Урок открытия новых знаний по окружающему миру «Путешествие по карте» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок
DOCX / 40.64 Кб
Презентация к уроку
PPTX / 82.54 Мб
Тема: Путешествие по карте.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой , глобусом, учебным текстом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
|
Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
- уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); - находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; - расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
|
Технологии обучения: технология деятельностного метода,технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Плешаков «Окружающий мир»; компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
(Видео фрагмент)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Школу видят наяву.
Всех сегодня видеть рад очень дружный второй класс.
Учитель: Ой, вы гости, господа!
Вы откуда и куда?
Ладно за морем, иль худо?
И какое в мире чудо?
1путешественник:
Мы объездили весь свет.
За морем житье не худо.
В мире очень много чуда.
2 путешественник:
Всё, что видели в пути, мы на карту нанесли.
1путешественник:
Не спеши, мой друг, смотри-
Перед нами малыши.
Они читать умеют сказки, а не карты.
2путешественник:
Слышал я, что дети эти читают не только сказки, но и карты.
1путешественник:
Это диво! Точно диво!
Учитель:
Что, не верите? Смотрите!
Расскажите, ребята, что обозначено на карте таким цветом? ( суша)
Синим ? (вода)
2путешественник:
Вы ребята – молодцы!
Учитель:
Покажите карту нам, чтоб узнать, где вы бывали?
И что в мире повидали?
1путешественник:
Вот – смотрите!
( показывает свиток – карту, но она контурная)
Ой, беда, беда! Смыла всё соленая вода, Что же делать? Как нам быть?
Как маршрут путешествия на карте восстановить?
2путешественник:
Будем у ребят и их учительницы помощи просить.
Учитель.
Чтобы маршрут на карте проложить , надо тему урока определить
( на доске запись Тема:Путешествие по карте)
Ребята, посмотрите внимательно на карту. На какие две группы можно разделить большие объекты на карте, используя условные обозначения ?
( суша и вода).
(Слайд)
Определим задачи урока.
Узнать как называются участки … ( суши и воды)
Научимся находить их на …( карте)
Продолжим учиться работать с … ( книгой и картой)
Результаты каждого открытия будем фиксировать на листе наблюдений
|
Знаю определение |
Знаю все названия |
Могу показать на карте |
суша |
123 |
123 |
123 |
вода |
123 |
123 |
123 |
(показываю)
18- 15 баллов – «5»
14-12 баллов – «4»
11-6 баллов –«3»
Мой результат __________ баллов. Оценка __________
Откуда начнем наше путешествие? (с суши).
Может, кто- то знает, как называют эти участки суши?
Где проверим правильность утверждения? (в учебнике)
Откройте учебник на стр. 115, прочитайте правило в учебнике.
Что такое материк?
Как по - другому называют материк? (континент)
Посмотрите на карту, сколько на планете материков? (6)
Самооценка: Если вы теперь знаете, что такое материк поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились - 1
Какую задачу решаем следующую? (название материков)
Прочитайте текст на зеленом листе (у каждого ученика дополнительный раздаточный материал)
Подчеркивайте в тексте названия материков и отличительные признаки каждого материка.
Евразия – самый большой по площади материк. Именно в Евразии находится наша Родина – Россия.
Африка – Это самый жаркий континент. Поверхность земли нагревается до + 70*С.
Северная Америка– третий по величине материк.
Южная Америка – самый влажный, а потому и самый зелёный континент.
Австралия – самый сухой и самый маленький материк.
Самый холодный материк расположен на южно полюсе Земли. Это Антарктида – самый холодный материк Земли.
Проверим, кто из вас был внимательным при чтении.
Сколько материков описано в тексте?
Самый большой материк?
Самый жаркий континент?
Самый холодный материк?
Самый сухой и маленький континент?
Самый влажный и зеленый материк?
Какой материк остался?
Веселая песенка поможет запомнить названия материков.
Подпевайте (презентация)
Самооценка: Если теперь вы знаете названия всех материков,
поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились - 1
Перед вами такая же карта, как у наших путешественников.
Прочитайте слова на зеленых карточках.
Евразия — 54миллиона квадратных километра
Африка — 29 миллиона квадратных километра
Северная Америка —20 миллионов квадратных километра
Южная Америка — 18 миллионов квадратных километра
Антарктида — 14 миллиона квадратных километра
Австралия — 8 миллионов квадратных километра
Рядом с названием материков указана площадь каждого из них. Площадь выражена в миллионах квадратных километров.
Расположите карточки в порядке уменьшения площади материков.
Проверяем:
Площадь какого материка самая большая? Самая маленькая?
Какой материк третий по величине?
Сравните с информацией в тексте (информация одинаковая)
Приклейте на контур материка его название.
Одна группа у доски восстанавливают карту путешественников.
Остальные работают в индивидуальных контурных картах.
Проверьте результат работы.
Если вы правильно определили на карте расположение материков,
поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились - 1
1 путешественник:
Это диво! Просто диво!
Сушу снова мы открыли!
2 путешественник:
Ну а как же быть с водой? Да с водою непростой! Что же это? Отгадайте!
Шириною он широк,
Глубиною он глубок.
День и ночь о берег бьется,
Из нег вода не пьется.
По размерам великан
Он зовется…. океан
Правильно, это океан.
Учитель:
Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности Земли, то толщина этого слоя будет 150 метров!
Объясните своему соседу по парте, что такое «Океан».
Одна группа найдет определение «Океан» в толковом словаре
Вторая группа найдет определение в учебнике
- Что такое океан?
