Урок открытия новых знаний по окружающему миру «Путешествие по карте» (2 класс)

3
2
Материал опубликован 10 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок
DOCX / 40.64 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 82.54 Мб

 

 

Тема: Путешествие по карте.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;

- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Развивающие задачи:

- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

- развивать умение работать с картой , глобусом, учебным текстом;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

 

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

 

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

 

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в своей системе знаний;
  • - извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,диаграмма, таблица, карта, иллюстрация);
  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

-   уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

-  расширить знания о материках и водных  пространствах  нашей планеты.

 

 

Технологии обучения: технология деятельностного метода,технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: Плешаков «Окружающий мир»; компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

 

Ход урока

 

(Видео фрагмент)

Ветер на море гуляет   

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Школу видят наяву.

Всех сегодня видеть рад очень дружный второй класс.

 

Учитель: Ой, вы гости, господа!

Вы откуда и куда?

Ладно за морем, иль худо?

И какое в мире чудо?

 

 1путешественник:

Мы объездили весь свет.

За морем житье не худо.

В мире очень много чуда.

 

 2 путешественник:

Всё, что видели в пути, мы на карту нанесли.

 

1путешественник:

Не спеши, мой друг, смотри-

Перед нами малыши.

Они читать умеют сказки, а не карты.

 

 2путешественник:

Слышал я, что дети эти читают не только сказки, но и карты.

 

1путешественник:

Это диво! Точно диво!

 

Учитель:

Что, не верите? Смотрите!

Расскажите, ребята, что обозначено на карте таким  цветом? ( суша)

Синим ? (вода)

 

2путешественник:

Вы ребята – молодцы!

 

 Учитель:

Покажите карту нам, чтоб узнать, где вы бывали?

И что в мире повидали?

 

 

1путешественник:

Вот – смотрите!

( показывает свиток – карту, но она контурная)

Ой, беда, беда! Смыла всё соленая вода, Что же делать? Как нам быть?

Как маршрут путешествия на карте восстановить?

 

2путешественник:

Будем у ребят и их учительницы помощи просить.

 

Учитель.

Чтобы маршрут на карте проложить , надо тему урока определить

( на доске запись Тема:Путешествие по карте)

 

Ребята, посмотрите внимательно на карту. На какие две группы можно разделить большие объекты на карте, используя условные обозначения ?

 ( суша и вода).

 

(Слайд)

Определим задачи урока.

Узнать как называются участки … ( суши и воды)

Научимся находить их на …( карте)

Продолжим учиться работать с … ( книгой и картой)

 

Результаты каждого открытия будем фиксировать на листе наблюдений

 

Знаю определение

Знаю все названия

Могу показать на карте

суша

123

123

123

вода

123

123

123

(показываю)

18- 15 баллов – «5»

14-12 баллов – «4»

11-6 баллов –«3»

Мой результат __________ баллов.      Оценка __________

 

Откуда начнем наше путешествие? (с суши).

Может, кто- то знает,  как называют эти участки суши?

Где проверим правильность утверждения? (в учебнике)

Откройте учебник на стр. 115, прочитайте правило в учебнике.

Что такое материк?

Как по - другому называют материк? (континент)

Посмотрите на карту, сколько на планете материков? (6)

 

Самооценка: Если вы теперь знаете, что такое  материк поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились - 1

 

Какую задачу решаем следующую? (название материков)

 

Прочитайте текст на зеленом листе (у каждого ученика дополнительный раздаточный материал)

Подчеркивайте  в тексте названия материков и отличительные признаки каждого материка.

Евразия – самый большой по площади материк. Именно в Евразии находится наша Родина – Россия.

Африка – Это самый жаркий континент.  Поверхность земли нагревается до + 70*С.

Северная Америка– третий по величине материк.

Южная Америка – самый влажный, а потому и самый зелёный континент.

Австралия – самый сухой и самый маленький материк.

Самый холодный материк расположен на южно полюсе Земли. Это Антарктида – самый холодный материк Земли.

 

Проверим, кто из вас был внимательным при чтении.

Сколько материков  описано в тексте?

Самый большой материк?

Самый жаркий континент?

Самый холодный материк?

Самый сухой и маленький континент?

Самый влажный и зеленый материк?

Какой материк остался?

 

 

Веселая песенка поможет запомнить названия материков.

