Урок усвоения новых знаний по теме «Главные члены предложения. Подлежащее» (Русский язык, 5 класс)

0
0
Материал опубликован 13 October 2018

Торопова Ирина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

городского округа город Шарья Костромской области

Урок усвоения новых знаний по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»

(русский язык, 5 класс)

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс – 5б

Автор УМК

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т.

 

Тема

«Главные члены предложения. Подлежащее»

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Технология

Системно-деятельностный подход

Цель

Задачи

Систематизировать и углубить знания учащихся о подлежащем и о способах его выражения

-обучающиеобеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;

развивающиеразвивать внимание, логику рассуждения

-воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Уметь: владеть разными видами речевой деятельности; свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; составлять связный текст
 

1

регулятивные

-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

структурируют знания;

анализируют, делают выводы;

-определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-умеют работать в парах по предложенному учителем плану;

-умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы

познавательные

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- работать по алгоритму;

коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию.

формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Методы обучения

Метод частично-поисковый, наглядный, словесный, выполнение практических заданий

Формы организации деятельности учащихся

Работа фронтальная, работа в парах, индивидуальная, творческая

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., 2017г., тетради;

Мультимедийный проектор, ноутбук; карточки с таблицей и предложениями, карточка-информатор

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Для общеобразовательной

программы

Адаптированная программа для детей с ЗПР

Этап 1.

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок (на слайде появляется «Улыбающийся смайлик»

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

- Надеюсь, сегодняшний.

наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Приветствуют

учителя,

проверяют

свою

готовность к

уроку.

Сотрудничество

Понимание роли русского языка, представление об его основных функциях.

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Этап 2.

Этап мотивации к учебной деятельности.

- Мы  внимательные!

- Мы старательные!

- Мы добрые!

- Мы отлично учимся!

- Всё у нас получится!

Читают хором запись на доске.

Читают хором запись на доске.

Сотрудничество

Умение читать выразительно хором, слушая друг друга

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап 3. Учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний

Прием «Верите ли вы, что…»

Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил (работа в тетрадях).

В строчку запишите цифры от одного до шести. Я вам читаю утверждение по теме «Предложение», а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, - , если неверно.

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

3)Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения.

4)Подлежащее стоит в именительном падеже.

5)Подлежащее обозначает действие.

6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

- Объясните, почему 3 и 5 утверждения неправильные?

Посмотрите внимательно на доску и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Объясните свой выбор.

Принимают участие в работе

Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное

Внимательно проверяют правильность выполнения задания. Ставят себе оценку. (критерии оценки на доске)

Принимают участие в работе

Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное

Внимательно проверяют правильность выполнения задания. Ставят себе оценку. (критерии оценки на доске)

Индивидуальная работа

Прием «Верите ли вы, что…»

Самопроверка по эталону, самооценка

Повторение сведений о предложении.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап 4.

Этап постановки цели и задач урока.

Игра «Я учитель»

-А вы любите играть? Тогда поиграем. А называется игра “Я учитель”. Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал.

Роща отряхает;
Последние листы;
С нагих ветвей;
Своих ветвей.

- Верно. Грамматическая основа не является словосочетанием.

Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. Сформулируйте тему урока.

Запишем в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

Вспомним, что такое подлежащее;

Научимся находить его в предложении;

Узнаем способы выражения подлежащего.

- Мы с вами сформулировали задачи урока.

Знакома ли вам, ребята, тема сегодняшнего урока?

- Прищло время вспомнить, что же такое подлежащее. Кто скажет?

Прием «Инсерт»

Работа с учебником.

- Давайте откроем учебник и проверим, все ли мы правильно сказали (чтение теоретического материала)

 

Повторить сведения о подлежащем

Работают.

Поднимают руки..

Отвечают.

Дети вспоминают сведения о подлежащем

Учащиеся читают тест, маркируя его специальными значками: v знаю, + новая информация ,– думал по-другому, ? -это мне не понятно. отмечают карандашом

По возможности отвечают на вопросы.

Фронтальная беседа

Прием Прогнозирование

Индивидуальная работа с учебником

Прием «Инсерт»

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с

научной статьёй учебника

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Этап 5.

Этап решения учебной задачи. «Открытие нового знания»

Физминутка (объединение по группам)

Цель: сменить вид деятельности.

- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

- Как вы думаете, в чем его сложность?

- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

- Я предлагаю вам поработать с таблицей «Способы выражения подлежащего», ее нужно заполнить примерами.

Предлагаю составить алгоритм действий

побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в парах:

Проанализируйте предложенные предложения.

Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

3. Запишите предложения в определенном порядке, как это указано в таблице.

Заполните таблицу. Определите способ выражения подлежащего.

- Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее.

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи

Учащиеся составляют алгоритм действий:

1)прочитать предложения, 2)найти подлежащее, 3)определить, какой частью речи является подлежащее

4)записать подлежащее в соответствующую графу таблицы.

Заполнить таблицу.

Читают предложения, находят подлежащее, указывают способ выражения, записывают подлежащее в соответствующую графу таблицы.

Заполняют таблицу.

Распределены в группы с сильными учащимися

Читают предложения, находят подлежащее, указывают способ выражения, записывают подлежащее в соответствующую графу таблицы.

Заполняют таблицу. При необходимости пользуются Карточкой-информатором

Практическое задание

Работа в парах

 

формирование умений анализировать

прочитанное.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Этап 6.

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Организует обсуждение результатов

- Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее.

Учащиеся делают вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.

Распределены в группы с сильными учащимися

 

формирование умений выступать, представлять изученное.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; оценка, коррекция

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап 7.

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Учебник, упражнение 164 – устно)

- Прочитайте предложение, назовите подлежащее, определите, чем выражено.

- Найдите и запишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Докажите правильность своего выбора.

Выполняют задание устно

Выполняют задание устно

Работа с упражнением учебника

Овладение умениями применять полученные знания на практике

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать и обобщать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Этап 8.

Этап включения в систему знаний и повторение

Работа с текстом

- звучит мелодия «Времена года. Осень» П.И.Чайковского. Учитель читает текст.

Наступила долгожданная осень-волшебница. Клены и березы она раскрасила в желто-лимонные краски, осины и рябины – в пурпурные. И начался в лесу праздник. Золото листвы, кружась в медленном вальсе,  падает с нарядных деревьев на влажную землю и укрывает ее разноцветным ковром.  Листья шуршат под ногами, скребутся, лопочут. Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и улетают на юг. Чарующие запахи прелой листвы  кружат голову.

- Что я прочитала?

- Докажите, что это текст.

- О чем данный текст?

- А вы любите осень?

- Назовите те особенности осеннего времени года, которые вам нравятся.

А сейчас я предлагаю вам составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Осенний день”, найти в этих предложениях подлежащее и определить способ выражения

Проверка творческой работы.

- Все внимательно слушают.

-Какое сочинение привлекло ваше внимание? Объясните свой выбор.

-Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа.

учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы

Составляют несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему «Осенний день», находят в этих предложениях подлежащее и определяют способ выражения

учащиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы, пользуются справочником, где содержится информация «Что такое текст».

Составляют несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”, находят в этих предложениях подлежащее и определяют способ выражения. Пользуются карточкой-информатором

Творческое задание

Овладение умениями применять полученные знания на практике, развитие творческих способностей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

9.Рефлексия

Организует рефлексию

Прием «Закончи предложение»

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……

Учащиеся продолжают фразу

Учащиеся продолжают фразу

фронтальный опрос

Прием «Закончи предложение»

   

10.Информирование о домашнем задании

Предлагает задания на выбор: Выучить правило; выполнить упражнение 163

Записывают Д/З в дневниках.

Записывают Д/З в дневниках.

Практическое задание

Дифференцированная работа

 

Личностные: самопределение

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль

Приложение

Мы любим листопад.

Наступила осень.

Мы с друзьями запускали воздушного змея.

Семеро одного не ждут.

Две девочки рисовали золотом сверкающую листву.

Взрослые наслаждаются осенним пейзажем.

 

 


Имя существительное

Местоимение

Имя прилагательное

Глагол

Числительное

Словосочетание

Подлежащее

 

 

       
Наблюдать за улетающими на юг журавлями- великое счастье.

 

Способы выражения подлежащего

Карточка-информатор

Названия предметов (кто? что?) – это имена существительные:

Названия признаков предметов (какой? какая? какое? какие?) – это имена прилагательные

Названия действий (что делать? что сделать?) – это глаголы

Названия количества предметов или порядок предметов при счете (сколько? который?) – это имя числительное

Названия признаков действия (как? где? куда? откуда? когда?) – это наречие

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.