Урок письма и развития речи «Называние признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?»

1
0
Материал опубликован 29 November 2017 в группе

Технологическая карта урока

Аттестуемый педагог (Ф.И.О): Хозяинова Ирина Александровна

Тема урока: Называние признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?

Предмет: Письмо и развитие речи

Цель урока: закрепление умения называть и различать по вопросам признаки предметов.

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить знания детей о признаках предметов;

Формировать умение выделять названия признаков устно по вопросам, а на письме - волнистой линией;

Формировать умение видеть признаки предметов и правильно подбирать к ним вопросы;

Коррекционно-развивающие:

Развивать познавательную активность учащихся через организацию игровой ситуации на уроке.

Корригировать зрительное восприятие и внимание в процессе работы над заданиями.

Корригировать мыслительные операции (анализ, синтез) посредством заданий «Назови одним словом».

Развивать умение взаимоконтроля при проверке самостоятельно выполненных заданий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к учебе, предмету;

Воспитывать самостоятельность;

Класс:3

Место проведения: класс

Продолжительность урока: 40 минут.

Методическое оснащение урока и дидактическое обеспечение: записи на доске, карточки, опорные слова-признаки, учебник, предметные картинки, простой карандаш, опорная таблица с правилом, раздаточный материал.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Проведён: Хозяиновой И.А.

 


 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Закрепление учебного материала.

5. Рефлексия.
 

1. Организационный момент.

Основные элементы.

 

Цель: настроить обучающихся с ОВЗ 3 класса на плодотворную учебную деятельность.

Задачи:1. Проверить готовность класса к работе.

2. Сконцентрировать внимание обучающихся с ОВЗ 3 класса

Методы организации работы обучающихся: словесный, наглядный.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Создает благоприятный климат в классе.

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на магнитную доску. Там висит пустая ваза, а на столах ваших лежат цветочки-буквы.

Ребята, после каждого хорошо выполненного задания мы с вами по очереди будем наполнять вазу цветочками-буквами, а потом у нас должно получиться слово, которое даст оценку вашей работе на уроке.

Согласны хорошо работать?

Чтобы проверить готовность к уроку и посмотреть, кто самый внимательный, мы с вами поиграем в игру.

- Встали красиво, ровно у своих парт. Внимание на меня.

- Сядет тот, кто угадает предмет по признакам. Не забываем поднимать руки.

1) Прыгучая, пушистая, рыженькая (белка).

2) Маленький, круглый, колючий (ёжик).

3) Хитрая, рыжая, осторожная (лиса)

4) Большой, рогатый, быстрый (лось)

5) Мохнатый, косолапый, бурый (медведь)

6) Трусливый, маленький, длинноухий (заяц)

Как мы назовём всех этих животных? Где они живут?

К диким животным мы ещё вернёмся, но чуть попозже.

С хорошею песней весёлой

Все вместе мы дружно идём.

В просторную светлую школу,

В наш добрый и радостный дом.

- В какую школу мы приходим?

Автор в стихотворении сравнивает школу домом.

Я желаю вам весёлого настроения в нашем добром и радостном доме.

-Кстати, о настроении.

-Я вам предлагаю из двух смайликов выбрать то, которое характеризует ваше настроение в данный момент.

Поднимите карточки и покажите ваше настроение.

Итог. Ну, что же, думаю, что к концу урока мы придём все с отличным настроением.

Итак, настроились на урок, ответили на вопросы, поиграли - можно прикрепить цветок.

 

Обучающиеся приветствуют гостей.

Стоят за партами.

Обучающиеся внимательно слушают.

Да

Отгадывают предметы по признакам.

Это дикие животные. Они живут в лесу.

Отвечают на вопросы.

Мы приходим просторную и светлую школу

 

 

Обучающиеся выбирают смайлика.

Прикрепляет цветок Милена.

В начале урока этот приём поможет привлечь внимание детей и повысить интерес к уроку.

Оказывать индивидуальную помощь учащимся затрудняющимся сформулировать ответ на вопрос.

Развитие произвольного внимания, логического мышления.

Показ картинок.

Отвечает «сильный» ученик, а «слабый» повторяет.

На парте 2 смайлика грустный и весёлый.

Добиваться полного ответа

2. Сообщение темы и цели урока.

Основные элементы.

 
 

Цель: в доступной форме для обучающихся с ОВЗ 3 класса сообщить тему и цель урока.

Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся с ОВЗ 3 класса.

Методы организации работы обучающихся: беседа.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Сели красиво, спинки ровно и слушаем внимательно.

Ребята, может из вас кто – то догадался и скажет нам, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

 

Ребята, тема нашего урока «Называние признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?»

Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над признаками предметов, правильно их называть и различать по вопросам.

Вспомним названия предметов и действий, а так же на какие вопросы они отвечают.

А для того чтобы работа на уроке была плодотворной, надо быть внимательным и любознательным.

Согласны?

Итак, желаю всем хорошо потрудиться, чтобы в конце урока угадать слово и получить хорошие оценки за урок!

Можно прикрепить цветок.

Обучающиеся пытаются с помощью учителя определить тему урока, сформулировать цели.

Дают ответы.

Да, согласны.

 

Прикрепляет цветок Никита.

Данный приём на самостоятельное формулирование темы урока и постановка цели помогает развивать логическое мышление и повысить мотивацию обучающихся.

Добиваться полного ответа.

3. Актуализация опорных знаний.

Основные элементы

 

Цель: определить уровень усвоения пройденного материала с обучающимися с ОВЗ 3 класса.

Задачи:1.Выявить уровень усвоения материала обучающимися.

2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез), познавательный интерес, развивать устную речь.

Методы организации работы обучающихся: наглядный, практический, проблемная ситуация.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

На уроке мы с вами узнаем, как вы усвоили пройденный материал, проверим ваши знания.

А сейчас откройте тетради, запишите число и классная работа.

1. Минутка чистописания.

Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

- О каком времени года я вам прочитала?

Какой  первый звук  в слове весна?
Дайте характеристику этому звуку. Какой он ?

Напишите красиво и аккуратно.

Вв ва Вв ву Вв ве Вв ви (на доске)

-Ребята, а вы радуетесь весне?

А кто ещё радуется приходу весны?

А вот не все лесные жители рады весне.

Многоснежных районах севера ранняя весна - наиболее голодный и трудный период в жизни этого животного. А какого, вы сейчас узнаете.

2. Проблемная ситуация.

У вас на парте лежат карточки с текстом. В тексте пропущены слова.

Прочитайте тихонько.

Вот под кустом притаился …….. и ……. зверь. У него …… зубы и ….. шерсть. Он ……… хищник.

- Кто же это? Трудно догадаться? Почему? Чего то не хватает.

- Давайте вставим эти слова по смыслу в предложения.

- Теперь догадались, о ком идёт речь?

- Назовите слова, которые помогли нам узнать зверя?

- На какой вопрос они отвечают?

 

- Запишите первое предложение из текста.

- Найдите в предложении слово, которое обозначает предмет. Задайте вопрос к этому слову. Как подчеркнём это слово?

- Какое действие совершил зверь?

- Задайте вопрос к этому слову.

- Как подчеркнём это слово?

- А какие слова мы подчеркнём волнистой линией?

- На какой вопрос они отвечают?

Маша идёт к доске.

Итог: Итак, что мы записали?

Что обозначают слова, которые подчеркнули волнистой линией?

 

Умнички!

Можно повесить цветок.

Записывают в тетрадь число, классная работа

Отвечают на вопросы

 

О весне

Согласный звонкий парный

Пишут букву Вв и слоги

Да

Звери и птицы, которые живут в лесу, и не только.

Читают текст, затем опорные слова.

Дают ответы на поставленные вопросы

Речь идёт о волке.

Злой, голодный, острые, опасный, серая.

Какой? Какая? Какие?

Один обучающийся работает у доски. (Яна)

Зверь

Кто ? Одной чертой.

Притаился

Что сделал?

Двумя чертами

Злой и голодный

Какой?

Предложения.

Эти слова обозначают признаки предметов.

Прикрепляет цветок Яна.

 

При ответах на вопросы сначала спрашивать «сильных» учеников, а затем – слабых.

Открыть слова для справок: злой, голодный, острые, опасный, серая.

Вывешивается картинка - волк

 

Комментированное письмо у доски.

