12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Гвоздева Ирина Николаевна70
Россия, Мордовия респ., Саранск

Путь спасения души.

(По повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».)

Оформление: портрет Н.С. Лескова, стихотворение Ф.И. Тютчева.

Оборудование: презентация, репродукции образа Святого Николая Чудотворца, икон «Спас на водах», «Благое молчание», запись русской народной песни «Прощай, радость…» в исполнении Ф.И. Шаляпина.

Эпиграф: Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать, -

В Россию можно только верить…

Ф. И. Тютчев

Ход урока

Вступительное слово учителя

Для православных сейчас продолжается Великий пост, время покаяния и духовного очищения. И мы будем с вами будем говорить о душе. В непростом разговоре примет участие Николай Семенович Лесков, один из наиболее самобытных художников слова, «писатель будущего», по мнению Льва Николаевича Толстого, один из первых сумевший во всей полноте передать православное миросознание русского человека. К нашей беседе присоединятся Иван Северьянович Флягин, главный герой повести «Очарованный странник», известный русский поэт Федор Иванович Тютчев и его тезка, еще один великий русский – певец Федор Иванович Шаляпин.

«Путь спасения души» - тема нашего урока. В центре внимания - повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». А поговорим мы о том, какой духовный путь проходит герой Лескова, как он, пройдя через круги ада превращается в праведника, монаха-молитвенника, которому «очень за народ помереть хочется».

Эпиграфом к уроку будут известные вам слова Ф.И. Тютчева. (Прочитать.)

- Познакомимся с главным героем повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Каким он предстает перед нами?

(Ответы учащихся, используется текст.)

- Обратимся к названию произведения. Название – это доминанта смысла, ключ к его пониманию.

- Что вы узнали об истории названия? (Сообщение учащегося.)

Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание писателя с приключений перенесено совсем на иные вещи.

- Почему Флягин назван странником? Кто такой странник?

(Ответы учащихся.)

-Мы поняли, почему странник, а почему «очарованный»?

(Ответы учащихся.)

-Чем же очаровывается Флягин? Приведите примеры.

(Флягин всю жизнь был чем-то восхищен: природой, голубями, «воспитомкой», лошадьми, чужими нравами и обычаямим, красотой Груши, лошадьми, тишиной приобщения к Богу.)

-Какие композиционные особенности повести вы отметите?

(Сверить ответы учащихся со слайдом.)

Вся композиция произведения совпадает с композицией образа Флягина и посвящена пути героя от рядового конэсера к очарованности и праведности.

«Будешь ты много раз погибать, и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы», - такое знамение дает Ивану Флягину убитый им монашек.

Пройдем и мы вместе с Флягиным его путь, через все круги ада к духовному росту.

Для этого выделим ключевые эпизоды повествования и по группам проанализируем их по плану.

- Какие ключевые эпизоды вы выделили в рассказе героя о своей жизни?

    Крепостной форейтор. Побег.

    В разбойниках и «няньках».

    Поединок с Савакиреем. Плен.

    Возвращение на родину. Конэсер.

    Любовь к Груше.

    В солдатах. (или Под чужим именем)

    Монастырь. Прозрение.

- Каждая группа сейчас возьмет карточку с названием эпизода и проанализирует его по плану, подтверждая свои суждения текстом.

План ответа:

    Выделить основные черты характера героя.

    Определить его духовно-нравственное состояние.

    Сделать выводы.

- Что вы замечаете?

От эпизода к эпизоду нарастает трагедийность событий, муки душевные становятся невыносимыми, каждое последующее событие страшнее предыдущего.

«Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть».

Трудным оказался путь спасения души: через отсутствие внутренних нравственных законов, к пробуждению духа, осознанию грехов, борению плоти и духа – к праведности.

- Обратимся теперь к маленькому стихотворению Тютчева, которое вы видите на доске.

-Как оно связано с нашим сегодняшним разговором?

