Урок по предмету "Окружающий мир" в 1 классе на тему "Почему радуга цветная"
Презентация к урокуPPTX / 3.6 Мб
/data/files/n1714156135.pptx (Презентация к уроку)Школа России
Предмет окружающий мир
Класс 1
Тема урока: «Почему радуга разноцветная?» (1 слайд)
Тип урока изучение новой темы
Цели: (2 слайд)
формировать первоначальное представления о свете и цвете;
познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
воспитывать интерес к изучению нового.
В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:
описывать чувства, возникающие при виде радуги;
называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
запомнить последовательность цветов радуги;
высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.
Формирование УУД:
Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.
Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверт №1-6 шт., сигналы, цветные карандаши, проектор,
учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс .М.: Просвещение, 2022г.
Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2022г., презентация к уроку, физминутки.
Ход урока
Организационный момент.
- Мотивация к учебной деятельности
1. Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Настрой на учебную деятельность
- Ребята, давайте проверим, а готовы ли мы к уроку.
У. Руки? -Д. На месте!
У. Ноги? - Д. На месте!
У. Спина?- Д. Прямая!
У. Учебник и тетрадь, сигналы, цветные карандаши? - Д. На парте.
- Молодцы. К уроку мы готовы.
- Послушайте девиз нашего урока: (3 слайд)
Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Мы - хороший дружный класс!
Всё получится у нас!
- Вы согласны с этими словами?
- Тогда за работу.
2. Актуализация знаний.
Начнём наш урок с повторения изученного материала. Проведём игру “Верю – не верю”. Для работы нам потребуются сигналы – красный и зелёный. Я буду читать утверждения. Если правильно – вы поднимаете зелёный сигнал, если утверждение неверно, то – красный.
Слайд 4
Солнце – это ближайшая к Земле звезда.
Луна – это планета
После воскресенья идет понедельник.
В году 12 месяцев.
Зима, весна, лето, осень- это всё время года.
Ухо – орган слуха.
Громкий звук вреден для ушей.
Перелетные птицы, это те, которые улетают в теплые края.
У всех насекомых 6 ног.
Из тучи идёт дождь, потому что капли воды в ней тяжёлые.
- Молодцы! Вы порадовали меня своими хорошими ответами.
3. Постановка проблемного вопроса.
- Начнём наш урок со сказки.
«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Слайд 5
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (Солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Д: радуга)
Слайд 6
Как же так? – удивился Муравьишка.
– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.
- Вот мы с вами сегодня и постараемся ответить на этот вопрос.
Слайд 7
-Дети, а кто из вас видел радугу?
- Какое настроение у Вас было?
-Что же означает слово «РАДУГА»?
- Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.
Люди всегда считали радугу чудом. Наши предки радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек, чтобы налить ее в облака.
Чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком.
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.
Слайд 8
4. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала
Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.
-Почему в воздухе возникло такое чудо?
-Кто строитель?
-Вы уже догадались?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.
- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)
- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Слайд 9
5. Проблемный вопрос. Решение проблемной ситуации.
-А почему радуга разноцветная?
Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет.
- Кто же оказался “художником” в природе? (Солнце и дождь)
-На что попадают в небе солнечные лучи во время дождя? (На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
Таким образом и получается радуга.
Что такое радуга? (Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики).
- Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!
- Давайте прочтем объяснение Мудрой черепахи по учебнику стр.41
(Дети читают самостоятельно, затем вслух.)
Слайд 10
Физминутка
Слайд 11
Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».
-Повторим этот стишок. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Как же могут помочь эти странные слова? (зная эти слова, используя первые буквы слов, мы можем составить радугу)
По радуге люди предсказывали погоду на ближайшие дни:
-высокая и крутая радуга к солнечной погоде;
-пологая и низкая — к ненастью.
- В радуге больше красного цвета — к ветру..
-Двойная радуга-признак дождливой погоды.
-Радуга зимой - к морозу, либо к снегу.
6. Практическая работа
- Найдём в своих конвертиках разноцветные полоски.
Задание. Помогите Муравьишке собрать радугу Взаимопроверка.
Учебник – с. 41
- Посмотрите, что делают Муравьишка и Мудрая Черепаха? (они решили сами сделать радугу)
- Может ли получиться у них радуга?
- Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
Слайд12
Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги.
Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба.
Слайд 13
Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды.
Слайд 14
И самое удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой. Природа очень изобретательна!
8. Творческая работа
Слайд 15
Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. И Вы обязательно увидите радугу в водяных брызгах.
-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте
Слайд 16
-В брызгах фонтана
- Скажите, пожалуйста, а возможно ли потрогать радугу?
- Конечно, нет! А почему? Правильно, потому что это луч света, и потрогать его нельзя.
- Жаль, что радугу можно видеть так редко, вы бы хотели ее увидеть сейчас?
Слайд 17
-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.
9. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»
Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».
- Мы с вами получили каждый свою радугу.
10. Закрепление нового материала.
1. Работа парами.
Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./ стр. 26-27
Задание 1. Разукрась радугу, используя фразу – подсказку.
Задание 2. Раскрась шарики радужным человечкам в цвета радуги по порядку
Задание 3.Раскрась вагончики поезда.
Слайд 18
2. - А сейчас поиграем в игру “Третий лишний”. Из трёх названных цветов вы должны вычеркнуть тот цвет, которого нет в радуге, проверим свои знания на слайде.
Оранжевый, коричневый, жёлтый;
Зелёный, голубой, белый;
Фиолетовый, малиновый, красный;
- МОЛОДЦЫ!
- А какого радужного цвета здесь нет?
Слайд № 19
11. Рефлексия.
Проведение теста.Образец теста на
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по слайду № 20
Слайд 21
12. Итог урока.
- Что узнали нового на уроке?
- Покажите мне с помощью «СВЕТОФОРОВ-СМАЙЛИКОВ» с каким настроением вы работали.
Слайд 22
13. Домашнее задание (по выбору)
– Предлагаю вам найти стихотворение или загадку про радугу.
- Нарисовать радугу на альбомном листке.