Далее у доски работают Маша и Андрей (подчёркивают только названия признаков)

Физминутка с заданием.

Основные элементы.

 

Цель: соблюдение здоровьесберегающих технологий к уроку.

Задачи: снять тонус мышц обучающихся, коррекция переключения внимания, развитие логического мышления

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Пришло время отдохнуть!

В нашем классе рассыпались картинки с различными предметами Нам нужно их собрать. Возьмите себе одну и встаньте в круг.

Каждый из вас должен назвать признак данного предмета.

- Ребята, а какой предмет лишний?

- Как вы догадались?

Итог: А теперь вместе 5 раз присели, покружились, похлопали в ладошки и сели на места.

Хорошо отдохнули, выполнили физминутку с заданием.

Очередной цветочек должен оказаться в вазе!

Дети выстроились у доски в круг.

Кошка.

Кошка – одушевлённый предмет, а все остальные – нет.

Цветок прикрепляет Андрей.

Картинки висят на всём пространстве класса (кошка, мяч, карандаш, кастрюля, шарик, сапоги).

4. Закрепление учебного материала

Основные элементы

 

Цель: называть признаки предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?

Задачи:

1.Актуализировать знания по пройденному материалу.

2.Развивать устную речь, мыслительные операции (анализ, синтез)

Методы организации работы обучающихся: объяснение, работа с книгой, практическая работа.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Мы с вами выяснили, что трудно в нашей речи обходиться без названий признаков.

А сейчас мы с вами вспомним вопросы, на которые они отвечают и поработаем самостоятельно, чтобы закрепить наши знания по теме "Названия признаков".

Ребята, скажите, пожалуйста, на какие вопросы отвечают названия признаков?

(повесить опору с правилом на доску).

Вспомним правило. Яна, пожалуйста, слушаем тебя.

Правильно! Молодцы!

Названия признаков нам помогают описывать предмет.

Что мы описываем с помощью признаков?

Форма, цвет, размер, вкус, запах – это признаки.

 

По очереди дают ответ на поставленный вопрос

 

Названия признаков отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Форму, цвет, вкус, размер, запах, внешние качества человека, внутренние качества людей и животных.

При ответах на вопросы сначала спрашивать «сильных» учеников, а затем – слабых.

Опора вида: названия признаков отвечают на вопросы: какой?

какая?

какое?

какие?

Вывешивается опорные слова.

Показ схемы.

Самостоятельная работа

 

Открываем учебники. С. 180 упр.10

Маша, прочитай нам 1 задание, чётко и ясно, чтобы всем было понятно.

Первую загадку читает Никита, вторую Милена, третью Андрей, четвёртую Маша.

2 задание прочитай Яна.

Все загадки отгадали, теперь нужно записать ответы с признаками.

Подчеркните признаки предметов.

Написали. Теперь поменяйтесь тетрадками с соседом по парте, возьмите карандаши и проверьте.

Задание выполнено! Прикрепляем цветок.

Читают задание.

Проговаривают отгадки.

Записывают, вставляя пропущенные вопросы и названия признаков.

Прикрепляет цветок Мария.

Работа с учебником.

1вариант-пишет самостоятельно (Яна), 2 вариант с помощью учителя (Андрей, Маша), 3 вариант по карточке (Милена, Никита).

 

Гимнастика для глаз

Основные элементы.

 
 

Цель: соблюдать здоровьесберегающие требования к уроку.

Задачи: снятие усталости у обучающихся, создание условий для сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ 3 класса

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

 

Сейчас мы с вами выполним гимнастику для глаз, для того чтобы ваши глазки немного отдохнули. Упражнение выполним стоя.

- Посмотреть вверх, затем вниз. - Посмотреть вправо, затем влево.

Быстро и легко поморгать глазами, “как мотылек”. С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать.

Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки.

Приблизить палец к носу, посмотреть на нос.

Закрыть глаза, улыбнуться немного и сесть на место.

Глазки отдохнули, переходим к подведению итогов нашего урока.

Цветок прикрепляет Костя.

Обучающиеся встают и выполняют упражнение для глаз, повторяя за учителем.

Прикрепляет цветок Костя.

Контроль за выполнением гимнастики для глаз всеми учениками.

5. Рефлексия

Основные элементы

 

Цель: создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии.

