12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирюшина Наталья Николаевна24
Россия, Архангельская обл., Новодвинск
2

Урок по ознакомлению с природным миром "Грибы Севера".


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

Технологическая карта обучающего занятия по ознакомлению с природным миром

Класс

7 (взрослых обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, ранее не получавших образование)

Тема занятия

Грибы Севера

Тип занятия

Обобщения и систематизации знаний

Дидактическая задача

Обобщить знания учащихся о грибах, растущих на Севере

Задачи:

Образовательная: систематизация знаний учащихся о разнообразии мира грибов, о питательных и полезных свойствах грибов и правилах их сбора.

Коррекционно-развивающая: развитие познавательного интереса к природе Архангельской области; коррекция и развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений); обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью; воспитание умения работать в команде, сотрудничать с учителем.

Формируемые БУД

Личностные

Целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; готовность к безопасному и бережному поведению в природе.

Регулятивные

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные

Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных носителях).

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс); обращаться за помощью и принимать помощь.

Оборудование:

Для обучающихся:

Для педагога:

Карточки с заданиями «Собери грибы в корзинку», игра «Вопрос – ответ» макет корзинки с грибами (на грибах – вопросы по теме), карандаши.

Презентация.

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5» г. Новодвинска

учитель: Кирюшина Наталья Николаевна



Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Базовые учебные действия

Предметные результаты

1. Организационный этап.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствие: «Глобальное чтение»

Предлагаю поднять таблички с именами учащихся, определяем, где написано имя, а где имя и фамилия.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Время быстро пробежит.

Надо нам им дорожить.

Улыбнитесь друг другу, пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Поднимают руку при узнавании таблички со своим именем.

(Р) волевая саморегуляция


2. Постановка цели и задач урока.

Цель: согласовать цель и тему урока.

Прием «Вхождения в картину».

2 слайд.

Предлагаю «переместиться» в летний лес и рассказать об ощущениях (прослушать звуки природы, услышать голоса птиц, вдохнуть свежий воздух).

- Мы продолжаем знакомиться с природой Архангельской области. Повторим, какие грибы растут в наших северных лесах.

Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, знать роль грибов в природе и жизни человека.

Озвучивает тему и цель урока.

Формулирует задание.


Отвечают на вопросы. Объясняют словесно свои ощущения.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

3. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать представление о грибах Севера, активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3 слайд.

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора — …

4 слайд.

Масла нет во мне нисколько,

Я съедобный гриб и только.

Кто—то так меня назвал,

Чтоб ты сразу угадал.

5 слайд.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту —

Зовусь я — …

6 слайд.

Не спорю — не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

7 слайд.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это …

8 слайд.

У пенька на тонких ножках

Выросло грибов немножко.

Что за дружные ребята?

Это же грибы …

9 слайд.

Яркий, рыженький грибок

Я найти сегодня смог.

Словно дружные сестрички

Прячутся в траве — …

10 слайд.

Под берёзками грибочки

Нас подняли, ну, и пусть,

Наберём, засолим в бочки

Ценный, вкусный белый …

11 слайд.

Розовый приятный цвет,

И колечек яркий след.

Так волнуются подружки,

Это же грибы …

12 слайд.

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется …

13 слайд.

Из-под мха на свет проник
Раскрасавец …?

14 слайд.

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

15 слайд.

Тот грибочек очень бледен

И никем ещё не еден,

Потому что ядовит

И очень этим знаменит.

Показывает презентацию с загадками о грибах и их изображениями – отгадками. Уточняет и конкретизирует первичные знания;

контролирует выполнение работы.

Отгадывают загадки,

обосновывают выбор правильного ответа.

Производят самоконтроль. Отвечают на вопросы учителя.

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.


(Л) ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности

(К) взаимодействовать в паре, в группах


4.Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне

Цель: выявление уровня знаний учеников по теме

1)Выполнение индивидуальных заданий на карточках «Собери грибы в корзинку» на различение съедобных и несъедобных грибов. (приложение 1).


2) Решение экологической задачи: Два друга отправились за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка встречались старые грибы, да мухоморы. Вова сбивал их палкой. - Зачем ты это делаешь? - спросил Коля. Ведь они нужны лесу, животным!

- Они несъедобные, поганки.

Кто из мальчиков прав?


Предлагает индивидуальные задания, объясняет алгоритм выполнения. Организует самопроверку.

Побуждает к высказыванию своего мнения.


Выполняют упражнение на карточках (самостоятельная работа).

Производят

самоконтроль.

Обсуждают поставленную задачу, делятся мнениями.

(Р) оценка, контроль, коррекция.

Умение сравнивать съедобные грибы и ядовитые по существенным признакам;

обобщение при формулировке вывода (определение понятий съедобные и ядовитые грибы). Желание выразить свое мнение.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: применение полученных знаний в новой ситуации

1) Вопрос – ответ по правилам сбора грибов. Предлагаю обучающимся достать из корзинки один гриб и читать задания на обратной стороне ножки гриба.

* Что делать, если заметили ядовитый гриб? (не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц).

* Что делать, если заметили незнакомый гриб? (собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте незнакомые грибы)!

* Что делать, если заметили червивый или переросший гриб? (не кладите в корзину червивые, старые, перезрелые грибы. В таких грибах образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться)!

* Что делать, если заметили гриб гуляя в парке? (никогда не собирайте грибы в городских скверах, парках, палисадниках, на бульварах, а также грибы, выросшие вблизи шоссейных дорог. Почему? Да потому, что грибы, словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе).



2) 16 слайд

Задание «Вкусный обед» предлагаю перечислить способы приготовления блюд из грибов.


Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи (зависимость качества грибов от зрелости и места произрастания).

Показывает презентацию, помогает в формулировке ответов.

Достают шаблоны грибов, читают вопросы.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Предлагают варианты блюд, приготовленных из грибов.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Установление закономерностей в природном мире.

Решение практических задач. Применение начальных знаний о грибах на практике.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель: организовать фиксацию места и причины затруднения


В ходе урока обращаю внимание обучающихся на место и причины затруднения в знании названий грибов, их классификации и способах приготовления.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

в работу на уроке.

Организует

взаимопроверку.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку.

(Р) оценка, контроль, коррекция

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Цель:

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Предлагаю учащимся задание «Закончи предложение».

Я начинаю, а ты заканчиваешь:

На уроке я узнал…

Мне очень понравилось…

Мне показалось трудным…

Я хочу сказать, что этот урок…


Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.