12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевцова Марина Юрьевна
Аккаунт удалён
Россия, Московская обл.
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Урок систематизации и обобщения знаний в форме игры по теме «Причастие. Причастный оборот»

Цели:

Обучающие:

  • Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие», используя мотивирующую дидактическую игру;
  • Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте.

Развивающие:

  • Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии.

Воспитывающие:

  • Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

 

Ход игры:

Класс делится на команды по 3-4 человека. При распределении учащихся нужно учитывать уровень знаний учащихся – он должен быть примерно одинаковым. Команды по очереди выбирают тип вопроса и уровень сложности, учитель читает вопрос. Команде дается время на подготовку ответа (1 мин.), после чего учитель спрашивает любого ученика из команды. Так как спросить могут любого участника команды, учащиеся должны понимать, что они должны поделиться друг с другом знаниями по вопросу, а также дать возможность каждому проявить себя.

Правила игры:

Задания делятся на два типа: теория и практика. Эти задания «стоят» 1, 2 или 3 балла. Если выбранный отвечающий не смог дать ответ, учитель дает возможность ответить другой команде, если нужно, дает время на подготовку, и эта команды получает баллы. После окончания игры подсчитываются баллы и определяется победитель.

Оборудование:

Вопросы из блока «Теория» можно распечатать и предложить учащимся выбрать самим свой вопрос. Также жожно оформить в виде презентации (как «Своя игра»). Задания из блока «Практика» распечатать на листочках, чтобы члены группы могли с ними работать, а также хорошо было бы продублировать задание в презентации, чтобы при проверке остальным группам было проще ориентироваться, делать замечания и поправки.

Блок «Теория»

Простые вопросы на 1 балл

1.      Назовите грамматическое значение причастия.

2.      На какие вопросы отвечают причастия?

3.      Признаки каких частей речи совмещает  в себе причастие?

4.      Какая морфема часто помогает отличить причастие от прилагательного?

5.      Назовите разряды причастий.

6.      Дайте определение термину «причастный оборот».

7.      Какое слово мы называем «определяемым»?

8.      Как вы обозначите причастный оборот, выполняя синтаксический разбор предложения?

Сложные  вопросы на 2 балла

1.   Перечислите морфологические признаки от глагола в причастии.

2.   Перечислите морфологические признаки от прилагательного в причастии.

3.   Назовите условия обособления причастного оборота. Приведите пример.

4.   При помощи каких суффиксов образуются причастия настоящего времени?

5.   При помощи каких суффиксов образуются причастия прошедшего времени?

6.   Какой синтаксической конструкцией можно заменить причастный оборот? Приведите пример.

7.   Какой морфологический признак глагола необходимо учитывать при образовании страдательных причастий?

8.   Какова синтаксическая роль причастий. Приведите примеры.

Блок «Практика»

Задание считается выполненным, если ученик рассказал об условиях выбора той или иной буквы, знака препинания и справился с упражнением в карточке.

Простые задания на 1 балл

1.   Распределите словосочетания в две колонки: 1) с причастиями; 2) с прилагательными.

Мокнувший под дождём, плакучая ива, седеющий старик, пенистый поток, бушующее море, цветочная клумба, висячий замок, дремучий лес, темневший горизонт, желтеющая рожь.

2.   Распределите словосочетания в две колонки: 1) с причастиями; 2) с прилагательными.

Висящее бельё, темная туча, растущий кустарник, спелые ягоды, летучий газ, цветущий сад, спеющий крыжовник, талый снег, текущий ручей, шумящий класс.

3.   Найдите в тексте причастия. Определите их разряд.

После прошумевшего ливня солнце взошло еще прекраснее. Зной упал. Сочнее выступила зеленеющая листва деревьев. Мир обновился, расцвёл, точно прокатилась по нему благоухающая волна. Левитан жмурился от солнца и глубоко втягивал в себя запахи освеженной земли. Он любил её в скромном наряде первых дней весны, любил высохшую, измождённую от июльского зноя, любил пёструю, цветную, в богатом осеннем уборе, любил её с грозными громами, омытую дождём. Сегодня она была особенная, вся в следах от прошумевшего дождя.

(По И. Евдокимову)

4.   Найдите в тексте причастия. Определите их разряд.

Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня и весь наш табор, приютившийся у огонька. Крики отдавались в мирно спавших заводях реки. В сумерках на берегу виднелись странные группы каких-то людей. Невдалеке стояла телега, запряжённая лошадью, спокойно ждавшей перевоза.

Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега, а еще через четверть часа из-за мыса выплыл пароход, ведущий большую баржу. Я устроился на палубе и любовался уголками, открывавшимися с каждым поворотом реки, еще окутанной синеватой мглой.

(По В. Короленко)

5.      Подберите к данным сочетаниям слова, чтобы получились предложения с причастными оборотами. Вставьте недостающие буквы и знаки препинания.

Разв_вающиеся флаги, осв_щённая улица, разв_вающийся малыш, прим_рённые сопреники, скр_пленные листы, скр_пящие стулья.

6.      Подберите к данным сочетаниям слова, чтобы получились предложения с причастными оборотами. Вставьте недостающие буквы и знаки препинания.

К пр_бывающему поезду, за пр_творённой дверью, в стро_щемся вокзале, у светящихся окон, на убранном перроне, вышедших пассажиров.

7.      От данных глаголов образуйте сначала страдательные причастия в полной форме, а затем – в краткой.

Изобрести, прочитать, написать, освещать, унести, измельчить, начать.

8.      От данных глаголов образуйте сначала страдательные причастия в полной форме, а затем – в краткой.

Подогреть, раскрыть, усыпать, перелить, привезенный, расположенный.

Сложные задания на 2 балла

1.      Вставьте пропущенные знаки препинания. Графически объясните их постановку.

1.      Дождь моросивший весь день прекратился облака понемногу рассеялись. 2. Деревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце. 3. Обдёрганные ветром тучки ползли вяло, не обгоняя тянувшихся по дороге быков. 4. Под сенью многовековых лип посаженных бог знает когда укрывались развалины массивного здания напоминавшего торжественный мавзолей.

2.      Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Се_щийся дождь, стро_щиеся дома, дремл_щий старик, вид_щий цель, та_щий снег, дыш_щий прохладой, стел_щийся туман, наде_щийся на успех, кол_щий предмет.

3.      Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Слыш_вший шорох, ненавид_вший ложь, ма_вшийся от жары, раста_вший снег, удосто_вший чести, расе_вший сомнения, раскле_вший афиши, ла_вшая собака, завис_вший от обстоятельств.

4.      Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Колебл_мый ветром, убира_мый мамой, муч_мый сомнениями, завис_мые от обстоятельств, исследу_мый учёными, возобновляя_мый полёт, пилотиру_мый лётчиком, едва вид_мые облака, прерыва_мый гулом.

5.      Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Посаж_нный сад, вырубл_нный лес, расстрел_нные патроны, размеш_нные краски, закле_нный обоями, поддерж_нный другом, разве_нный ветром, постро_нный в срок, посе_нный в поле.

6.      Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Пораж_нный красотой, сильно приукраш_нный, приглаш_нный на выставку, искаж_нное изображение, обожж_нное плечо, реш_нный вопрос, погаш_нный свет, заверш_нная работа, в назнач_нный час.

7.      Вставьте на место пропуска Н или НН. Обозначьте орфограмму.

Гружё_ый вагон, собра_ый урожай, несолё_ый суп, свежемороже_ая рыба, купле_ые книги, ране_ый в руку солдат, жаре_ые в масле, тка_ая скатерть, свежезамороже_ый карп.

8.      Выберите слитное или раздельное написание не с причастиями. Обозначьте орфограмму.

(Не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не)исследованный вопрос; (не)написанное сочинение по литературе; (не)взволнованное, а успокоившееся море; (не)доумевающий ребёнок; (не)прекращающийся ливень; задача (не)решённая, а только начатая.

Сложные задания на 3 балла

1.      Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Завеш_нная картинами мастерская, завеш_нное тканью окно, расстрел_нные патроны, пристрел_нный охотником волк, выкач_нная нефть, выкач_нная бочка, замеш_нный в преступлении, замеш_нное тестовывал_нный в муке, вывал_нный мусор, навеш_нные на стены плакаты, навеш_нная на шляпку вуаль.

2.      Определите, к какой части речи относятся слова с пропусками букв. Вставьте на место пропуска Н или НН. Обозначьте орфограмму.

Булка испече_а, лицо взволнова_о, избра_ы депутатами, она талантлива и воспита_а, жесты изыска_ы, дверь заколоче_а, молодёжь эрудирова_а и образова_а, хорохо охарактеризова_ы, ответы слабы и неувере_ы.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (1)

Литвиненко Светлана Юрьевна, 24.10.19 в 14:33 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.