Подпевайте (презентация)

 

Самооценка: Если  теперь вы знаете названия всех  материков,

поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились - 1

 

Перед вами такая же карта, как у наших путешественников.

Прочитайте слова на зеленых  карточках.

 

Евразия — 54миллиона квадратных километра

Африка — 29 миллиона квадратных километра

Северная Америка —20 миллионов квадратных километра

Южная Америка — 18 миллионов квадратных километра

Антарктида — 14 миллиона квадратных километра

Австралия — 8 миллионов квадратных километра

 

Рядом с названием материков указана площадь каждого из них. Площадь выражена в миллионах квадратных километров.

 Расположите карточки в порядке уменьшения площади материков.

 

Проверяем:

Площадь какого материка самая большая? Самая маленькая?

Какой материк третий по величине?

Сравните с информацией в тексте (информация одинаковая)

 

Приклейте на контур материка его название.

 

Одна группа  у доски восстанавливают карту  путешественников.

Остальные работают в индивидуальных контурных картах.

Проверьте результат работы.

 

Если вы правильно определили на карте расположение материков,

поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились - 1

 

 1 путешественник:

Это диво! Просто диво!

Сушу снова мы открыли!

 

 

2 путешественник:

Ну а как же быть с водой? Да с водою непростой! Что же это? Отгадайте!

 

Шириною он широк,

Глубиною он глубок.

День и ночь о берег бьется,

Из нег вода не пьется.

По размерам великан

Он зовется…. океан

 

Правильно, это океан.

 

Учитель:

Если всю морскую соль в сухом виде равномерно распределить по поверхности Земли, то толщина этого слоя будет 150 метров!

 

Объясните своему соседу по парте,  что такое «Океан».

Одна группа найдет определение «Океан» в толковом словаре

Вторая группа найдет определение в учебнике

 

- Что такое океан?

 

Самооценка: Если вы теперь знаете, что такое океан  поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились -1

 

Всего на Земле 5 океанов.

Попробуем дать названия океанам.Выполняем задание на голубых листах( индивидуальный раздаточный дополнительный материал)

 

 Каждая группа обсуждает название одного материка.

Результат работы записать с обратной стороны листа и лист прикрепить на доске

 

- Он самый большой и самый глубокий. Когда экспедиция Фернанда Магеллана пересекала это водное пространство, то все  3 месяца их ласкала тихая океанская вода.

Это ___________________________ океан.

 

- Второй по величине океан простирается с севера на юг широкой полосой. Своё название он получил от мифологического титана Атланта. (Титан - великан, гигант, богатырь)

Это ___________________________ океан.

- Этот океан расположен на Северном полюсе.  Он самый холодный и самый мелкий. Океан весь покрыт льдами.

Это ______________________    _____________________ океан.

-В этом океане вода ка парное молоко и достигает температуры +37 *С. Он омывает берега Индии.

Это ___________________________ океан.

 

- Этот океан окружает материк Антарктиду на Южном полюсе.

Это ___________________________ океан.

 

Давайте прочитаем, какие названия вы придумали океанам.

 

Веселая песенка поможет запомнить названия океанов.

Слушайте. Запоминайте и повторяйте (презентация)

 

Самооценка: Если вы теперь знаете названия всех  океанов,

3балла, если справились наполовину – 2, не справились -1

 

 

Какую следующую задачу надо решить? ( найти на карте океаны)

Прочитайте слова на голубых  карточках.

Что обозначают эти слова? (название океанов)

Какая проблема возникает?  (Почему океанов 5, а карточек 6?)

 

Что такое глобус?

Найдем на глобусе Тихий океан.

Развернем изображение Земли с глобуса.

Что получили? ( карту)

Что такое карта?

Как на карте изображен Тихий океан?

 

Теперь вы сможете показать на карте Тихий океан?

Приклейте карточки с названиями океанов на карту.

 

Если вы правильно определили на карте расположение океанов, то поставьте 3балла, если справились наполовину – 2, не справились -1

 

1 путешественник:

Это просто чудеса! Наша карта спасена!

 

Учитель:

Посчитайте количество баллов

18- 15 баллов – «5»

14-12 баллов – «4»

11-6 баллов –«3»

Мой результат __________ баллов.      Оценка __________

 

 

2 путешественник:

Вот теперь мы  расскажем про наш путь, и вы сможете проложить на карте маршрут красным карандашом.

