12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Печерских Людмила Владимировна464
Учитель высшей категории
Россия, Липецкая обл., Тербуны

План-конспект по теме «Особенности южных материков Земли. Африка – древний материк. Географическое положение и история исследования Африки. Практическая работа «Определение координат крайних точек, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах».

Предмет

география

Класс

Ф.И.О. учителя

Печерских Людмила Владимировна

   

Тема

Географическое положение и история исследования Африки

Цель урока

Создание условий по усвоению знаний по теме «Географическое положение и история исследования Африки»

   

Задачи

образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой

развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Планируемый результат

Предметные

Знать

Уметь

-географическое положение,

-очертание берегов,

-историю исследования

-определять по карте географическое положение материка,

-определять особенности береговой линии,

-анализировать тематические карты,

-наносить на контурную карту элементы географического положения,

-описывать по карте маршруты путешествий

Личностные

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками..

Метапредметные

-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

-умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ;

-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Основные понятия

географическое положение, береговая линия, крайние точки материка, протяжённость материка

Межпредметные связи

История, литература, музыка

Ресурсы

глобус, физическая карта мира, физическая карта Африки, учебник географии ,географический атлас для 7-го класса, контурные карты по географии для 7-го класса ,презентация «Африка»

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Проблематизация, актуализация, мотивация.

Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация.

«Включение» в учебную деятельность

Целеполагание

Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель : «Включение» в целенаправленное действие.

Деятельность учителя


 

Сейчас я хочу показать небольшой фокус, который поможет лучше сосредоточиться. Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе в одном и том же направлении. Пусть свет твоих мыслей объединится в один большой красивый и мощный Луч. Теперь вы в состоянии сосредоточится на любом предмете. Ну, что начнём….

Подводящий диалог

- Вспомните, как называется курс географии, который вы изучаете? А какую часть курса вы уже изучили? (океаны)

- Значит сегодня мы начинаем изучать особенности каждого материка.

 

- А что же такое материк? Сколько всего материков? Назовите и покажите их на карте.

- На какие 2 группы можно разделить все материки? (южные и северные) (слайд)

- А по каким признакам?

1 группа: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

2 группа: Евразия, Северная Америка

- Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Наше путешествие начнётся со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким – отгадайте сами.

На экране демонстрируются слайды с видами Африки и идёт сопроводительный текст

«Этот материк считают прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскалённые солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами»

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,

Кокосовые пальмы, бананы круглый год.

В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

-На каком материке мы можем встретить таких животных и растений?

-Как вы думаете, какой материк  будет предметом нашего изучения на уроке? Как определили?

-А что вы сами знаете об Африке?

-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

- Я уже знаю об Африке…..

- Я хочу узнать об Африке…..

 

- Дети, Африка это материк или часть света? Чему равна площадь материка?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Африка, это материк, который уступает по величине только Евразии: её площадь составляет 29,2 млн. км2.( с островами- 30, 3 млн. км кв.)

Максимальная =5895 м. – влк. Килиманджаро

Население: 720 млн. чел.

-Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка ?

- Так что же нам нужно определить? (ГП)

Почему именно с географического положения мы начинаем знакомство с материком?

Мы в Африку с вами отправимся ныне,(слайд)

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником

- Ответ найдите на стр.110 в своих учебниках.

Африка- это континент. А что означает слово «Африка»?

Но знать одного имя мало, давайте выясним ФАМИЛИЮ. (слайд)

Вспомните историю происхождения материка, т.е. родословную материка .

Южный материк Гондвана распался на 4 материка, одним из них является Африка. Значит, фамилия - Гондвана, имя-Африка.

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.(слайд)

С латинского “Африка” – безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

- А эту проблему мы с вами решим в конце урока.

Слайды

1. Используя опорные слова, попробуйте составить характеристику ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки.

Откройте стр. 225 и сверьте свой план с планом в учебнике.

Определение ГП материка

1. -- Положение по отношению к экватору, 0 меридиану, тропикам

(уч-ся работают по карте, делают вывод)

Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк.

2. По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в Западном и в Восточном полушарии.

Вывод: Африка расположена в 4 полушариях, большая часть материка лежит между северным и южным тропиками (в жарком тепловом поясе)

3. Крайние точки

- Какие точки называются крайними?

Назвать крайние точки материка и нанести на контурную карту. Продолжаем работать по карте

Самостоятельная работа по вариантам: Определить географические координаты крайних точек (4 варианта)

Крайние точки

название

Географические координаты

Северная

Южная

Западная

Восточная

мыс Бен Секка

мыс Игольный

мыс Альмади

мыс рас - Хафун

37 с.ш, 10в.д

35 ю.ш, 20 в.д.

