Урок по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» (Литература, 7 класс)
Н.А.Некрасов "Русские женщины":
историческая основа и идейно-художественное своеобразие
урок литературы в в 7 классе
Планируемые результаты:
Личностные:
1) знание истории своего народа; усвоение гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
2) формирование нравственных чувств и нравственного поведения
3) развитие эстетического сознания
Метапредметные:
1) владение навыками самоконтроля и самооценки в учебной деятельности
2) смысловое чтение
Предметные:
1) понимание ключевой проблемы поэмы Н.А.Некрасова - нравственного выбора княгини Трубецкой и других женщин-декабристок
2) Умение анализировать художественное произведение: определять жанровую принадлежность, формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев
3) Определение роли диалога в композиции поэмы
4) формирование собственного отношения к поэме
5) умение комментировать прочитанное художественное произведение
Ход урока
Презентация "Русские женщины"
PPTX / 2.21 Мб
К уроку ученики должны были прочитать поэму и историческую справку.
Урок начнём с обмена впечатлениями. Обратим внимание на обложку на слайде: что хотел сказать о поэме художник-иллюстратор?
Затем поговорим об исторической основе поэмы.
Раскроем своеобразие поэмы как жанра. Пусть ученики приведут примеры, подтверждающие жанровую особенность произведения Н.А.Некрасова.
Дополним сведения о творческой истории: ученики читают историчекую справку и отвечают на вопросы:
- Что вдохновило Некрасова на создание поэмы?
- Почему он изменил первоначальное название?
- Как встретили поэму критики и читатели?
Историческая справка
DOCX / 13.98 Кб
Познакомим ребят с героями поэмы по портретам на слайдах. Скажем, что мы будем говорить только о первой главе поэмы - "Княгиня Трубецкая"
Дадим прослушать композицию Г.Свиридова "Тройка".
- Что вы слышите в этой мелодии? Каким строкам поэмы она созвучна?
Г. Свиридов "Тройка"
MP3 / 7.29 Мб
В музыка слышна нетерпеливость и решительность княгини Е.И.Трубецкой, её желание поскорее увидеть мужа. Но дорога из Петербурга в Сибирь очень длинна.
Однако основное содержание поэмы составляет нравственный поединок между книгиней и генералом-губернатором.
- Почему поэт использует диалог вместо повествования? Почему именно на этом событии он строит основное содержание главы "Княгиня Трубецкая"?
Далее используем приём комментированного чтения: по очереди читаем слова генерала и княгини, комментируем их (цитаты специально выбраны из поэмы):
Комментированное чтение
DOCX / 16.14 Кб
Подводя истог, скажем о том, что проблема нравственного выбора, поднятого Н.А.Некрасовым, не могла не затронуть сердца читателей, причём не одного поколения. Поэму иллюстрировал Д.Шмаринов, она легла в основу фильма "Звезда пленительного счастья".
Теперь путь ребята проверят себя: предложим выполнить тест и оценить свою работу.
Ахметшина Наталья Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Юлия Васильевна Воробьева
Стригачева Татьяна Николаевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Стригачева Татьяна Николаевна