 

В пути нам помогала песня , мы сделали много фотографий.

Наш фотоотчет разместим на карте.

 

1 путешественник:

Из Тынды наш путь лежит на восток. Здесь суша встречается с океаном. По какому океану продолжим путешествие? (Тихий океан)

В самом большом океане обитает самое большое млекопитающее Земли -  голубой кит. Длина его тела достигает 33 м, а вес достигает  200 т. Чтобы представить себе такую массу, можно привести одно сравнение – один язык животного имеет такой же вес, как индийский слон целиком.

 

2 путешественник:

Наш корабль двигается на юг к материку.  Где сделали остановку?

(Материк  Австралия)

Здесь нас встретили сумчатые кенгуру.

 

1 путешественник:

Очень холодно! Куда мы доплыли?

Песня «В Антарктиде льдины».

(Материк Антарктида)

И только здесь живут необычные птицы пингвины.

 

2 путешественник:

Мы очень замерзли и отправились на самый жаркий материк.

 Песня Красной шапочки.

Куда мы прибыли? (Материк Африка)

Африка – родной дом для львов, леопардов, гепардов и гиен. 

 

1 путешественник:

Далее наше путешествие продолжили на запад по океану. Какому?

(Атлантический океан)

Нам с трудом удалось спастись от Большой  белой акулы.В пасти белой акулы три сотни зубов треугольной формы, расположенных в 3 ряда.

Ими они разрывают свою добычу на куски.

 

2 путешественник:

И вот мы услышали Музыку индейцев.

К какому материку мы приплыли?

( Это материк Южная Америка)

Только здесь живут удивительные млекопитающие броненосцы.

 

1 путешественник:

Из Южной Америки мы дошли до другого материка. Назовите этот

материк? (Северная Америка).

Удивительное животное обитает здесь.  Обладая способностью удерживать в лапах различные предметы, имеет привычку поласкать еду, пойманную им, за что и получил своё название Енот – полоскун


2 путешественник:

С каждым днем становилось холоднее, потому что мы двигались на север.

«Где- то на белом свете, там, где всегда мороз»

 -Как называется этот океан?(Северный Ледовитый)

Здесь на льдах нас  встретил белый медведь – царь северных морей.

 

1 путешественник:

В гостях интересно, но дома лучше. Нас встречает Родина.

 Куда мы прибыли? (Материк Евразия)

Нас встречает большая и дружная школьная семья.

Песня Я, ты, он, она.

 

2 путешественник:

Мы совершили кругосветное путешествие.

 

Учитель: А вы, ребята, сможете отправиться в кругосветное путешествие по карте?

Проанализируем выполненные задачи(презентация):

 

УзнатьЗНАЮ как называются большие  участки … ( суши и воды)

НаучимсяМОГУ находить их на … ( карте)

ПродолжимУМЕЮ учиться работать с … ( книгой и картой)

 

Кто считает, что сможет сам путешествовать по карте – отправляйте ваш кораблик по океану.

 

Кто не решил поставленных задач урока (не знает названий материков и океанов и не может показать на карте) – оставляйте кораблик  пока на материке.

 

В добрый путь вам, господа! По материкам и океанам.

Возвращайтесь домой с новыми открытиями!

 

Путешественники:

До свидания, друзья!

Предварительный просмотр презентации

Окружающий мир 2 класс Путешествие по планете

Узнать как называются участки … Научимся находить их на… карте Продолжим учиться работать с … Тема:Путешествие по планете Задачи урока: суши и воды книгой и картой

  Знаю опреде-ление Знаю все названия Могу показать на карте Суша       Вода      

Учим названия материков

  Знаю опреде-ление Знаю все названия Могу показать на карте Суша       Вода      

Океан - огромные водные пространства

  Знаю опреде-ление Знаю все названия Могу показать на карте Суша       Вода      

Учим название океанов

  Знаю опреде-ление Знаю все названия Могу показать на карте Суша       Вода      

5- 6 зелёных корабликов – «5» 3-4 зелёных кораблика - «4» 2 зелёных кораблика – «3»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный урок. Спасибо! К этой теме может подойти мой мультипликационный ролик "Путешествие по планетам" Посмотрите, пожалуйста!

10 June 2019

Спасибо за совет. Обязательно использую в работе.

11 September 2019