Урок по русскому языку на тему «Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"» (1 класс)
Урок обучение грамоте 1 класс
по теме
«Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.
2023 г.
Тема: «Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Цели : формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов)
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные
Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто?);осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные понятия: слово, значение слова, предложение.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, презентация по теме, предметные картинки.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Актуализация знаний
Чистописание- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова , назовите первую букву.
Молоко, метро, мама, Москва, медведь, мёд.
- Дайте характеристику звуку, который обозначен первой буквой.
-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.
- прочитать слова с ударением.
3. Самоопределение к деятельности.
–Прочитайте ещё внимательно слова. Что вы можете о них сказать?
(Обозначают предмет, нарицательные, ед.ч)
На какие две группы можем их разделить?
(Одушевлённые и неодушевлённые)
-Назовите одушевлённые. На какой вопрос они отвечают?
(Кто?)-Назовите неодушевлённые. На какой вопрос они отвечают?
(Что?)-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие цели поставите перед собой?
-Как вы думаете, много ли слов, которые отвечают на вопросы кто? Что?
− Посмотрите вокруг. Нас окружают разные предметы. И каждый предмет вокруг нас имеет своё название. Назовите предметы, которые вы видите в классе - …….
4. Работа по теме урока
1)-Посмотрите на экран. Прочитайте. Задайте вопросы Кто? Что? к словам
Учитель: слова, которые называют людей и животных отвечают на вопрос КТО?, остальные на вопрос ЧТО?
2) Индивидуальная работа
-На столах у вас лежат карточки голубого цвета. Прочитайте.
Гриб, ежик, туча, радуга, ученик,белка.
-Найди слова, которые отвечают на вопрос кто? Что?
Запись слов в тетради в 2 столбика.
кто? что?
- Запишите ещё по два слова в каждый столбик.
( Можно составить предложение с одним из слов)
5.Физкультминутка
Игра. Я называю слово:
М . дведь, береза, за . ц, солнце, трава, в . рона, щука, дождь, дети
Кто?- присели, что?- подпрыгнули
6. Продолжение работы по теме урока
1) - Работаем в парах.
-На карточках задание.
- Найдите лишнее слово в каждом столбике.
Кто? Что?
собака трава
девочка лиса
колокольчик телефон
яблоко глаз
утка молоко
Самопроверка на экране.
Слайд
2). Работа с компьютером.
Распределить слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы ( 1 столбик –кто?, 2- что?).
Добавьте в каждый столбик слова:
Мыш…, пруж.на, ж..раф, ш…на, маш…на, стриж… .
3) Создание мини-проекта
Работы в группах.
Вспомним правила работы в группе.
Не забываем, что в группе работаем дружно, не ссоримся, пытаемся понять и принять или не принять доводы одноклассника.
(1группа- наклеить подходящие картинки, отвечающие на вопрос кто?), (2- на вопрос что?)
Получившиеся проекты оформляются на доске.
8. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
9. Рефлексия
2) Рефлексия (кружки)
– Я сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте цвета согласия (зеленый), сомнения (желтый) или несогласия (красный)
– Я знаю, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО?
– Я легко справился с самостоятельной работой.
– Я легко справился в составлении предложений
– Я доволен своей работой на уроке.
Использованная литература :
методический журнал " Начальная школа" № 2 М. " Просвещение" 2003