Конспект урока по предмету окружающий мир в 1 классе на тему «Весна: пробуждение природы»

1
0
Материал опубликован 7 December 2015

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе.

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.

Задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

- сформировать целостный образ весны средствами предметов окружающий мир, литературное чтение, музыка;

- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении;

- определять последовательность событий в природе и их связи.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать чувство прекрасного, чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетический вкус детей;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение определять свое отношение к миру;

- формируем любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;

- проявление любознательности к изучаемому материалу.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение представлять информацию в виде схемы;

- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяя их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- знать основные признаки каждого времени года.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс. (Я и мир вокруг) часть 2;

рабочая тетрадь к учебнику.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Формирование самооценки готовности к уроку

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

А сейчас проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Приложение, слайд 2

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой

Создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Актуализация и закрепление знаний детей о различиях живой и неживой природы

На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё разнообразие природы. Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

Что такое природа?

Вспомните, какая бывает природа?

Что относится к живой природе?

А что относится к неживой природе?

Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой.

А чтобы убедиться, что вы надёжно это запомнили, поиграем в игру «Природа - не природа». Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанных руками человека – хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, гусеница, камни, ромашка, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, человек.

Приложение, слайд 3

Все, что нас окружает и существует независимо от человека.

Живая и неживая

Растения, животные, человек.

Вода, воздух, почва.

Дышит, питается, растет, размножается, умирает.

Выполняют задание, согласно инструкции.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

(мотивирующий прием «яркое пятно»)

Минутка релаксации и отдыха

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему урока. Внимательно послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.

«Она приходит с ласкою

и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет».

Приложение, слайд 4

Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете, назовите их.

Запомните, месяц март получил своё название в честь бога войны Марса, апрель – значит даровитый, а май – в честь богини Майи, ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.

Приложение, слайд 5, 6, 7

А что же происходит с природой весной? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте природу.

Аудиозапись «Весенний шум».

Приложение, слайд 8

Какие звуки вы услышали в этой музыке?

Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: «Весна-пробуждение природы». Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа: мы будем говорить о весне, о пробуждении природы; будем учиться выделять признаки весны. А нашим помощником и консультантом будет Мудрая сова. Прочитайте вопрос, который нам подготовила Совушка-умная головушка:

- Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

Приложение, слайд 9

Посмотрите в учебник на стр.38 и на экран. Перед вами картина Александра Кондратьевича Саврасова. Что вы на ней видите? Приложение, слайд 10

Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Может кто-то назовет и весенний месяц?

- Да, именно в марте прилетают грачи. По народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки к своим гнездовьям грачи. Их еще называют – вестники весны. Картина эта так и называется «Грачи прилетели».

Какие народные приметы, связанные с прилетом грачей вы нашли у себя в учебнике?

Игра «Семечко».

Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку.

Посмотрите, сколько деревьев выросло – целый лес!

Весна

Март, апрель, май.







Бегут ручьи, поют птицы.

О весне, о живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе.

Нет, не можем.

Деревянные дома, церковь, темный, грязный снег, на березках еще не распустились листья, проталины, на деревьях грачи, они строят гнезда.

Март.

Грач на горе – весна на дворе.

Грач прилетел – через месяц снег сойдет.

Если грачи сели на гнезда – через три недели можно выходить на посев.

Если грачи играют – будет хорошая погода, если стаями вьются над гнездами – то сядут, то опять взлетают – погода переменится.

Дети последовательно выполняют действия.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Открытие нового

знания

Развитие внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

А теперь посмотрите на следующую иллюстрацию и ответьте на вопросы:

- Почему в лесу видны проталины?

- Почему тает снег?

- Что происходит со льдом на реке?

- Как называют движение льда по реке?

- Почему начинается ледоход?

- Что помогает деревьям и кустарникам распускать листочки?

Приложение, слайд 11

Сколько разных вариантов ответов! Но наша задача выбрать наиболее характерные признаки весны.

Почему же с наступлением весны тает снег, начинается ледоход, распускаются листья?