А теперь мне хотелось бы расширить ваши познания в иконографии. В произведении есть эпизоды, связанные с иконами. Часто упоминается Святой Николай Угодник, образы «Спас на водах» и «Благое молчание». И если образ Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых святых, вам известен, он есть в каждой православной семье, то два других образа достаточно редкие.

Образ «Спас на водах» изображает Спасителя, шествующего по Водам. Это сюжет известной евангельской притчи. Особенно почитают этот образ моряки.

Образ «Благое молчание» - одна из самых мистических русских икон, очень редко встречающийся иконографический тип образа Спасителя. Икона изображает Христа до прихода к людям, до воплощения, в виде Ангела Великого Совета. Спаситель изображен в ангельском чине, в виде крылатого юноши в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены и прижаты к груди. Отличительная особенность данного образа - восьмиконечный, а не кресчатый, как у других типов икон Христа нимб, (единственный иконографический тип изображения Христа с таким нимбом), нимб Господа Саваофа.

Как известно, Библия – источник всей мировой культуры, в ней заключена вся мудрость человечества. Повесть “Очарованный странник” является только частью произведений Лескова, посвященных праведникам, людям, живущим по законам добра, справедливости и любви.

Какова роль библейских реминисценций в повести?

(Сообщение учеников)

В Ветхом Завете есть эпизод о Содоме и Гоморре, библейских городах, стертых с лица земли за грехи. Единственным условием спасения людей, живущих здесь, было наличие в них хотя бы нескольких праведников. Но таковых не оказалось, и Бог послал на грешников огненный дождь. Именно поэтому существование на свете подвижников, таких людей, как Флягин, которые способны “помереть за народ” - то есть за нас с вами - жизненно необходимое условие того, чтобы наступило то самое светлое будущее, названное в Священном Писании Царствием Божьим.

Повесть “Очарованный странник” заканчивается словами: “…провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Мы провели небольшое исследование и обнаружили, что это почти дословное цитирование Нового Завета, Евангелия от Матфея,11:25:

“Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам”.

Интересно, что последняя глава повести написана с юмором, и, казалось бы, ей совсем не соответствует евангельский тон. Мы задумались об этом и пришли к выводу, что Лесков обращается к Книге Книг потому, что, во-первых, хочет вернуть нас к серьезным размышлениям, свойственным человеку при чтении Библии, во-вторых, указать на то, что проблемы повести – это вечные проблемы. И в Писании, и в повести “умные и разумные” - это те, кто противостоит Христу, Истине, именно поэтому им не дано понять, что готовность помочь людям – нормальное состояние души. И образ младенца возникает здесь совсем не случайно.

Когда ученики спросили у Христа, кто больше в Царствии Небесном, “Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Мф, 18:2-4). То есть, только тот, кто сохранит в себе чистоту и искренность ребенка, не осквернит свою жизнь преступлениями, сумеет осознать свои проступки, как это сделал Флягин, сумеет быть счастлив, пусть даже таким неординарным способом, как праведники Лескова.

Итак, в уста своего героя Лесков вложил мысль о том, что вся русская литература – литература духовная, ее нельзя читать мимоходом, она требует огромной работы ума и всегда несет важные нравственные уроки.

-Какие нравственные уроки вы извлекли из повести «Очарованный странник»?

И в заключение я хочу сделать вам подарок – русскую народную песню «Прощай радость» в исполнении еще одного великого русского – Федора Ивановича Шаляпина.

Хочу обратить ваше внимание на созвучность повести Лескова, стихотворения Тютчева и этой песни.

Есть такое слово в русском языке – «конгениальный» - совпадающий по талантливости, близкий по духу – это как раз такой случай.

Послушаем песню и, глядя на слова Тютчева, вспомним еще раз об Иване Северьяновиче Флягине.

(Прослушивание песни)

Скоро начнется ваше «странствие» в большую жизнь, где не все будет гладко. Вспомните тогда только одно слово Лескова из «Очарованного странника» - «толцытеся» , т.е. действуйте, стучитесь, - и вам обязательно откроется, все получится.

Желаю вам сохранить в чистоте свою душу и побольше вопросов, на которые мучительно захочется найти ответы.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.