14 с.ш, 18 з.д.

10 с.ш, 52 в.д.

(когда один ученик показывает крайнюю точку, остальные наносят на контурную карту)

4.Сегодня мы с вами научимся определять протяженность материка в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг.

Чему равна протяженность с севера на юг по 20 меридиану 71 градус=111 км, 71 умножаем на 111 км= ?

( чтобы определить длину 1 градуса в километрах, нужно вспомнить, что:

- окружность Земли равна 360 градусов;

- длина окружности равна 40 000 км.;

- половина окружности равна 180 гр.;

- половина длины окружности равна 20 000 тыс.км.

Если мы разделим 20000 на 180 получим 111 км. Значит длина 1 градуса по меридиану равна 111 км.)

Чему равна протяженность с запада на восток по 5параллели-- в градусах 52 ( 110)= ?

( Параллель. Длина окружности уменьшается от экватора к полюсам. Если меридианы одинаковые по длине, то параллели разные. Длину 1 градуса параллели в километрах можно увидеть на карте)

5.Приготовились, сели поудобнее, отправляемся в плавание вокруг материка.

- Средиземное море

- Гибралтарский пролив

- Атлантический океан

- Гвинейский залив

- Индийский океан

- Мозамбикский пролив

- Аденский залив

- Баб-эль-Мандебский пролив

- Красное море

- Суэцкий канал.

 

Показать географические объекты. Сделать вывод об изрезанности береговой линии

Вывод: А теперь давайте поговорим об особенностях береговой линии материка. Есть ли заливы, проливы, полуострова. Много ли островов у берегов материка. Сильно или слабо изрезана береговая линия по сравнению с Евразией. Береговая линия изрезана слабо.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

2. упражнение «Мельница» (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох – выдох.

Деятельность ученика

Готовят рабочее место , настраиваются на урок

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы:

1) Ответ - Материки – большие участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

2) Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

3) Ответ: Северные и южные материки.

4) Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

На Африке

Африка

Высказывания детей

ГП и история исследования Африки

Цель: определение географического положения материка Африка, изучение истории исследования континента.

Работа по учебнику, потом слайд

С ГП материка

географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле.

Из дополнительных источников информации выясняют, что Африка – это имя материка, названа в честь берберского племени «афригини», проживающего на континенте.

Анализируют родословную материка

проблема

Работа в парах. Используя опорные слова составляют план описания ГП материка, сравнивают с планом на парте, определяют ГП по плану.

Работа по карте и плану

Делают вывод сами

Северная, южная, западная и восточная

37+35=72гр. *111км=7992км.

52+18=68гр *110км=7700км.

Я показываю объекты, они называют и подписывают на контурной карте

Выполняют упражнения

 

Ответьте на вопрос:

6. - В каких климатических поясах располагается Африка?(карта на экране)

(экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический)

 

7. по отношению к другим материкам:

Африка отделена от Евразии Суэцким каналом и Гибралтарским проливом.

От Северной и Южной Америки отделена Атлантическим океаном.

Антарктида и Австралия находят на далёком расстоянии от Африки

Слайд

- Ой, у меня провалы в памяти, подскажите, кто открыл материк? (его не открывали, он совсем древний материк, где зародились первые человеческие цивилизации)

- Тогда, наверное, его кто - то исследовал? А кто вы узнаете, заполнив таблицу.

Кто?

Когда?

Что?

Васко да Гама

1497г.

Прошел вдоль западных берегов Африки, обогнул мыс Доброй Надежды и первым достиг берегов Индии

Джон Спик и Джеймс Грант

1863г.

Проникли в самый центр Африки и

открыли истоки величайшей реки мира –

Нила

Давид Ливингстон

1813-1873гг.

Назвал водопад Виктория, открыл

много рек и озёр на востоке Африки,

в т.ч. Танганьика и Ньяса

Василий Юнкер

1840-1892гг.

Исследовал водоразделы рек Нила,

Конго и Нигера

Николай Гумилёв

1886-1921гг.

Создал цикл стихотворений,

посвящённый Африке

Николай Вавилов

1926-1927гг.

Собрал более 6000 образцов

культурных растений

Генри Стэнли

 

Назван водопад в его честь на реке

Конго

- Васко-де Гама. (Прошел вдоль западных берегов Африки, обогнул мысс Доброй Надежды и первым достиг берегов Индии)


 

Работа по карте.

учебник и дополнительный материал заполняют таблицу

3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность.

А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Я показываю вам слайд с именем исследователя, а вы мне говорите, что он открыл, и, наоборот, я говорю, что сделал этот ученый, а вы называете мне его имя.

