Урок литературы по повести Н.М. Каразина «Бедная Лиза» с особенностями рассмотрения свадебных традиций
Урок по повести Н.М.Каразина « Бедная Лиза» с особенностями рассмотрения свадебных традиций.
Цели урока:
Образовательные - обобщение и систематизация знаний теории литературы и применение изученного материала в ходе работы с текстом; исследовать место и значение фольклорных и свадебных мотивов в повести.
Развивающие - развивать речь, мышление, воображение; обозначить место и роль фольклора в литературе сентиментализма.
Воспитательная - способствовать нравственному воспитанию обучающихся, привить интерес к русским народным традициям.
Планируемые результаты:
Предметные - умение работать с текстом произведения, уметь сопоставлять текст произведения с русскими свадебными традициями.
Метапредметные – умение аргументировать собственную точку зрения;
Личностные - совершенствование нравственных качеств личности; развитие внимания учащихся.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент( выявление отсутствующих).
2.Актуализация опорных знаний
Работа по тексту повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Эвристическая беседа:
- Где происходит действие повести? Какую роль играет топография старой Москвы? // чтение описания Симонова монастыря (иллюстрация изображением Симонова монастыря находится на доске)
-В чём специфика Карамзинского повествования? Какого оно типа (личное или безличное?) Что меняет его открытая субъективность? (Ощущение достоверности происходящего, выразительность, эмоциональность)
-Есть в Карамзинской повести сходство с идиллическим жанром? (определение слова «идиллия» , ученики записывают его в тетрадь) (В определённой степени есть, особенно, когда описывается жизнь Лизы до знакомства с Эрастом. Необходимо подтвердить свою мысль цитатами из текста)
-Какими средствами автор характеризует своих героев? (Описывает их чувства, эмоции, использует диалог)
-Есть ли у Лизы и Эраста индивидуальные черты? (Конечно)
-Есть ли портретные характеристики? (Очень общие, подробных портретов нет.)
-Что на первом плане - описание поступков или чувств персонажей? (Описание чувств. Определение слова «сентиментализм»)
-Какое место отведено описаниям природы? (События разворачиваются на фоне природы, природа созвучна мыслям и настроениям героев.)
-Разграничено ли здесь «природное», «натуралистическое» и «цивилизованное», «искусственное»? (Да, несомненно. Противопоставлены город и деревня как олицетворения «цивилизации» и «природы».)
-Можно ли назвать описание чувств героев психологическими? (Определение слова «психологизм», ученики записывают его в тетрадь.
(Да, можно. Это было новым в литературе.)
3.Работа над темой урока. Изучение нового материала.
Взаимоотношения Лизы и Эраста. Сопоставление текста произведения и свадебных традиций в повести.
1.Сообщение ученика о свадебных традициях на Руси.
Слово учителя: «Теперь, после того, как мы ознакомились со всеми свадебными обрядами, нам необходимо найти их в тексте повести и сделать таблицу соотношения свадебных мотивов и их реализации в тексте»
Свадебный мотив | Проявление в тексте |
1.Смотрины невесты 2.Сватовство невесты | 1.Эпизод, в котором Эраст приходит в дом к Лизе и ее матери: «Здравствуй, добрая старушка! — сказал он. — Я очень устал; нет ли у тебя свежего молока?» Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей — может быть, для того, что она его знала наперед, — побежала на погреб — принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, — схватила стакан, вымыла, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил — и нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее.» 2.«Мне хотелось бы, — сказал он матери, — чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы. Таким образом, ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам». |
Таблица чертится на доске, учащиеся рисуют его у себя в тетради.
Основные этапы таблицы: смотрины, сватовство невесты, благословение родителей, клятва в любви, сватовство со стороны жениха, мотив грехопадения Лизы, прощание Эраста с Лизой и ее матерью перед отъездом на войну, плач невесты, прощание перед смертью и перерождение героини.
4.Рефлексия.
Подведение итогов урока. Вывод по проделанной работе ( Зачем мы искали свадебные мотивы в повести? Они помогают понять нам лучше истинный смысл повести, прочувствовать эмоциональное состояние Лизы.)
-Чему вас научила эта книга?
Свой ответ начинайте словами:
-Сегодня я узнал….
-Урок дал мне для жизни…
-Я понял, что…
5.Домашняя работа: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, подсказать, поддержать?