12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино

Н.А.Некрасов "Русские женщины":

историческая основа и идейно-художественное своеобразие

урок литературы в в 7 классе

Планируемые результаты:

Личностные:

1) знание истории своего народа;  усвоение гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

2) формирование нравственных чувств и нравственного поведения

3) развитие эстетического сознания

Метапредметные:

1) владение навыками самоконтроля и самооценки в учебной деятельности

2) смысловое чтение

Предметные:

1) понимание ключевой проблемы поэмы Н.А.Некрасова - нравственного выбора княгини Трубецкой и других женщин-декабристок

2) Умение анализировать художественное произведение: определять жанровую принадлежность, формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев

3) Определение роли диалога в композиции поэмы

4) формирование собственного отношения к поэме

5) умение комментировать прочитанное художественное произведение

 Ход урока


Презентация "Русские женщины"
PPTX / 2.21 Мб

К уроку ученики должны были прочитать поэму и историческую справку.

Урок начнём с обмена впечатлениями. Обратим внимание на обложку на слайде: что хотел сказать о поэме художник-иллюстратор?

Затем поговорим об исторической основе поэмы.

Раскроем своеобразие поэмы как жанра. Пусть ученики приведут примеры, подтверждающие жанровую особенность произведения Н.А.Некрасова.

Дополним сведения о творческой истории: ученики читают историчекую справку и отвечают на вопросы:

  • Что вдохновило Некрасова на создание поэмы?
  • Почему он изменил первоначальное название?
  • Как встретили поэму критики и читатели?

 
Историческая справка
DOCX / 13.98 Кб

Познакомим ребят с героями поэмы по портретам на слайдах. Скажем, что мы будем говорить только о первой главе поэмы - "Княгиня Трубецкая"

Дадим прослушать композицию Г.Свиридова "Тройка".

 - Что вы слышите в этой мелодии? Каким строкам поэмы она созвучна?
Г. Свиридов "Тройка"
MP3 / 7.29 Мб

В музыка слышна нетерпеливость и решительность княгини Е.И.Трубецкой, её желание поскорее увидеть мужа. Но дорога из Петербурга в Сибирь очень длинна.

Однако основное содержание поэмы составляет нравственный поединок между книгиней и генералом-губернатором.

- Почему поэт использует диалог вместо повествования? Почему именно на этом событии он строит основное содержание главы "Княгиня Трубецкая"?

Далее используем приём комментированного чтения: по очереди читаем слова генерала и княгини, комментируем их (цитаты специально выбраны из поэмы):
Комментированное чтение
DOCX / 16.14 Кб

Подводя истог, скажем о том, что проблема нравственного выбора, поднятого Н.А.Некрасовым, не могла не затронуть сердца читателей, причём не одного поколения. Поэму иллюстрировал Д.Шмаринов, она легла в основу фильма "Звезда пленительного счастья".

Теперь путь ребята проверят себя: предложим выполнить тест и оценить свою работу.


Тест
DOCX / 15.25 Кб


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ахметшина Наталья Юрьевна, 22.12.19 в 20:17 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна! Всё предусмотрели! Бери - и на урок!
Стригачева Татьяна Николаевна, 23.12.19 в 19:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, Наталья Юрьевна! Обратная связь от коллег очень важна! Всё из собственного опыта, а "опыт - сын ошибок трудных"!
Юлия Васильевна Воробьева, 22.12.19 в 21:06 1Ответить Пожаловаться
Очень нравится эта поэма) И Ваша работа, Татьяна Николаевна!
Стригачева Татьяна Николаевна, 23.12.19 в 19:35 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Юлия Васильевна! Всё приёмы, использованные на уроке, ребятам нравятся, особенно тест - такой лёгкий! Создаёт ситуацию успеха)
Селиванова Галина Геннадьевна, 01.02.20 в 20:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна! Интересные приемы использовали Вы!
Стригачева Татьяна Николаевна, 03.02.20 в 19:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв, Галина Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.