1.В 1498 г. первым обогнул южную оконечность Африки и привел свой корабль в Индию.(Васко да Гама)

2. Первым из европейцев увидел красивейший водопад на реке Замбези и назвал его Виктория, открыл множество рек и озер на юге материка.(Д.Ливингстон)

3. А что сделал Джоне Спик? (Исследователь Африки, который в 1858 году обнаружил озера Танганьика и Виктория, исток Белого Нила)

4. Впервые был направлен в Африку корреспондентом колониальной войны. В1871г. Отправился на поиски экспедиции Ливингстона, и некоторое время путешественники были вместе. Как и Ливинстон, во время странствий по Африке погиб. ( Генри Стенли)

5. Что сделал Василий Юнкер? (В 1876-1878 и 1879-1886 годах совершил два путешествия в Центральную Африку. Исследовал реку Уэле и водораздел между реками Нил и Конго)

6. В 1926-27гг.организовал ботанико-агрономические экспедиции, в том числе в Северную Африку, установил там один из 7 центров происхождения культурных растений - Абиссинский, или Эфиопский, (выделяется разнообразием форм пшеницы и ячменя, родина кофейного дерева, сорго). (Н.Вавилов)

6. А кому принадлежат эти строки. (Николай Гумилёв)

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в семье корабельного врача в Кронштадте. В ночь его рождения был шторм. Старая нянька увидела в этом своеобразный намек, сказав, что у родившегося будет бурная жизнь. Она оказалась права. У Гумилева была необычная судьба, талант поэта, которому подражали, он любил путешествия, которые стали частью его жизни. Например, одно из его стихотворений называется…

13Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

-Молодцы ! Справились с заданием

 

Теперь давайте вернёмся к нашему стихотворению в начале урока.

С латинского “Африка” – безморозный.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк.

А на пути возникают проблемы,

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

- Так почему мы Африку начинаем изучать раньше других материков, хотя живём на Евразии? (потому что Африка – прородина человека, там зародилась жизнь)

 

Тест по теме «Африка»

Африка………… по величине материк.

а) первый б) второй в) третий г) четвертый

2. Экспедицию, в ходе которой были открыты твердые сорта пшеницы, возглавил…..

а) А.В.Елисеев б) Е.П.Ковалевский в) Н.И.Вавилов г) В.В.Юнкер

3. Исследования реки Замбези и открытие водопада Виктория осуществил….

а) Бартоломеу Диаш б) Васко да Гама в) Д. Ливингстон г) Василий Юнкер

4. Африка отделена от Европы…

а) Мозамбикским проливом б) Суэцким каналом в) Гибралтарским проливом

г) Суэцким перешейком

5. Комплексное исследование в Центральной Восточной Африке в XIX в. провел….

а) А.В.Елисеев б) Е.П.Ковалевский в) Н.И.Вавилов г) В.В.Юнкер

6. Площадь территории Африки ( вместе с островами) равна……. млн.кв.км

а) 54,9 б) 30,3 в) 24, 2 г) 17,8

7. Африка омывается водами……

а) Индийского океана б) Атлантического и Индийского океанов

в) Тихого и Индийского океанов г) Тихого и Атлантического океанов

8. Крайней южной точкой Африки является……..

а) мыс Бен-Сека б) мыс Игольный в) мыс Рас-Хафун г) мыс Альмади

9. Обогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный) …….

а) Б.Диаш б) Д.Ливингстон в) Васко да Гама

10. Географическое положение Африки характеризуется следующими чертами:

а) материк расположен симметрично относительно экватора и тропиков

б) материк расположен целиком в западном и восточном полушариях

в) материк расположен в южном полушарии

г) материк расположен в западном полушарии

Ответы 1.б) 2.в) 3.в) 4.в) 5. б) 6. б) 7. б) 8. б) 9.а) 10 а)

Выполняют на листочках, затем обсуждают в группе

4. Обобщение , систематизация , применение.

Цель; «Включение» в продуктивную деятельность

Составить визитную карточку материка.

Приём «Синквейн». Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.

1 строка – тема (одно существительное);

2 строка – описание темы (два прилагательных );

3 строка – описание действия темы (три глагола);

4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Африка Древнейшая, жаркая Находится, омывается, добывают Африка – это материк - загадка! Материк

Работа в группах

5.Рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения.

Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы:

Сегодня на уроке я узнал(а)(что?):

Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?):

Сегодня на уроке я научился (лась)лучше делать (что?):

Самым неожиданным для меня сегодня было (что?):

Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?):

Осталось непонятным (что?):

Оцениваю свою работу на :

Что сегодня на уроке больше всего понравилось?

На каком этапе работы было трудно?

Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы!

 

Я бы хотела на память подарить вам открытки и поставить оценки.

Домашнее задание:

 
     
 

 

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.