Пояснительная записка к презентации
Любимый вид общения
PPT / 2.17 Мб
Урок моделирования письма.
(5 класс)
«Любимый вид общения…»
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлева
Цели: 1) познакомить со структурой письма,
знать его характеристики, виды письма,
основные правила написания писем и
порядок оформления конвертов;
2) уметь писать письма на заданную тему;
3) воспитывать внимательное и бережное
отношение к близким и родным.
Оборудование: презентация « Любимый вид
общения» компьютер, проектор,
листки с текстом, конверты.
Ход урока.
1 этап. Введение в тему.
? Поднимите руку, кто пишет письма друзьям, родным постоянно? Изредка?
? А почему вы не пишете писем?
СЛАЙД № 1
Марина Цветаева называла письма «любимым видом общения». А как вы думаете, почему?
А. Н. Кузовлева добавляла, обращаясь к своим друзьям, что «им нет цены». Что значит, « в громкий век им нет цены»?
Письма - это и внешний мир человека, а у иных - заочные романы со знакомыми или малознакомыми людьми.
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте письмо М. Горького к своему сыну. Что ценного в этом письме? СЛАЙД № 4.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Нужно знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи.
Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдениями о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Письмо предоставляло тематическую и стилевую свободу, лёгкость перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передало своим литературным потомкам.
Эту особенность письма отметил П. Е. Георгиевский - СЛАЙД №3
2 этап. Письмо, его характеристика.
ЗАДАНИЕ 2. А что такое письмо? Вставить слова в текст, напечатанный на листах.
Письмо- это ……… текст, посылаемый для ……. чего- нибудь. Это одно из основных средств ……. между ……., …….,……. и ……. . Но даже простенькое, а тем более серьёзное письмо- ……. души, огромная ……., проверка …….., ……. .
( Письмо- это написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь. Это одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Но даже простенькое, а тем более серьёзное письмо- труд души, огромная работа, проверка культуры, грамотности.)
ЗАДАНИЕ 3. Беседа.
? Какие виды писем вы знаете?
Прежде чем написать письмо, мы должны определить, кому и зачем мы пишем. В связи с этим письма характеризуются по следующим основаниям.
СЛАЙД № 4, 5
? Какие новые слова мы узнали? Запишем их в тетрадь. (адресант, адресат, коммуникация).
Исходя из характеристики письма, на какие 3 вида мы разделим письма? СЛАЙД № 6
ЗАДАНИЕ 4. СЛАЙД № 7
3этап. СТРУКТУРА ПИСЬМА.
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте письмо Н. Островского своей маме. Из
каких частей состоит письмо?
Что отражается в каждой части?
Сравним наши ответы со СЛАЙДОМ № 8.
Найдите разнообразные обращения, которые автор
использует в письме, выпишите их.
Сделайте вывод: « Эти обращения говорят о том,
что …»
ЗАДАНИЕ 5. Найдите и выпишите слова- приветствия, которые
используются в письмах. СЛАЙД № 9.
ЗАДАНИЕ 6. Как в зависимости от ситуаций будет меняться характер
обращений. Составить предложения, исходя из
предложенных ситуаций:
а) близким родственникам;
б) малознакомому человеку;
в) близкому другу, подруге.
Сделаем вывод: « Самая первая строчка письма (обращение- приветствие) должна располагать к себе».
ЗАДАНИЕ 7. Что самое трудное в письме?- Вступление, 1
предложение.
Какой вид вступления лучше использовать в своём
письме:
а) « Вчера получил твоё письмо и вот пишу тебе ответ.»
б) « Меня очень взволновало твоё письмо. Не спал всю
ночь. Думал о том, что ты пишешь и о тебе.»
Сделаем вывод: « Зачин- это самое трудное в письме, т. е. это первое предложение, в котором даётся установка, определяется цель письма».
Какой зачин мы прочитали в письме Н. Островского?
ЗАДАНИЕ 8. Что содержит в себе основная часть письма? О чём
Пишет в своём письме Островский?
Сделаем вывод: « В основной части письма мы сообщаем, спорим, рассказываем, убеждаем, делимся чем-то и т. д.; она должна содержать интересную для адресата информацию».
ЗАДАНИЕ 9. Определить концовку письма Островского.
Какую роль играет концовка в письме?
Сделаем вывод: « Концовка- завершение письма, плавный переход от основной части к прощанию».
ЗАДАНИЕ 10. Как заканчивает своё письмо Н. Островский?
Из чего состоит «прощание»? (из формулы
прощания и указания на то, кто писал письмо)
ЗАДАНИЕ 11. Найдите и выпишите слова- прощания, которые
уместны в личном письме. СЛАЙД № 10.
ЗАДАНИЕ 12. СЛАЙД № 11.
4 этап. ПАМЯТКА « МОИ СОВЕТЫ АВТОРУ ПИСЬМА».
? Как должно быть написано письмо?
Мы увидели, что написать письмо- это настоящий труд души. Настоящее письмо, как рассказ, может быть даже с черновиком, т. к. личное письмо- это письмо индивидуальное, авторское. Оно
должно быть написано так, чтобы интересно его было читать и самому, и тому, кому оно предназначено.
И, чтобы не писать шаблонные, трафаретные письма, мы с вами составим памятку. СЛАЙД № 12
Правильно оформить адрес на конверте нам помогут
СЛАЙДЫ № 13, 14, 15.
5 этап. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫДЕРЖИВАТЬ ПИСЬМО В ОДНОМ СТИЛЕ И В РАМКАХ ОДНОЙ ТЕМАТИКИ.
ЗАДАНИЕ 13. Напишите личное письмо на тему « Письмо моей
семье».
? С чего вы начнёте писать письмо?
- Сначала надо решить, кому вы будете писать.
- Потом - о чём вы будете писать.
а) рассказать об одном- двух событиях из вашей жизни;
б) поделиться своими чувствами и впечатлениями;
в) развлечь кого- то, поднять у него настроение, отвлечь от каких- то неприятностей и т. д.
СОВЕТ: написав письмо на черновике, прочитайте его, подумайте, достигнет ли оно цели, не нужно ли в нём что- то поправить.
Горбачёва Марина Юрьевна