12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
2

Урок открытия новых знаний в 6 классе. Тема урока «Собирательные числительные»

Урок открытия новых знаний в 6 классе.

Тема урока «Собирательные числительные»

Залялетдинова Гульчачак Муллануровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ «Многопрофильный лицей №185»


Цели урока:

предметные:

формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

метапредметные:

формирование умений определять цель предстоящей деятельности;

коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная

Оборудование: ноутбук, электронная доска, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.


Ход урока

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).


ІІ. Мобилизующий этап.

- Мы сегодня с вами узнаем много интересного о числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи .


- Начнём с небольшой разминки.


Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 2).


Около 2 000 700 000 рублей;

11 классами;

500 избирателями;

8 7/9 площади;

1/2 поля;

о 900 слушателях

с 70 000 000 человек;

5/6 урожая

около двух миллиардов семисот тысяч рублей

одиннадцатью классами

пятьюстами избирателями

восемь целых и семь девятых площади

одна вторая поля

о девятистах слушателях

с семьюдесятью миллионами человек

пять шестых урожая



Задание: - Найдите «Третий лишний». Подчеркните эти числительные.(Слайд 4)

1) первый, миллионный, двое;

2) семь, пять, шестеро;

3) две третьих, три пятых, четверо

III Формулирование темы и цели урока

- Что обозначают «лишние» числительные?

Ответ: количество предметов как единое целое

- Как называются данные числительные?

Ответ: собирательные числительные

- Запишем тему урока: «Собирательные числительные».(Слайд 6)

- Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?(Слайд 7)

Ответ:

- какие числительные называются собирательными;

- что они обозначают;

- как образуются;

- с какими именами существительными могут сочетаться;

- как склоняются;

- каким членом в предложении являются;

- как правильно употреблять собирательные числительные в речи.

Есть еще один вопрос, на который мы должны будем сегодня с вами ответить, но его я сформулирую для вас сама.

5)В чём особенность употребления числительных оба и обе?




IV. Изучение нового материала


Мы сказали, что собирательные числительные обозначают количество как единое целое, отвечают на вопрос СКОЛЬКО? А от чего образуются собирательные числительные?(8-9 слайд)


Задание №3 (работа у доски)

- От данных числительных образуйте собирательные числительные:

Два- двое, три – трое, четыре – четверо, пять – пятеро, шесть – шестеро, семь – семеро, восемь – восьмеро, девять – девятеро, десять – десятеро.



К доске пойдет… Вам нужно образовать и записать от данных числительных собирательные, если это возможно.

Вывод: собирательные числительные – это числительные от 2 двух до 10 десяти.

- Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)


- Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 9)

- Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер

- В чем же особенность собирательных числительных? Рассмотрите таблицу (слайд 10-11 ). Собирательные числительные сочетаются

с существительными, обозначающими лиц мужского пола;

Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!

с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных;

с существительными, употребляющимися только во множественном числе.


- Давайте рассмотрим картинки и ответим, почему под некоторыми из них имеются прочерки? (Слайд 12)

- Давайте рассмотрим следующие картинки, какое числительное будет уместно использовать? ОБА -ОБЕ? (Слайд 13)

-Сделаем вывод ребята. С какими существительными сочетается числительное ОБА-ОБЕ.

(ОБА – сочетается с существительными мужского и среднего рода:

Оба брата учатся в нашей школе. Оба карандаша красные. Оба письма от дедушки.

ОБЕ – с существительными женского рода: Обе девочки совсем маленькие. Ты съел обе конфеты!)

- Мы с вами ответили на несколько пунктов нашего плана. Давайте рассмотрим, как собирательные числительные склоняются по падежам. (Слайд 15)

(Работа в тетрадях)


И.п. рыжие лисята

Р.п. рыжих лисят

Д.п. рыжим лисятам

В.п. рыжих лисят

Т.п. рыжими лисятами

П.п. о рыжих лисятах


И.п. трое лисят

Р.п. троих лисят

Д.п. троим лисятам

В.п. троих лисят

Т.п. троими лисятами

П.п. о троих лисятах



- Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.


-И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность склонения числительных ОБА-ОБЕ?

Давайте посмотрим следующий слайд


- Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос: (слайд 17)

- Как склоняются? Числительные ОБА-ОБЕ? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)


Оба и обе склоняются по-разному

Мужской и средний род


Женский род


И.п. оба

Р.д. обоих

Д.п. обоим

В.п. оба

Т.п. обоим

П.п. (об) обоих

И.п. обе

Р.д. обеих

Д.п. обеим

В.п. обе

Т.п. обеим

П.п. (об) обеих


основа обо-

(обоих игроков)

основа обе- (обеим командам)



VI. Физминутка.


- Поработали – отдохнем.

Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.

Двое, десять, пятеро, десятеро, одиннадцать, семеро, восемь, шестеро.


I. Закрепление нового материала.

- Мы познакомились с собирательными числительными. Теперь выполним задания.

3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18)

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3) ______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны______оврагов размыты дождями.

5) В_______случаях ответ был неверным.


- Индивидуально у доски упр. 469, с последующей проверкой(Работа с учебником)

VІІI. Самостоятельная работа

- Проверим, чему вы научились сегодня на уроке.Решите данные тесты у себя в тетрадях. Проверка. (слайд 20)

Тест

Найди ошибку:

двое подруг

двое котят

двое учеников

нас двое

Найди ошибку:

семеро козлят

четверо женщин

четверо друзей

пятеро котят

Найди ошибку:

на обоих журналах

на обеих берегах

обе подруги

оба друга

Найди ошибку:

трое ножниц

семеро кошек

семеро парней

Обоих ребят

- Поиграем в игру «Знатоки пословиц»(парная работа)

Ребята, мы знаем, что пословицы отражают обычаи, образ мысли и жизнь каждого народа. Существует большое количество пословиц, в которых присутствуют имена числительные. Особое место здесь занимают числительные семь и три. Для этого нам нужно поделится на две команды. Я буду задавать вопрос, вы посоветуйтесь с соседом пот парте и ответьте на вопрос.

VІІІ. Рефлексия (слайд 23)

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Все ли вам понятно? Мне важно узнать ваше мнение. У вас на партах лежат карточки. Подпишите их и ответьте на несколько вопросов(слайд 22).

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).


t1673334027aa.jpg


ІX. Домашнее задание:

п. 77 (слайд 22)

Упражнение 470















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.