Урок письма
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Методическая разработка
«Лучший урок письма-2024»
Урок русского языка на тему
«Есть такая профессия – Родину защищать»
3 класс
Разработала: Ситникова Е.В.
учитель начальных классов МКОУ СОШ №5
2024 год
Цель урока:
-познакомить обучающихся с особенностями написания текста письма, особенностью заполнения современного конверта; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма, складывать письма-треугольники; способствовать обогащению словарного запаса детей.
-совершенствовать культуру речи детей; расширить кругозор младших школьников; развить внимание и умение творчески мыслить.
- способствовать получению и расширению знаний о войне, воспитывать чувства патриотизма, памяти к прошлому своего народа.
Тип: урок формирования и совершенствования новых знаний.
Планируемый результат:
Предметные: иметь представление о структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант», уметь заполнять конверт, складывать письма-треугольники.
Универсальные регулятивные учебные действия:
формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Универсальные познавательные учебные действия:
формирование представления о видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами.
Оборудование: конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма».
1.Оранизационный этап.
Цель: подготовить учащихся к работе.
Посмотрите на доску и скажите, что объединяет эти картинки?
|
| @ |
Верно, это средства связи: в прошлом и настоящем.
Мы будем говорить о письмах.
2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Отчего взгрустнулось
Тоне-письмоносцу?
Встала рано утром,
Ходит по морозцу,
Всем приносит нынче
Лишь в газетах вести.
Отчего ж у Тони
Сердце не на месте?
Ей от грустных мыслей
Никуда не деться,
Ждать от друга писем
Ей хотелось с детства,
Но никто не пишет
Каждый очень занят,
В моде SMSки.
А душу не загладят.
Так хотелось Тоне
Рассказать подробно,
И узнать побольше,
Поделиться с кем то.
А ей ни разу в жизни
Писем не вручали.
Грустно письмоносцу...
Ходит по морозцу
Почтальон в печали.
3.Проблемная ситуация.
Учитель:
-Почему грустит Тоня? (ответы детей)
Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.
Порой действительно проще позвонить по телефону, отправиь интернет-письмо или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».
-А чего в наше время не хватает коротким электронным сообщениям?
Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком
Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства при этом и испытали? Приходилось ли вам писать письма? Кому?
Знаете ли вы как правильно писать письма?
Дети: нет.
Учитель:
А хотите ли научиться? (да)
Итак, давайте поставим перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя цели нашего урока.
-Какие бывают виды письма?
-Какие существуют правила письма?
-Из каких частей состоит письмо?
-Что такое письмо?
Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока. Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова, связанные со словом «письмо».
Адрес, конверт, почта, индекс, марка, адресат (выкладываю на доску, названные детьми слова)
Дети записывают слова. Ставят ударение, подчеркивают буквы, которые надо запомнить.
Учитель: Итак, мы вспомнили слова, связанные с письмом. А теперь давайте попробуем заполнить современный конверт.
(Дети получают чистые конверты и заполняют обратный адрес.)
Учитель: А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма?
-сообщают о каких-то событиях,
-делятся впечатлениями,
-обращаются с просьбами.
Люди начали писать письма с глубокой древности. Они играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо общаться на расстоянии. Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы.
Виды писем.
Письмо – деловое, письмо – личное.
Существуют более 10 видов личных писем. Мы же на уроке разберём только некоторые из них.
Личное: письмо-повествование, письмо-поздравление, письмо - просьба, письмо-благодарность.
Работа в группах
Учитель: Ребята, вы получите разные образцы писем, прочитайте их и сами определите, к какому виду оно относится? (вкладывают письмо в конверт, на котором написано какое письмо) и попробуйте объяснить с какой целью было оно написано.
Учитель: Чтобы правильно написать письмо, что еще необходимо знать?
Дети: Правила написания письма.
Написать письмо — это искусство. Правильно составить письмо не всегда легко. Этому и будем сегодня учиться.
Давайте определим их.
1-е правило. Разборчивый почерк. Аккуратный и чистый лист бумаги.
2-ое правило. Употреблять этикетные формы приветствия и прощания.
3-е правило. Искренность и непринужденность.
Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.
Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.
Для письма используй_____________лист бумаги.
Письмо нужно писать_________________________ .
Обращение в письме пишется___________________.
Дату и место, откуда написано письмо, пиши _____.
Отвечать на письмо нужно _____________________ .
Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.
Взаимопроверка.
Из каких частей должно состоять письмо?
Обращение и приветствие.
Вступление
Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания.)
Прощание
Подпись и дата
Учитель. Послушайте стихотворение.
В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Скажите, о каких треугольниках идет речь?
Да, это письма с фронта. Сегодня мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедией на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить. Писать стихи и сочинять песни. Эти письма не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.
Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
Давайте попробуем сложить такое письмо. (Складывание письма-треугольника)
4. Домашнее задание. Вот и подошел к концу наш урок. Теперь каждый из вас может написать письмо. Это может быть: письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны или письмо в прошлое, своему дедушке, прадедушке, который был участником ВОВ.5. Рефлексия. В заключение нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Для этого вы должны будете опустить в почтовый ящик письма: треугольник – все понятно, казенный конверт –еще остались вопросы. Спасибо за работу!