12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Регина19
Кемеровская обл.
1

Урок по повести Н.М.Каразина « Бедная Лиза» с особенностями рассмотрения свадебных традиций.

Урок по повести Н.М.Каразина « Бедная Лиза» с особенностями рассмотрения свадебных традиций.

Цели урока:

Образовательные - обобщение и систематизация знаний теории литературы и применение изученного материала в ходе работы с текстом; исследовать место и значение фольклорных и свадебных мотивов в повести.

Развивающие - развивать речь, мышление, воображение; обозначить место и роль фольклора в литературе сентиментализма.

Воспитательная - способствовать нравственному воспитанию обучающихся, привить интерес к русским народным традициям.

Планируемые результаты:

Предметные - умение работать с текстом произведения, уметь сопоставлять текст произведения с русскими свадебными традициями.

Метапредметные  умение аргументировать собственную точку зрения;

Личностные - совершенствование нравственных качеств личности; развитие внимания учащихся.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент( выявление отсутствующих).

2.Актуализация опорных знаний

Работа по тексту повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Эвристическая беседа:

- Где  происходит действие повести? Какую роль играет топография старой Москвы? // чтение описания Симонова монастыря (иллюстрация изображением Симонова монастыря находится на доске)

-В чём специфика Карамзинского повествования? Какого оно типа  (личное или безличное?) Что меняет его открытая субъективность? (Ощущение достоверности происходящего, выразительность, эмоциональность)

-Есть в Карамзинской повести сходство с идиллическим жанром? (определение слова «идиллия» , ученики записывают его в тетрадь) (В определённой степени есть, особенно, когда описывается жизнь Лизы до знакомства с Эрастом. Необходимо подтвердить свою мысль цитатами из текста)

-Какими средствами автор характеризует своих героев? (Описывает их чувства, эмоции, использует диалог)

-Есть ли у Лизы и Эраста индивидуальные черты? (Конечно)

-Есть ли портретные характеристики? (Очень общие, подробных портретов нет.)

-Что на первом плане - описание поступков или чувств персонажей? (Описание чувств. Определение слова «сентиментализм»)

 -Какое место отведено описаниям природы? (События разворачиваются на фоне природы, природа созвучна мыслям и настроениям героев.)

-Разграничено ли здесь «природное», «натуралистическое» и  «цивилизованное», «искусственное»? (Да, несомненно. Противопоставлены город и деревня как олицетворения «цивилизации» и «природы».)

-Можно ли назвать описание чувств героев психологическими? (Определение слова «психологизм», ученики записывают его в тетрадь.

(Да, можно. Это было новым в литературе.)

3.Работа над темой урока. Изучение нового материала.

Взаимоотношения Лизы и Эраста. Сопоставление текста произведения и свадебных традиций в повести.

1.Сообщение ученика о свадебных традициях на Руси.

Слово учителя: «Теперь, после того, как мы ознакомились со всеми свадебными обрядами, нам необходимо найти их в тексте повести и сделать таблицу соотношения свадебных мотивов и их реализации в тексте»



Свадебный мотив

Проявление в тексте

1.Смотрины невесты

















2.Сватовство невесты

1.Эпизод, в котором Эраст приходит в дом к Лизе и ее матери:

«Здравствуй, добрая старушка! — сказал он. — Я очень устал; нет ли у тебя свежего молока?» Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей — может быть, для того, что она его знала наперед, — побежала на погреб — принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, — схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил — и нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее.»

2.«Мне хотелось бы, — сказал он матери, — чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы. Таким образом, ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».


Таблица чертится на доске, учащиеся рисуют его у себя в тетради.

Основные этапы таблицы: смотрины, сватовство невесты, благословение родителей, клятва в любви, сватовство со стороны жениха, мотив грехопадения Лизы, прощание Эраста с Лизой и ее матерью перед отъездом на войну, плач невесты, прощание перед смертью и перерождение героини.

4.Рефлексия.

Подведение итогов урока. Вывод по проделанной работе ( Зачем мы искали свадебные мотивы в повести? Они помогают понять нам лучше истинный смысл повести, прочувствовать эмоциональное состояние Лизы.)

-Чему вас научила эта книга?

Свой ответ начинайте словами:

-Сегодня я узнал….

-Урок дал мне для жизни…

-Я понял, что…

5.Домашняя работа: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, подсказать, поддержать?




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.