Урок биологии в 5 классе «Пищевые цепи»

4
0
Материал опубликован 14 June 2020 в группе

Урок биологии в 5 классе

Тема: «Пищевые цепи».

Ход урока

      На прошлом уроке мы познакомились с тем, что такое природное сообщество и узнали, какие бывают природные сообщества. Сегодня мы продолжим работу по изучению данного вопроса.

      В любом сообществе все организмы  связаны между собой и зависят друг от друга.  Наиболее важными связями между организмами являются пищевые связиили цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

     Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

     Как вы считаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

     Ответ: зеленые растения. Это производители.

     Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

     Ответ: их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Это потребители. Ими, как правило, являются животные. Животные поедают других животных или растения. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. 

     Но помимо организмов производителей и потребителей существует ещё одна группа – это разрушители. Ими являются бактерии, грибы. Они питаются отмершими частями растений, трупами животных, а также экскрементами.

    ПРОЧИТАЙТЕ более подробно про три группы организмов  (стр. 102)

Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Ответ: Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия (записать понятие в тетрадь).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13295/%D0%BF%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%8C.jpg

    Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

     Ответ: Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии.

     Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13299/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B1.png


     Давайте построим несколько цепей питания для разных сообществ. В тетрадь запишите 3 любые цепи питания из данного списка или составьте свои, используя рисунок 68 на стр. 103.

желуди     сойка    ястреб-тетеревятник

желуди  желудевый долгоносик  певчий дрозд  ястреб-перепелятник

семена злаков  лесная мышь  сова  лиса

кора и древесина дуба  короед пестрый дятелястреб-перепелятник

листья дуба листорез  славка-черноголовка  ястреб-перепелятник

сок дуба  усач дубовый  соловей канюк обыкновенный

орехи  белка  канюк обыкновенный

желуди  белка лесная куница

злаки  полевка  луговой лунь

злаки  суслик  лисица  орел

злаки  полевая мышь  степной хорек  балобан

трава  полевка ласка

злаки  полевка  горностай  пустельга

опавшая листва дождевой червь  черный дрозд  ястреб-перепелятник

опавшая листва  дождевой червь  крот

навоз  жук-навозник  славка  ястреб-перепелятник

опавшая листва  дождевой червь  малиновка  канюк обыкновенный

   

   Очень редко встречается ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой цепи. Чаще он входит в несколько пищевых цепей, часто занимая в них различное положение.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/1808/_____69_____4.jpg

     В результате этого формируются пищевые сети. Наличие пищевых сетей обеспечивает большую устойчивость сообщества. Так, если в результате изменения условий какой - либо вид производителей (растений) резко снизит свою численность, питающиеся им потребители перейдут на другие источники питания.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13300/%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0.jpg

  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Тест «Природные сообщества»

  1. Природное сообщество образуют

А) все организмы, обитающие совместно

Б) все организмы, обитающие совместно на участках земной поверхности

В) только растения и грибы

Г) только животные


  1. Группы организмов, выделяемые в экосистемах по типу питания – это

А) хищники и травоядные

Б) производители, потребители и разрушители органического вещества

В) симбионты и паразиты

Г) растения, грибы, животные


  1. Производители органического вещества – это чаще всего

А) грибы

Б) растения

В) животные

Г) бактерии


  1. К разрушителям органического вещества НЕ относятся

А) бактерии

Б) грибы

В) почвенные черви

Г) кроты


  1. Соотнесите сообщество с его типом. Ответ оформите в виде таблицы

      СООБЩЕСТВО

ТИП СООБЩЕСТВА

  1. парк
  2. степь
  3. сад
  4. огород
  5. озеро
  6. Лес
  7. пустыня
  8. поле
  9. море
  10.  тайга

А) природное

Б) искусственное


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Домашнее задание: п. 27 (прочитать).

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.