Урок по литературному чтению на тему «Басни И.А. Крылова. Дополнительное чтение. "Волк и ягненок", "Крестьянин и работник"» (3 класс)
Урок 19. Басни И. А. Крылова. Дополнительное чтение.
«Волк и ягненок», «Крестьянин и работник»
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления с баснями И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Крестьянин и работник», выразительного чтения басен по ролям; способствовать формированию умения сравнивать басни по разным основаниям; содействовать развитию творческого воображения, выразительной речи, воспитанию нравственных качеств |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) |
Формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Объясняют понятия: «аллегория», «мораль», «вступление». Выбирают интонационный рисунок для чтения диалога. Выразительно читают басню по ролям. Сравнивают басни по структуре и морали |
Личностные результаты |
Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, под руководством учителя умеют моделировать обложку, заполнять схему; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие; осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; определяют цели, функции участников, способов взаимодействия |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Понятия: «аллегория», «мораль», «вступление». Выразительное чтение басни по ролям. Сравнение басен по структуре и морали |
Сценарий урока
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный момент |
Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствует учащихся. С добрым утром! Начат день. Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Проверка домашнего задания |
Формирование навыка выразительного чтения басни наизусть |
Организует конкурс «Лучший чтец». Предлагает оценить чтение товарищей |
Читают наизусть басню |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
III. Подготовка к основному этапу занятия |
Антиципация |
Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу, предугадать содержание басен |
Слушают учителя. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли |
IV. Работа с текстом во время чтения |
Ознакомление с содержанием басни |
Читает басню И. А. Крылова «Волк и Ягненок», проводит словарную работу |
Слушают чтение басни учителем |
Предметные: воспринимают содержание на слух |
V. Работа с текстом после чтения |
Анализ содержания басни. Развитие умения читать басню по ролям |
Организует беседу по содержанию басни Предлагает прочитать басню по ролям |
Отвечают на вопросы по содержанию басни, выразительно читают басню по ролям |
Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание содержания. Предметные: читают по ролям |
VI. Работа с текстом во время чтения |
Ознакомление с содержанием басни. Упражнение в выразительном чтении |
Читает басню И. А. Крылова «Крестьянин и работник», проводит словарную работу. Предлагает выразительно прочитать басню |
Слушают чтение басни учителем. Выразительно читают басню |
Предметные: воспринимают содержание на слух |
VII. Работа с текстом после чтения |
Анализ содержания басни. Формирование навыков самостоятельной работы. |
Организует беседу по содержанию басни – Заполните схему «Басни Крылова» в рабочей тетради № 1. |
Отвечают на вопросы по содержанию басни. Работают в рабочей тетради. |
Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание содержания. Предметные: определяют мораль басни. |
Сравнительный анализ басен |
Организует сравнение басен по структуре и морали |
Коллективно под руководством учителя сравнивают басни |
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы |
|
VIII. Реф-лексия |
Формирование навыков самоконтроля |
Подводит итог. – Довольны ли своей работой? – Как оцениваете свою работу? – Что удалось? – Что было трудно? – Что планируете для улучшения результата? |
Дают оценку результатам деятельности на уроке |
Регулятивные: адекватно оценивают себя. Познавательные: осуществляют анализ |
Домашнее задание |
Развитие творческих способностей |
Дает задание. – Нарисуйте иллюстрацию к басне И. А. Крылова. Принесите книгу с баснями Крылова |
Записывают в дневник домашнее задание |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |