Урок письма и развития речи по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова», 3 класс
Пояснительная записка к презентации
На уроке применялись здоровьесберегающие технологии системы В.Ф. Базарного. Урок проведён с использованием принципов коррекционно-развивающего обучения и личностно ориентированного обучения. Приёмы работы, описанные в конспекте могут быть полезны учителям начальных классов, воспитателям, родителям. При необходимости можно заменить используемый материал.
Урок письма и развития речи 3 класс
Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов.
Задачи: продолжить формирование умения решать орфографические задачи, пользоваться правилом, необходимым для правильного написания слов.
развитие фонематического восприятия, орфографической зоркости; коррекция внимания и памяти.
закрепление навыка правильной посадки при письме, развитие мелкой моторики кисти;
воспитывать умение работать в команде, нравственные качества.
Оборудование: компьютерная презентация, сигнальные карточки, сказочное панно.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Все на месте? Всё в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки?
Начинается урок.
Урок необычный, к нам пришли гости.
Мне бы хотелось, чтобы этот урок помог вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.
Проверка д/з.
А начнем мы урок с проверки домашнего задания
-На самоподготовке вы должны были выполнить упражнение 10 на с. 120. Каким словом заменили слово товарищ (друг), работу (труд), костюм (наряд)? У кого получилось красиво написать? Тетради с домашней работой положите на край стола.
III. Подведение обучающихся к определению темы урока
Давайте напомним какой сейчас урок? Сегодня на уроке письма мы совершим путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, давайте подберем буквы к схеме и прочитаем слово.
К А К З С А
(Буквы на подвесках и по классу, позволяющие переключать зрение детей и развивать у них координированные движения речевого аппарата.)
В сказке нас ждут разные препятствия, чтобы справиться с ними, нам нужно работать дружно, быть очень внимательными. Справимся?
Работа со сказочным панно.
(На уроке используется широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая сказочный сюжет. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Картина-панно облегчает восприятие, учит детей видеть невидимое, перемещает в сказку)
Итак, отправляемся в сказку. Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста, Елена Прекрасная. Однажды они прогуливались по мосту. Вдруг подул сильный ветер, налетел вихрь и унёс Елену Прекрасную. Опечалился Иван, заплакал горючими слезами, а золотая рыбка ему говорит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты Елену Прекрасную у Кощея Бессмертного в невиданном царстве, в невиданном государстве. А путь туда лежит через страну парных согласных»
(Аудиозапись слов рыбки)
IV. Работа по теме урока
Сообщение темы урока.
-Через какую страну лежит дорога к Кощею? Правильно через страну парных согласных. Сегодня на уроке будем продолжать учиться писать слова с парными согласными на конце слова, подбирать проверочные слова.
Давайте вспомним парные согласные. Я буду показывать согласную букву на слайде – а вы на сигнальных табличках покажите ей пару.
б |
в |
г |
д |
з |
ж |
|
п |
ф |
к |
т |
с |
ш |
В конце появляется таблица парных согласных
Назовите только звонкие согласные. Назовите только глухие согласные.
- Как произносятся парные согласные на конце слов? (Как глухие, но пишутся по-разному)
Давайте вспомним правило, которое помогает не ошибиться при написании звонких и глухих согласных.
(Дети рассказывают правило)
Парные согласные
Для письма опасные.
Хором
Звук согласные проверяй
- рядом гласный подставляй
Молодцы, ребята, мне кажется, что мы сможем помочь Ивану-Царевичу.
Пальчиковая гимнастика.
(Игровой самомассаж способствует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.)
А, чтобы правильно, красиво.
Вы записали всё в тетрадь.
Вам необходимо пальчики свои размять.
Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. (Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
И здоровья принесли. (Сгибаем, разгибаем ладошки)
Работа в тетради.
Запись числа, классной работы.
Чистописание.
У каждого в тетради написаны парные согласные. Назовите их.
(Каждый называет свою пару, а затем дети пишут их в тетради).
Вот и отправились мы с Иваном в дальний путь. Долго ли, коротко ли шли, на пути встретилась Красная шапочка.
Красная Шапочка: «Знаю, знаю, зачем вы идете. Могу я вам помочь и показать в какую сторону унес Кощей Бессмертный Елену Прекрасную, только выполните сначала моё задание»
(Аудиозапись слов Красной Шапочки)
5) Работа по учебнику.
Откройте книги по закладке и найдите упражнение 12, с.120. Прочитаем слова в левом столбике.
Какую согласную надо писать на конце слова? (Букву д, потому что проверочное слово труды)
Выполним упражнение на доске и в тетрадях
6)Физкультминутка.
(Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния)
Но перед тем, идти дальше, Иван решил отдохнуть и набраться сил.
И мы отдохнем и проведем физминутку.
Молодцы, ребята! Вот и пойдем мы с Иваном-Царевичем в нужном направлении. Без вас бы он не справился.
Долго ли, коротко ли, а на пути встречаются герои сказки «Репка». И предлагают нам новое задание. (Аудиозапись слов внучки из сказки «Репка»)
«Ребята, доскажите словечко»
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий ... глаз
Какую букву слышим на конце слова? Какое проверочное слово должны подобрать? Глаза. Молодцы.
Гимнастика для глаз (офтальмотренажер)
(Необходим для отдыха глаз детей, для развития внимания и быстроты реакции)
А впереди у нас Гимнастика для глаз, чтобы лучше увидеть дорогу
На тренажёр мы поглядим
Глазами взад-вперёд скользим
Медленно двигаем за указкой слева направо (по 3 раза)
Медленно двигаем вверх-вниз (по 3 раза)
Вращаем плавно головой
Мы по восьмёрке круговой.
Остановились. В сторону другую
Вращаем головой по кругу.
«Молодцы ребята!!! Теперь мы дадим вам клубочек, и он поведет вас дальше»
(Аудиозапись слов внучки из сказки «Репка»)
V.Закрепление изученного материала
Ни минуты не теряет Иван, хочет быстрее найти Елену. Идет он дальше и дальше. Пришел к лесу. Посмотрите, чью избушку увидел Иван-Царевич в лесу? Да, лесная тропинка привела его к избушке на курьих ножках и живет в ней Баба-Яга.
Баба Яга: «Знаю, знаю, зачем вы пришли. Пропущу я вас в царство Кощея, только выполните сначала упражнение 11 на с.120»
(Аудиозапись слов Бабы-Яги)
Ребята, скажите, где находится избушка Бабы-Яги? (в лесу)
А какой лес изображен на картине? (зимний). Давайте прочитаем описание этого леса в упражнении 11, с.120.
Дети, посмотрите, буквы в этом упражнении ссорятся между собой за место в слове, а поссорила их Баба Яга. Она не хочет, чтобы мы попали в царство Кощея. Чтобы помирить буквы нам нужно подобрать проверочные слова и записать их парами.
Один ученик у доски, остальные в тетради.
(Выполнение письменных работ проводится в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую – стоя на массажном коврике за конторкой (стол с наклонной поверхностью). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, осанка, усиливается кровообращение и соответственно стимулируется работа мозга, что приводит к повышению концентрации внимания обучающихся.)
Запись слов парами: снега-снег, дубы-дуб, сугробы-сугроб, шарфы-шарф, морозы-мороз.
Молодцы, ребята
Баба-Яга: «Не думала, что вы справитесь с заданием. Теперь я пропущу вас к Кощею, только будьте осторожны. Кощей просто так не отдаст Елену прекрасную»
(Аудиозапись слов Бабы-Яги)
VI. Итог урока
Молодцы, ребята, помогли Ивану. И вот он оказался в царстве Кощея.
Увидел Кощей Царевича и говорит: «За невестой пришел, добрый молодец? Я отдам тебе её, но сначала ты должен мне напомнить, как проверить парную согласную на конце слова»
(Аудиозапись слов Кощея Бессмертного)
Ребята, напомним Кощею правило? ( Дети рассказывают правило)
VII. Рефлексия
И отдал Кощей Елену Прекрасную, сдержал обещание.
Ребята, Иван Царевич благодарен вам за помощь в спасении невесты. А Елена хочет узнать, какой путь вы прошли, спасая её.
Текст на слайде презентации читает учитель, а дети дополняют словами.
(Сегодня мы совершили путешествие в царство … . Наш путь проходил через страну… . Мы спасали… .На пути нам встретились … и … . Труднее всего было … . Больше всего понравилось… С нашей помощью… нашел свою невесту.)
VIII. Домашнее задание, оценивание
Молодцы, ребята!!! Елена Прекрасная предлагает нам домашнее задание упражнение 12, с.120. К словам из левого столбика подобрать слова противоположные по смыслу из правого столбика. Например: добро-зло и т.д.
Оценивание учащихся.
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна,
За то, что встретили гостей тепло
И поработали ударно.
Список использованной литературы
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г.
Аксенова А.К., ЯкубовскаяЭ.В. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014г
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991г.
350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. школьников/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3 класс
PPTX / 3.22 Мб