, самооценка |
Повторение сведений о предложении. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||
Этап 4. Этап постановки цели и задач урока. |
Игра «Я учитель» -А вы любите играть? Тогда поиграем. А называется игра “Я учитель”. Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал. Роща отряхает; - Верно. Грамматическая основа не является словосочетанием. Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. Сформулируйте тему урока. Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему - Чем же мы сегодня будем заниматься? Вспомним, что такое подлежащее; Научимся находить его в предложении; Узнаем способы выражения подлежащего. - Мы с вами сформулировали задачи урока. Знакома ли вам, ребята, тема сегодняшнего урока? - Прищло время вспомнить, что же такое подлежащее. Кто скажет? Прием «Инсерт» Работа с учебником. - Давайте откроем учебник и проверим, все ли мы правильно сказали (чтение теоретического материала) |
Повторить сведения о подлежащем Работают. Поднимают руки.. Отвечают. Дети вспоминают сведения о подлежащем Учащиеся читают тест, маркируя его специальными значками: v знаю, + новая информация ,– думал по-другому, ? -это мне не понятно. отмечают карандашом |
По возможности отвечают на вопросы. |
Фронтальная беседа Прием Прогнозирование Индивидуальная работа с учебником Прием «Инсерт» |
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с научной статьёй учебника |
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. положительное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
|||||||
Этап 5. Этап решения учебной задачи. «Открытие нового знания» Физминутка (объединение по группам) Цель: сменить вид деятельности. |
- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения. - Как вы думаете, в чем его сложность? - В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным. - Я предлагаю вам поработать с таблицей «Способы выражения подлежащего», ее нужно заполнить примерами. Предлагаю составить алгоритм действий побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в парах: Проанализируйте предложенные предложения. Найдите подлежащее, укажите способ выражения. 3. Запишите предложения в определенном порядке, как это указано в таблице. Заполните таблицу. Определите способ выражения подлежащего. - Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее. Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи |
Учащиеся составляют алгоритм действий: 1)прочитать предложения, 2)найти подлежащее, 3)определить, какой частью речи является подлежащее 4)записать подлежащее в соответствующую графу таблицы. Заполнить таблицу. Читают предложения, находят подлежащее, указывают способ выражения, записывают подлежащее в соответствующую графу таблицы. Заполняют таблицу. |
Распределены в группы с сильными учащимися Читают предложения, находят подлежащее, указывают способ выражения, записывают подлежащее в соответствующую графу таблицы. Заполняют таблицу. При необходимости пользуются Карточкой-информатором |
Практическое задание Работа в парах
|
формирование умений анализировать прочитанное. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
|||||||
Этап 6. Этап первичного закрепления во внешней речи. |
Организует обсуждение результатов - Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее. |
Учащиеся делают вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи. |
Распределены в группы с сильными учащимися |
формирование умений выступать, представлять изученное. |
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; оценка, коррекция коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
||||||||
Этап 7. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания. |
Учебник, упражнение 164 – устно) - Прочитайте предложение, назовите подлежащее, определите, чем выражено. - Найдите и запишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Докажите правильность своего выбора. |
Выполняют задание устно |
Выполняют задание устно |
Работа с упражнением учебника |
Овладение умениями применять полученные знания на практике |
Познавательные: общеучебные – умение структурировать и обобщать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
|||||||
Этап 8. Этап включения в систему знаний и повторение |
Работа с текстом - звучит мелодия «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Учитель читает текст. Наступила долгожданная осень-волшебница. Клены и березы она раскрасила в желто-лимонные краски, осины и рябины – в пурпурные. И начался в лесу праздник. Золото листвы, кружась в медленном вальсе, падает с нарядных деревьев на влажную землю и укрывает ее разноцветным ковром. Листья шуршат под ногами, скребутся, лопочут. Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и улетают на юг. Чарующие запахи прелой листвы кружат голову. - Что я прочитала? - Докажите, что это текст. - О чем данный текст? - А вы любите осень? - Назовите те особенности осеннего времени года, которые вам нравятся. А сейчас я предлагаю вам составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Осенний день”, найти в этих предложениях подлежащее и определить способ выражения Проверка творческой работы. - Все внимательно слушают. -Какое сочинение привлекло ваше внимание? Объясните свой выбор. -Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа. |
учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы Составляют несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Осенний день», находят в этих предложениях подлежащее и определяют способ выражения |
учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы, пользуются справочником, где содержится информация «Что такое текст». Составляют несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”, находят в этих предложениях подлежащее и определяют способ выражения. Пользуются карточкой-информатором |
Творческое задание |
Овладение умениями применять полученные знания на практике, развитие творческих способностей |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
|||||||
9.Рефлексия |
Организует рефлексию Прием «Закончи предложение» Грамматическая основа – это…. Подлежащее – это …. Подлежащее может быть выражено…… |
Учащиеся продолжают фразу |
Учащиеся продолжают фразу |
фронтальный опрос Прием «Закончи предложение» |
|||||||||
10.Информирование о домашнем задании |
Предлагает задания на выбор: Выучить правило; выполнить упражнение 163 |
Записывают Д/З в дневниках. |
Записывают Д/З в дневниках. |
Практическое задание Дифференцированная работа |
Личностные: самопределение регулятивные: волевая саморегуляция, контроль |
Приложение
Мы любим листопад.
Наступила осень.
Мы с друзьями запускали воздушного змея.
Семеро одного не ждут.
Две девочки рисовали золотом сверкающую листву.
Взрослые наслаждаются осенним пейзажем.
|
Местоимение |
Имя прилагательное |
Глагол |
Числительное |
Словосочетание |
|
Подлежащее |
|
Способы выражения подлежащего
Карточка-информатор
Названия предметов (кто? что?) – это имена существительные:
Названия признаков предметов (какой? какая? какое? какие?) – это имена прилагательные
Названия действий (что делать? что сделать?) – это глаголы
Названия количества предметов или порядок предметов при счете (сколько? который?) – это имя числительное
Названия признаков действия (как? где? куда? откуда? когда?) – это наречие