Задачи: 1. Кратко обобщить материал с обучающимися с ОВЗ 3 класса.

2. Развивать речь, мыслительные функции (анализ, синтез).

3. Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.

Методы организации работы обучающихся: опрос, беседа.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

Мы сейчас с вами подведём итоги нашего урока, выясним, что мы сегодня повторили, что запомнили, выставим оценки.

Кто был самым внимательным, всё правильно выполнял и хорошо работал, тот получит хорошую оценку.

Отрываем дневники и записываем домашнее задание.

С.181 упр. 12

Вот и подошёл к концу наш урок.

- Чему учились на уроке?

- Ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- На какой вопрос отвечают названия признаков?

- Какие задания мы выполняли на уроке?

- Какое задание понравилось больше всех?

- Какое задание оказалось трудным?

- Как вы оцениваете свою работу и работу своих одноклассников?

-А какое у вас сейчас настроение?

А теперь снова выберите смайлик и «просигнальте» мне ваше настроение.

Ну а теперь посмотрим на нашу красивую синюю вазу. Она наполнилась разноцветными цветами, переворачиваю все цветы и какое слово получилось?

На этом наш урок закончен.

Отвечают на вопросы, оценивают деятельность на уроке свою и одноклассников.

 

Выполняют запись в дневнике.

Учились писать без ошибок, работать с текстом, внимательно слушать.

Называние признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?

какой? какая? какое? какие?

Показывают карточку с смайликом

МОЛОДЦЫ!

Отметить успехи каждого обучающегося

Добиваться полных ответов


 


 

Кошка (какая?) мохнатенькая, усатенькая. Заяц ( какой?) косоглазый, маленький.

Волк (какой?) злой, голодный. Грач (какой?) чёрный, проворный.


 

Кошка (какая?) мохнатенькая, усатенькая. Заяц ( какой?) косоглазый, маленький.

Волк (какой?) злой, голодный. Грач (какой?) чёрный, проворный.


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учитель: Какой  первый звук  в слове весна?
Дайте характеристику этому звуку. ( Согласный, парный звонкий)
Напишите красиво!
Вв ВВ Вв Вв Вв    вб  ва  ве  во


 


 

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Имена прилагательные помогают описывать предмет.

Что мы описываем с помощью имён прилагательных?

(Форму, цвет, вкус, размер)

Форма, цвет, размер, вкус – это признаки.


 


 


 

Чтоб красиво написать, надо пальцы нам размять

Разминка для пальцев рук

Светит солнышко в окошко

Погуляем мы немножко

Топ- топ, топ- топ

Погуляем мы немножко.

Светит солнышко в окошко

Потанцуем мы немножко

Прыг-скок, прыг-скок

Потанцуем мы немножко

Светит солнышко в окошко

Мы похлопаем в ладошки

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Мы похлопаем в ладошки


 


 

 

«Восстанови текст» Самостоятельная работа

- Найдите «заблудившиеся» предложения и восстановите текст.

С крыш сползает мокрый снег.

Пришла долгожданная весна.

Солнце греет всё теплее.

А на проталинах появилась зелёная трава


 

Прием «Букет настроения». Учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

 Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна

- О каком времени года они нам говорят?

( О весне)


 


 


 

К а к о й?

 


 


 

К а к а я?


 


 


 


 


 


 


 


 

К а к о е?


 


 

К а к и е?


 

 


 

Вот под кустом притаился ……….и .……. зверь. У него ……. зубы и .….. шерсть. Он ……… хищник.


 

Вот под кустом притаился ……… и ……. зверь. У него …… зубы и ….. шерсть. Он ……… хищник.


 

Вот под кустом притаился ……… и …….. зверь. У него …… зубы и …… шерсть. Он ……… хищник.


 

Вот под кустом притаился ……… и ……. зверь. У него …… зубы и ….. шерсть. Он ……… хищник.


 

Вот под кустом притаился ……… и ……. зверь. У него …… зубы и ….. шерсть. Он ……… хищник.


 


 

злой голодный острые опасный серая


 


 

злой голодный острые опасный серая

злой голодный острые опасный серая

злой голодный острые опасный серая

злой голодный острые опасный серая

злой голодный острые опасный серая


 


 


 

м о л о д ц ы!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации