Урок по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» (Литература, 7 класс)

10
6
Материал опубликован 22 December 2019 в группе

Н.А.Некрасов "Русские женщины":

историческая основа и идейно-художественное своеобразие

урок литературы в в 7 классе

Планируемые результаты:

Личностные:

1) знание истории своего народа;  усвоение гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

2) формирование нравственных чувств и нравственного поведения

3) развитие эстетического сознания

Метапредметные:

1) владение навыками самоконтроля и самооценки в учебной деятельности

2) смысловое чтение

Предметные:

1) понимание ключевой проблемы поэмы Н.А.Некрасова - нравственного выбора княгини Трубецкой и других женщин-декабристок

2) Умение анализировать художественное произведение: определять жанровую принадлежность, формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев

3) Определение роли диалога в композиции поэмы

4) формирование собственного отношения к поэме

5) умение комментировать прочитанное художественное произведение

 Ход урока


Презентация "Русские женщины"
PPTX / 2.21 Мб

К уроку ученики должны были прочитать поэму и историческую справку.

Урок начнём с обмена впечатлениями. Обратим внимание на обложку на слайде: что хотел сказать о поэме художник-иллюстратор?

Затем поговорим об исторической основе поэмы.

Раскроем своеобразие поэмы как жанра. Пусть ученики приведут примеры, подтверждающие жанровую особенность произведения Н.А.Некрасова.

Дополним сведения о творческой истории: ученики читают историчекую справку и отвечают на вопросы:

  • Что вдохновило Некрасова на создание поэмы?
  • Почему он изменил первоначальное название?
  • Как встретили поэму критики и читатели?

 
Историческая справка
DOCX / 13.98 Кб

Познакомим ребят с героями поэмы по портретам на слайдах. Скажем, что мы будем говорить только о первой главе поэмы - "Княгиня Трубецкая"

Дадим прослушать композицию Г.Свиридова "Тройка".

 - Что вы слышите в этой мелодии? Каким строкам поэмы она созвучна?
Г. Свиридов "Тройка"
MP3 / 7.29 Мб

В музыка слышна нетерпеливость и решительность княгини Е.И.Трубецкой, её желание поскорее увидеть мужа. Но дорога из Петербурга в Сибирь очень длинна.

Однако основное содержание поэмы составляет нравственный поединок между книгиней и генералом-губернатором.

- Почему поэт использует диалог вместо повествования? Почему именно на этом событии он строит основное содержание главы "Княгиня Трубецкая"?

Далее используем приём комментированного чтения: по очереди читаем слова генерала и княгини, комментируем их (цитаты специально выбраны из поэмы):
Комментированное чтение
DOCX / 16.14 Кб

Подводя истог, скажем о том, что проблема нравственного выбора, поднятого Н.А.Некрасовым, не могла не затронуть сердца читателей, причём не одного поколения. Поэму иллюстрировал Д.Шмаринов, она легла в основу фильма "Звезда пленительного счастья".

Теперь путь ребята проверят себя: предложим выполнить тест и оценить свою работу.


Тест
DOCX / 15.25 Кб


Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна! Всё предусмотрели! Бери - и на урок!

22 December 2019

Спасибо за оценку, Наталья Юрьевна! Обратная связь от коллег очень важна! Всё из собственного опыта, а "опыт - сын ошибок трудных"!

23 December 2019

Очень нравится эта поэма) И Ваша работа, Татьяна Николаевна!

22 December 2019

Благодарю, Юлия Васильевна! Всё приёмы, использованные на уроке, ребятам нравятся, особенно тест - такой лёгкий! Создаёт ситуацию успеха)

23 December 2019

Спасибо, Татьяна Николаевна! Интересные приемы использовали Вы!

1 February 2020

Спасибо за отзыв, Галина Геннадьевна!

3 February 2020

Похожие публикации