- Какой вывод вы можете сделать?

Высказывания детей.







Вывод: весной становится тепло, поэтому снег тает и река освобождается ото льда. На деревьях и кустарниках распускаются листья.

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

Первичное закрепление

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Работа по заполнению схемы

«Признаки весны»:

потепление

таяние снега

ледоход

Мы с вами узнавали, почему наступает весна, как она наступает. А что происходит в природе с наступлением весны? Чтобы ответить на этот вопрос мы сейчас поделимся результатами проделанной практической работы.

Приложение, слайд 12

Исследовательская работа с веточками.

Давайте посмотрим на наш опыт с веточками и попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Посмотрите на результаты нашего опыта и скажите, произошли ли с ветками деревьев какие-нибудь изменения (для проведения данного опыта учащиеся заранее приготовили веточки)?

1-ую веточку мы поставили на окно без воды. Что заметили?

2-ую веточку мы поставили с водой в холодильник.

3-ью веточку мы поставили с водой на подоконник.

- Какой можно сделать вывод? Что надо растениям, чтобы они пробудились от зимнего сна?

Продолжение заполнения схемы «Признаки весны»:

набухание почек

появление листочков



Группа учеников демонстрирует результаты опыта (показ веточек с набухшими почками и листочками)

Она засохла.

Ничего не произошло.

У нее набухли почки.

Тепло, свет, вода.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Физминутка

Восстановление физических и духовных сил

Звучит аудиозапись П.Чайковского "Подснежник".

- Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная мелодия. А

сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы подснежники.

Лучи солнца посветили на вас, разбудили подснежники и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись.

Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку и себе.

Приложение, слайд 13







Дети присели.

Медленно встают, протягивают руки вверх, смотрят на солнышко.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

Применение нового знания

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

Молодцы, какая приятная была музыка! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники.

Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название?

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает разрезные карточки с изображениями первоцветов. Ваша задача найти нужные цветы.

1 группа: найдите подснежник

2 группа: найдите мать-и-мачеху

2 группа: найдите медуницу

Приложение, слайд 14

Эти растения называют первоцветы или раннецветущие, потому что цветы появляются раньше, чем листья.

Но не только растения реагируют на появление тепла, есть ещё одна примета весны – прилёт … кого?

Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?

Почему они улетали?

Почему возвращаются с приходом весны?

Какое важное событие происходит в жизни птиц весной?

Посмотрите на птиц. Скажите, какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?

Приложение, слайд 15

Продолжение заполнения схемы «Признаки весны»:

первоцветы

прилет птиц

Звучит запись голоса скворца.

Ребята, к нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.

Чтение письма.

Дорогая Весна!

Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своим птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.

С большим уважением,

Скворец.

Приложение, слайд 16

Давайте предположим: какой дом хочет Скворец? Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик? Куда должно выходить окошко? Почему? Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы? Приложение, слайд 17

В учебнике на стр.45 показано как делается домик для птиц. Зимой мы помогали птицам с кормом (делали кормушки), а весной им нужно помочь с жильем. Вы можете вместе с родителями построить такой домик-скворечник. Папа Антона сделал нам такой домик, мы его повесим в школьном дворе и будем ждать гостей.

Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?

Звучит песня скворца.

Приложение, слайд 18

Пришла весна, настроение радостное. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

На - на - на - наконец пришла…
Чи-чи-чи - прилетели к нам…
Ло-ло-ло - всем от солнышка…

Приложение, слайд 19

- Развеселились? А теперь в хорошем настроении давайте подведем итог.

Появился первым из-под снега

Работа в группах

Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске

Птиц.

Перелетные.

Выслушиваются ответы детей.

Высказывания детей.

весна

грачи

тепло

Успешное применение новых знаний.

Итог урока

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Что повторили из того, что уже знали?

- С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?

- Какое основное изменение происходит в природе весной?

- Что было самое интересное?

Приложение, слайд 20

 

Высказывания детей.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Рефлексия

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

Приложение, слайд 21, 22

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

 Дети поднимают карточки с самооценкой.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.