Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Башкирский орнамент. Роспись готовых изделий»
2018 год
МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ |
КАЮМОВА ГУЛЬФИЯ ТИМЕРГАЗЕЕВНА
«Башкирский орнамент. Роспись готовых изделий»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.
Проявление и развитие творческих способностей учит ребёнка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
В рамках данного мастер – класса учащиеся знакомятся с некоторыми видами орнамента башкирского народа, научатся изображать выбранный орнамент, располагая элементы орнамента в композиции, систематизируют знания о декоративно-прикладном искусстве народов Урала. Работая с красками, дети учатся аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели. Мастер-класс предназначен для обучающихся 9 – 10 лет. Продолжительность мастер-класса 45 минут.
Актуальность:
Жить достойно, пользоваться уважением окружающих, хочет каждый из нас. Это возможно если сам уважаешь себя и окружающих, знаешь свою культуру, историю, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством является одним из показателей нравственного и эстетического богатства традиционной культуры.
Мы живём в развивающемся информационном обществе, которое вытесняет «живое» искусство, превращая его в «цифровое», но мы не должны забывать то, что народное искусство — это уникальное средство для воспитания духовно-нравственного человека, в этом и есть актуальность данной темы.
Практическая значимость:
Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с некоторыми видами орнамента башкирского народа.
Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество. Данный вид деятельности развивает у детей творческое воображение, мелкую моторику рук, способствует развитию самостоятельной творческой активности учащихся.
Цель: научить детей украшать элементами башкирского орнамента поднос, чайник, самовар.
Задачи:
Обучающие:
Расширение знаний обучающихся о различных видах декоративно – прикладного творчества.
Познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой.
Научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
Развивающие:
Развитие образного мышления и творческой активности.
Развитие художественного и эстетического вкуса.
Развитие мелкой моторики рук.
Повышение общекультурного уровня.
Воспитательные:
Побуждение и развитие мотивации обучающихся к трудовой деятельности.
Воспитание умения работать самостоятельно, в паре; трудолюбия, усидчивости, инициативности, аккуратности в выполнении работ.
Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
Прививать интерес к культуре народов родного края, чувство гордости и любовь к малой Родине, толерантности.
Методический материал:
репродукции картин башкирских художников с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, башкирского костюма;
таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента;
карточки со словами-терминами;
схема по последовательности изображения орнамента;
записи башкирских мелодий.
Дидактический и раздаточный материал:
таблицы с образцами мотивов башкирского орнамента;
готовые изделия, выполненные педагогом и учащимися в технике «папье-маше»: самовар, поднос, чайник, пиалушки для росписи;
Используемые материалы и инструменты:
гуашь;
кисти круглые (№1 и 2)
салфетки
Форма проведения: КТД (класс разделен на группы)
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса.
Основная часть
вступление;
истоки башкирского декоративно-прикладного искусства;
орнамент – один из видов башкирского декоративно-прикладного искусства;
смысловое значение орнамента.
Практическая часть (творческая работа): роспись изделий.
Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР – КЛАССА:
Организационная часть. Приветствие. Объявление темы мастер – класса.
Основная часть
Звучит музыка «Одинокий пастух» (исполняет Радик Зарипов на курае)
Мой курай, зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира,
Все печали развей, мой курай,
Чтобы дрогнуло сердце башкира.
Расскажи, мой курай, о былом,
О башкирских восстаньях кровавых,
О добре и о битве со злом,
О весельях, о дедовских нравах.
Шайхзада Бабич
Красота свойственна самой природе человека. (Просмотр репродукций с изображением башкирского быта, пейзажей родного края, и т.д.) ( Приложение 1)
Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через всё это башкиры выражали своё отношение к природе и к жизни общества. (Приложение 2)
В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.
Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.
- Что такое орнамент?
(Ответы детей).
В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». (Демонстрация картин с изображением предметов башкирского быта, башкирского костюма, т.д.) (Приложение 3)
Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы, используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на тёмно-синем или тёмно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.
- Давайте рассмотрим башкирский орнамент. В нём существует следующие ярко выраженные группы мотивов.
Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву
В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов. Преобладает:
красный – цвет тепла и огня,
жёлтый – цвет изобилия и богатства,
чёрный – цвет земли и плодородия,
зелёный – цвет вечной зелени,
белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие,
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.
В узорах налобных повязок-хараусов - имела место жёлто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, чёрный, реже жёлтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарёй и всем красивым в природе.
Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.
Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. (Приложение 4)
Импровизация этого символа за счёт дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.
Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощённое изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.
Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.
- Давайте рассмотрим, как же можно изготовить такие узоры.
(Показ учителя. Приложение 5) Прежде всего надо подумать, как расположить
узор. Орнамент зависит от формы предмета, у меня поднос. Он круглой формы, значит, орнамент будет зависеть от круга. Для того чтобы орнамент получился ровным и красивым, мы поделим условно на четыре части и наметим место для узора в центре.
В центре нашего круга можно изобразить ромб и дополняем его завитками. Дальше выбираем из образцов элемент и располагаем его симметрично в каждой условно разделённой части. Здесь важно помнить простое правило: узор должен располагаться по кругу и быть одинаковым в каждой части. Для выполнения орнамента лучше пользоваться тонкой кистью. Чтобы придать работе законченность, оформляем края подноса одним из элементов, например: кускар.
3. Практическая часть (творческая работа):
- Ну и, наконец, можно перейти к занятиям по декоративной росписи. Каждая группа оформляет свои изделия. (Изделия были изготовлены детьми ранее в технике «папье-маше». Для информации: подносы выполнены в технике обычного «папье-маше». Слепок снят с подноса, сделано 40 слоёв папье-маше. Самовар старый и ненужный, но настоящий, оклеен тремя слоями папье-маше. Чайник с разбитым носиком, склеили, затем оклеили тремя слоями папье-маше. Раскрасили все изделия белой гуашью с добавлением клея ПВА. Затем каждое изделие покрыли фоном: жёлтым, зелёным)
1 группа - подносы
2 группа - самовар
3 группа – чайник
4 группа – пиалушки
Можно пользоваться подсказками (карточками с элементами орнаментов). Вспомним правила при работе с кистью и красками.
Звучит башкирская мелодия. Дети выполняют практическую работу.
По ходу работы педагог оказывает индивидуальную помощь, помогает советами.
В завершении творческой деятельности педагог предлагает рассмотреть работы, совместно оформить красочную выставку, сфотографироваться.
4. Подведение итогов. Рефлексия. Выставка работ. Приложение 6
« В башкирском узоре - цвет мёда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В народном узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа и его доброта»
Р.Б.Даутова
Список литературы:
А. В. Колбина. Башкирский орнамент в развитии ребёнка;
Ахмеров Р. Б. Об истоках декоративно‑прикладного искусства башкирского народа. Уфа, 1996;
Хисматуллина Н. Х. Орнаментально‑колористическая основа башкирского народного искусства. Уфа, 2000;
Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от Тамги до Авангарда. Уфа, 2006;
Мавлютова З. А. Башкирское декоративно-прикладное искусство: историко-культурная специфика (статья в интернете);
Словари и энциклопедии на академике [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://dic.academic.ru.