Урок Памяти.

«Пусть поколения знают и помнят».

(Урок посвящается юным героям Великой Отечественной войны).

Цели:

Расширить знания учащихся об участии детей и подростков в Великой Отечественной войне, их мужестве, стойкости, героизме;

Задачи:

Воспитывать на примере юных героев любовь к родному краю, своему народу;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, иллюстрации, рисунки детей.

Ход мероприятия

Вступительное слово на фоне музыки.

Учитель. Слайд №1

Здравствуйте. Сегодня мы собрались в нашем классе, чтобы провести урок, посвященный участникам Великой Отечественной войны, воинам, павшим в боях за нашу Родину. Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941-1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых. Это верно. Мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле. Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, наш сегодняшний Урок памяти.

Сегодня будет день воспоминаний 
И в сердце тесно от высоких слов. 
Сегодня будет день напоминаний 
О подвиге и доблести дедов. 

Учитель. Перед войной наша Родина строилась, ширилась, хорошела.

Слайд №2. Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда. … «Родина» (Константин Симонов)

Слайд №3. Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли. «Родина» (Константин Симонов)

Слайд №4. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать. «Родина» (Константин Симонов)

Слайд №5. Июнь. Клонился к вечеру закат, 
И теплой ночи разливалось море.
 
И раздавался звонкий смех ребят,
 
Не знающих, не ведающих горя.
  (Булат Окуджава)

Слайд №6,7. Июнь! Тогда еще не знали мы, 
Со школьных вечеров домой шагая,
 
Что завтра будет первый день войны,
 
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае. (Булат Окуджава)

Левитан – объявление войны. Слайд №8

Ведущий: Слайд №9

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Слайд №10. Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалась.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось! «22 июня 1941 года» Степан Щипачёв

Звучит песня «Священная война». Слайд №11

(Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.)

Слайд №12

На парте осталась открытой тетрадь.

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод. «Ленинградские мальчишки» Вадим Коростылев

Учитель: Слайд №13

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Им, детям военных лет, предстояло не просто жить, им, мальчишкам и девчонкам, предстояло бороться с врагом, защищать свой народ, свою Родину.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Слайд №14. Сначала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить отцов и старших братьев, ушедших на фронт. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т.е. всё для фронта.

В те дни на заводах можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стёганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве, стояли они на рабочих местах, а некоторые на специальных подставках, т.к. росточка ещё не хватало.

Слайд №15

Ушли на фронт родители

Отчизну защищать,

А нам - детишкам маленьким -

Картошку убирать.

Девчоночья бригада

Пять-двенадцать лет,

Но выполняли честно мы

Родительский завет …

Вязали варежки, носки,

На фронт их отсылали,

И тем победу над врагом

Коварным приближали. Дарина Брындина

Слайд №16. Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни, тысячи погибших... О ленинградской блокаде рассказала в своей книге «Дневные звезды» Ольга Бергольц.

Шла к отцу и слез не отирала:

Трудно было руку приподнять.

Ледяная корка застывала

На лице, отекшем у меня.

Тяжело идти среди сугробов:

Спотыкаешься, едва бредешь.

Встретишь гроб —

Не разминуться с гробом:

Стиснешь зубы и —

Перешагнешь.

Слайд №17.

Друг мой, друг, и я, как ты,

Встречала

Сотни их, ползущих по снегам.

Я, как ты, через гробы шагала...

Память вечная таким шагам.

Память вечная, немая слава,

Легкий, легкий, озаренный Путь...

Тот, кто мог тогда перешагнуть

Через гроб, — на жизнь имеет право...

Слайд №18. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских тюрем и концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку, но и Родину, свободу. Война отучила детей плакать. В фашистских концлагерях они жили отдельно от матерей. От ужаса никто не плакал. Дети чётко усвоили урок: заплачешь - расстреляют. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

Слайд №19. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью.

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.

Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Было установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

Слайд №20

Вспомним их поимённо,

Горем вспомним своим –

Это нужно не мёртвым,

Это надо живым.

Лёня Голиков Слайд №21

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне с взрослыми. В свои десять лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Марат Казей Слайд №22

Белорусскому школьнику было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…

Саша Ковалёв Слайд №23

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды - Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Валентин Котик Слайд №24

В свои 12 лет, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.

Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.

Зина Портнова Слайд №25

Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Лара Михеенко Слайд №26

Их судьбы похожи, как две капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли.

Володя Дубинин Слайд №27

О нем рассказывали легенды: как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…

Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.

Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.

Слайд №28.

Мальчишки, девчонки — ещё пионеры!
Другим показали отваги примеры!
О вас узнавали, впервые, в газете...
Герои войны! А по возрасту — дети!

Война отняла вашу жизнь и мечтания,
Взамен подарила нужду и страдания!
И вы, позабыв про душевные раны,
Сбегали в полка, морской флот, партизаны!

В тылу у врага вами сделано много:
Вот в минах фашистам лесная дорога,
Мосты поджигали без лишних вопросов-
И фрицев вагоны летят под откосы!

Листовки расклеить тайком на заборах,
Подслушать немецкую речь в разговорах,
Поджечь склад иль штаб у врага среди ночи -
Разведкою были те детские очи!

Вы в плен попадали! Безжалостны биты!
И ранены были! И были убиты...!
Без вас бы война продолжалась подольше!
Погибших людей оказалось б побольше!

Вы знали про это! И жизнь не жалели!
"Спасибо!" мы громко сказать не сумели!
Фашизм неожиданно встретили "в гости" -
И детские тЕльца разбросаны в кости,

И губы застывшие с возгласом "Мама"...!
Война — не родня, убивает упрямо!
Ваш подвиг навечно! Вы — ДЕТИ-ГЕРОИ!
Войну увели из страны под конвоем!

Учитель. Слайд №29

Сколько же их было? Мы познакомились лишь с немногими из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Слайд №30. Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Слайд №31. Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.

Слайд №32. Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Слайд №33. Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались, и будут воспитываться новые поколения молодёжи, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Слайд №34

Учащийся: Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Слайд №35

Учащийся: Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Учащийся: Встречайте трепетную весну,

Люди Земли.

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди Земли!

Слайд №36

Учащийся:

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Заклинаю, - помните!

Слайд №37

Всё помнится, ничто не позабыто,

Всё помнится, никто не позабыт,

И днём, и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Слайд №38.

Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием памяти.

Давайте почтим минутой молчания тех, кто отдал свою жизнь ради счастливого будущего. (Минута молчания - метроном)

Слайд №39.

Снаряды не рвутся, не стонет земля,

И танков не будет пробита броня,

Мы в мирное время сегодня живём,

Не прячемся мы под прицельным огнём.

Тот ужас не знаем, но помним всегда,

Какие суровые были года…

Какою ценою в войне победили,

Всегда будем помнить, где мы бы не жили.

Всем низкий поклон, кто тогда воевал,

Кто Родину грудью своей закрывал,

Героям войны свою дань отдаём,

Мы им благодарны за то, что живём.

Слайд №40.

Война не щадила никого ни взрослых, ни ваших сверстников. Но великая любовь к своей Родине давала силу молодым отстаивать право свободы для своей страны даже ценой своей жизни. Вот и подходит к концу наш урок Памяти. Я надеюсь, что вы, молодое поколение нашей страны, будете помнить о великом подвиге тех, кто стоял на защите нашей Родины, народа. Светлая память.

Звучит стихотворение в исполнении учителя. С.Кадашников


Презентация к уроку Памяти.PPTX / 9.11 Мб

/data/files/i1736762470.pptx (Презентация к уроку Памяти.) «Не забывайте о войне».

Дети исполняют песню «День Победы».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.