Самооценка: Если вы теперь знаете, что такое океан поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились -1
Всего на Земле 5 океанов.
Попробуем дать названия океанам.Выполняем задание на голубых листах( индивидуальный раздаточный дополнительный материал)
Каждая группа обсуждает название одного материка.
Результат работы записать с обратной стороны листа и лист прикрепить на доске
- Он самый большой и самый глубокий. Когда экспедиция Фернанда Магеллана пересекала это водное пространство, то все 3 месяца их ласкала тихая океанская вода.
Это ___________________________ океан.
- Второй по величине океан простирается с севера на юг широкой полосой. Своё название он получил от мифологического титана Атланта. (Титан - великан, гигант, богатырь)
Это ___________________________ океан.
- Этот океан расположен на Северном полюсе. Он самый холодный и самый мелкий. Океан весь покрыт льдами.
Это ______________________ _____________________ океан.
-В этом океане вода ка парное молоко и достигает температуры +37 *С. Он омывает берега Индии.
Это ___________________________ океан.
- Этот океан окружает материк Антарктиду на Южном полюсе.
Это ___________________________ океан.
Давайте прочитаем, какие названия вы придумали океанам.
Веселая песенка поможет запомнить названия океанов.
Слушайте. Запоминайте и повторяйте (презентация)
Самооценка: Если вы теперь знаете названия всех океанов,
3балла, если справились наполовину – 2, не справились -1
Какую следующую задачу надо решить? ( найти на карте океаны)
Прочитайте слова на голубых карточках.
Что обозначают эти слова? (название океанов)
Какая проблема возникает? (Почему океанов 5, а карточек 6?)
Что такое глобус?
Найдем на глобусе Тихий океан.
Развернем изображение Земли с глобуса.
Что получили? ( карту)
Что такое карта?
Как на карте изображен Тихий океан?
Теперь вы сможете показать на карте Тихий океан?
Приклейте карточки с названиями океанов на карту.
Если вы правильно определили на карте расположение океанов, то поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились -1
1 путешественник:
Это просто чудеса! Наша карта спасена!
Учитель:
Посчитайте количество баллов
18- 15 баллов – «5»
14-12 баллов – «4»
11-6 баллов –«3»
Мой результат __________ баллов. Оценка __________
2 путешественник:
Вот теперь мы расскажем про наш путь, и вы сможете проложить на карте маршрут красным карандашом.
В пути нам помогала песня , мы сделали много фотографий.
Наш фотоотчет разместим на карте.
1 путешественник:
Из Тынды наш путь лежит на восток. Здесь суша встречается с океаном. По какому океану продолжим путешествие? (Тихий океан)
В самом большом океане обитает самое большое млекопитающее Земли - голубой кит. Длина его тела достигает 33 м, а вес достигает 200 т. Чтобы представить себе такую массу, можно привести одно сравнение – один язык животного имеет такой же вес, как индийский слон целиком.
2 путешественник:
Наш корабль двигается на юг к материку. Где сделали остановку?
(Материк Австралия)
Здесь нас встретили сумчатые кенгуру.
1 путешественник:
Очень холодно! Куда мы доплыли?
Песня «В Антарктиде льдины».
(Материк Антарктида)
И только здесь живут необычные птицы пингвины.
2 путешественник:
Мы очень замерзли и отправились на самый жаркий материк.
Песня Красной шапочки.
Куда мы прибыли? (Материк Африка)
Африка – родной дом для львов, леопардов, гепардов и гиен.
1 путешественник:
Далее наше путешествие продолжили на запад по океану. Какому?
(Атлантический океан)
Нам с трудом удалось спастись от Большой белой акулы.В пасти белой акулы три сотни зубов треугольной формы, расположенных в 3 ряда.
Ими они разрывают свою добычу на куски.
2 путешественник:
И вот мы услышали Музыку индейцев.
К какому материку мы приплыли?
( Это материк Южная Америка)
Только здесь живут удивительные млекопитающие броненосцы.
1 путешественник:
Из Южной Америки мы дошли до другого материка. Назовите этот
материк? (Северная Америка).
Удивительное животное обитает здесь. Обладая способностью удерживать в лапах различные предметы, имеет привычку поласкать еду, пойманную им, за что и получил своё название Енот – полоскун
2 путешественник:
С каждым днем становилось холоднее, потому что мы двигались на север.
«Где- то на белом свете, там, где всегда мороз»
-Как называется этот океан?(Северный Ледовитый)
Здесь на льдах нас встретил белый медведь – царь северных морей.
1 путешественник:
В гостях интересно, но дома лучше. Нас встречает Родина.
Куда мы прибыли? (Материк Евразия)
Нас встречает большая и дружная школьная семья.
Песня Я, ты, он, она.
2 путешественник:
Мы совершили кругосветное путешествие.
Учитель: А вы, ребята, сможете отправиться в кругосветное путешествие по карте?
Проанализируем выполненные задачи(презентация):
УзнатьЗНАЮ как называются большие участки … ( суши и воды)
НаучимсяМОГУ находить их на … ( карте)
ПродолжимУМЕЮ учиться работать с … ( книгой и картой)
Кто считает, что сможет сам путешествовать по карте – отправляйте ваш кораблик по океану.
Кто не решил поставленных задач урока (не знает названий материков и океанов и не может показать на карте) – оставляйте кораблик пока на материке.
В добрый путь вам, господа! По материкам и океанам.
Возвращайтесь домой с новыми открытиями!
Путешественники:
До свидания, друзья!
Дармина Елена Николаевна
Ткачева Елена Григорьевна