12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полугрудова Светлана Александровна265
Россия, Воронежская обл., город Острогожск
УРОК № 7 Дата проведения:

Тема: «Общие сведения о способах проецирования».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

- дать учащимся понятие о проекции, методе проекций о видах проецирования; познакомить с элементами прямоугольного проецирования; научить проецированию предмета на одну плоскость проекций;

Задачи:

- развивать пространственные представления и пространственное мышление;

- развитие навыков работы чертёжными инструментами;

- развитие мышления;

- воспитывать аккуратность в графических построениях.

- воспитание уважения к результатам труда учащихся класса, целеустремлённость;

Оборудование: чертежные инструменты, тетрадь, учебник, плакат «Проецирование на одну плоскость проекций».


 

Ход урока:

I. Организация учащихся на уроке.

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности к уроку, заполнение журнала.

II. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом проецирования, его понятиями и видами, должны научиться проецировать предмет на одну плоскость проекций. Обращаю внимание на то, что эта тема является основной для изучения дальнейшего курса черчения.

III. Работа по теме урока:

1)Вводная беседа.

Для того чтобы понять, что такое проецирование, приведу несколько примеров. Все вы знаете, что такое фотография, кинокадр, рисунок, падающая тень от человека при солнечном освещении.

- Как получается тень от человека (или кинокадр)? (Тень образуется на земле из-за лучей солнца, направленных на объект – человека. Кинокадр получается на экране после направления лучей прожектора на слайд, образуя тем самым изображение на плоскости).

Если поместить какой – то предмет между источником света и плоскостью (стеной), то на этой плоскости мы увидим тень, повторяющую очертания этого предмета. (Демонстрация описанных действий).

При этом полученное изображение будет называться проекцией этого предмета.

2) Проецирование.

Все разделы начертательной геометрии пользуются одним методом – методом проецирования, поэтому чертежи, применяемые не только в начертательной геометрии, называются проекционные чертежи.

В основе построения изображений лежит способ проецирования. Проецированием называют процесс построения проекций предмета. Метод проецирования заключается в том, что любая из точек множества точек пространства может быть спроецирована с помощью проецирующих лучей на любую поверхность.

Слово «проекция» в переводе с латинского языка означает «бросать вперед».

Получить изображение какого-либо предмета – значить спроецировать его на плоскость чертежа, т. е. спроецировать его отдельные элементы. Поскольку простейшим элементом любой фигуры является точка, спроецируем точку.

Для этого представим некоторую заданную поверхность и точку А в пространстве. При проведении луча S через точку А  в направлении поверхности последний пересечет ее в точке А1.

Точку  А  называют проецируемой точкой.

Плоскость α, на которой получают проекцию, называют плоскость проекций.

Точка пересечения луча с плоскостью называется проекцией точки А.

Прямая АА1 (луч), называется проецирующим лучом. 

 

Виды проецирования

Центральное проецирование - проецирующие лучи исходят из одной точки.

Точка, из которой исходит лучи S - центр проецирования,

П I - плоскость проекций или картинная плоскость,

А, В - точки пространства,

SА, SВ проецирующий луч,

а, в - направление проецирования,

Аי , Вיцентральные проекции точек А и В на плоскость Пי.

Полученная проекция – центральная.

Представим в пространстве треугольник АВС и проецирующие лучи, проходящие через данный полюс S и через точки АВС треугольника, проведенные до пересечения с плоскостью α. Треугольник А1B1C1 будет центральной проекцией треугольника АВС

Метод центрального проецирования применяют при построении перспективы, например, зданий, сооружений, интерьеров и мебели. Полученные таким способом изображения в наибольшей мере соответствуют зрительному восприятию предметов и являются весьма наглядными. К центральным проекциям относятся также падающие тени от предметов, освещенных точечным источником света, изображения на киноэкране, фотографии.

Однако метод центрального проецирования не удовлетворяет целому ряду условий, необходимых для технического чертежа, а именно: не дает однотипности изображения, полной ясности всех геометрических форм, не обладает удобоизмеримостью, не имеет простоты изображения. 

Параллельное проецирование

а - направление проецирования

Пי - плоскость проекций

А, В - точки пространства

Аי, Вיпроекции точек А и В на плоскость Пי.

Метод параллельного (косоугольного) проецирования заключается в том, что все проецирующие лучи, проходящие через точки треугольника АВС, будут параллельны между собой.

Этот метод вытекает из метода центрального проецирования, при этом полюс должен быть удален на бесконечно большое расстояние от плоскости, на которую проецируется предмет. 

Прямоугольное проецирование

а - направление проецирования,

а ^ Пי ,

П י - плоскость проекций,

А, В - точки пространства,

А י , В יортогональные проекции точек А и В на плоскость П י.

Ортогональный (прямоугольный) метод проецирования – метод, когда проецирующие лучи параллельны между собой и перпендикулярны к плоскости проекций. Данный метод – частный случай параллельного проецирования. 

Все производственные чертежи выполняют в прямоугольных проекциях.

В пространстве плоскость проекций может быть расположена как угодно: вертикально, наклонно, горизонтально.

Таким образом, любая точка пространства может быть спроецирована на плоскости проекций: на горизонтальную П1, фронтальную П2 и профильную П3. Горизонтальная проекция точки обозначается А1 или А′, фронтальная А2 или А″, профильная А3 или А′″

Чтобы получить проекцию предмета на плоскость, его располагают параллельно этой плоскости (1-е условие) и через каждую вершину проводят лучи перпендикулярно этой плоскости проекций (2-е условие).


Если пространственная фигура – это совокупность множества точек, то указанным способом можно получить проекции всех точек фигуры, и эти проекции образуют проекцию заданной фигуры.

Проекционное черчение базируется на материалах начертательной геометрии, в которой изучаются способы изображения форм пространственных предметов на плоскости.

Проекционное черчение – основа машиностроительного черчения, в котором изучаются практические приемы изображения геометрических тел и их сочетаний. Форму любого предмета можно рассматривать как сочетание отдельных простейших геометрических тел. (Продемонстрировать образцы деталей и выявить основные геометрические тела в них входящие). А для изображения геометрических тел нужно уметь изображать их отдельные элементы: в е р ш и н ы (точки), р е б р а (прямые), г р а н и (плоскости).

3) Проецирование на одну плоскость проекций.

Необходимо построить прямоугольную проекцию предмета на одну плоскость проекций. Выберем вертикальную плоскость, обозначим ее П2.

Плоскость, расположенная перед зрителем называют  фронтальной (от французского слова «фронталь», что означает «лицом к зрителю»).

Плоскую деталь спроецировать на доску, для этого мысленно проводим проецирующие лучи через вершины предмета и точки отверстий до пересечения с плоскостью П2, полученные точки соединяем прямой, а точки окружности – кривой линией. Получили проекцию предмета на плоскость. Проставим размеры – высоту, длину, если деталь плоская можно не строить следующие проекции и поставить знак толщины детали. Изображение, дающее наиболее полное представление о форме и конструкции предмета, называют главным видом. Он всегда расположен на фронтальной плоскости проекций.

Показать объемную деталь и решить, достаточно ли одного главного вида.

Начертить на доске ив тетради вертикальную линию посередине листа и горизонтальную (отступив сверху 100 мм), точка пересечения прямых. Полученные оси проекций обозначаем – X, Y, Z.

4) Закрепление знаний, формирование умений.

Выполнение индивидуальных упражнений по карточкам – заданиям. По наглядному изображению выполнить его фронтальную проекцию.

Задание на «5» задание на «4; задание на «3»

IV. Подведение итогов урока.

Закрепление пройденного материала:

Что вы сегодня узнали?

Что научились делать?

Какую главную мысль вы вынесли с урока?

Домашнее задание: учебник §§ 3, 4, п. 4.1.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.