Урок по рассказу Ф. С. Фицджеральда «Алмазная гора»

0
0
Материал опубликован 27 January 2017

УРОК ПО РАССКАЗУ Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «АЛМАЗНАЯ ГОРА»

Воротникова Ольга Григорьевна, учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа№7»

11 класс.

Цели урока:

Обучающие цели: совершенствовать умения учащихся работать с произведениями литературы, анализировать прозаический текст, развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы. Расширить представление учащихся о реализме как художественном методе, вбирающем в себя средства и приемы изображения, характерные для романтизма.

Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов, умения определять добро и зло, истинное и ложное в жизни.

Развивающие цели: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

Перед проведением урока учащиеся получают домашнее задание:

1. Правы ли литературные критики, определяющие жанр этого произведения как рассказ-притча?

2. Найти в произведении сказочные образы и мотивы.

3. Определить основную идею рассказа.

4. 1 вариант – история Джона Ангера.

2 вариант – история семейства Вашингтонов.

Ход урока.

I. Сообщение учителя о времени, отраженном в произведении.

Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) – глубокий психолог, острый критик общественных отношений, мастер прозы. Его книги – достоверное свидетельство эпохи «великой американской мечты» 20-30-х годов ХХ века, эпохи безжалостной и романтичной. Рассказ Фицджеральда «Алмазная гора» вышел в 1922 году в сборнике «Сказки Века Джаза». Само название этого бурного десятилетия в жизни не только Америки, но и Европы – «век джаза» - вскоре получит официальный статус и весьма точно определяет колорит этой недолгой, но яркой эпохи «процветания» с ее кружащими голову возможностями стремительного обогащения, с ее торжествующей иллюзией осуществления прекрасной мечты, с ее безудержной погоней за счастьем. В начале 20-х годов Америка затевала самый массовый и шумный карнавал за всю свою историю. Ему суждено было продлиться до 1929 года, когда невиданной силы экономический кризис разрушит до основания мечту о «процветании». А пока во всю мощь заявляло о себе поколение молодых, которое уже не верило в добропорядочный быт и честный труд, которое не желало прозябать где-нибудь в заштатном банке или унылом офисе. Молодежь, осмеивая отцов, хотела жить сегодняшним днем, сиюминутными радостями, ее испепеляла «жажда жить», здесь и сейчас. Она не только не думала о будущем, но попирала все правила и нормы жизни в настоящем.

II.Определение жанра произведения (проверка домашнего задания)

В чем назидательный, поучительный характер этого рассказа-притчи?

В его основе лежит мысль о том, что «богатство – это зло», преступление. Это придает повествованию простоту и прозрачность почти фольклорную. Повествование строится в традиции устного народного рассказа. Отсюда четкое и контрастное соотношение реального и иносказательного; конкретно-исторического и библейского; реалистического и сказочно-романтического, притчевого. Иными словами, притчевый принцип «здесь и всегда» определяет структуру этого произведения.

III. Определение сказочных образов и мотивов в произведении (проверка домашнего задания).

1. Образ хрустальной (алмазной) горы.

Издавна народная молва приписывала хрусталю волшебные свойства. Сказочные герои искали такую гору, чтобы заполучить власть над жизнью и смертью, над миром. Обладание хрустальной горой дает человеку

экономическое могущество. Богатство грозит человеку гибелью, и моральной, и физической. Оно – зло, и подобно тому, как волшебные сказки заканчивались торжеством добра над злом, так и здесь алмазная гора рушится, погребая под собой своих владельцев.

2. Мотив чрезмерности.

В сказках жадность и непомерность ведут человека к гибели, так и здесь богатство рассыпается в одно мгновение.

3. Мотив ложного, несправедливого пути к достижению своей цели, своей мечты, вошедший в мировую литературу как выражение одной из ведущих нравственных проблем.

4. Острый, напряженный сюжет произведения, неожиданная, почти парадоксальная развязка, мрачный, диковинный юмор (например, характеристика Кисмин и ее семейства).

5.Неглубокие и однолинейные психологические характеристики героев.

Эта особенность фольклорного, в данном случае притчевого жанра, потому что главную роль здесь играют не характеры, а мысль автора, которую он кладет в основу сюжета и к которой приковывает внимание читателей. Персонажи призваны донести эту мысль до читателя, проиллюстрировать ее.

6. Фантастические детали и символы.

За ними скрывается «образ сгущенной реальности» Америки 20-х годов. Автор предупреждает: владельцы больших состояний не просто безнравственны – они представляют угрозу жизни и свободе рядовых граждан.

7. Мотив мнимых и подлинных ценностей, искусства настоящего и фальшивого, счастья мнимого и ложного.

Автор углубляет мысль о губительном влиянии большого богатства на большое искусство.

IV. Особенности повествовательной манеры (дополнения учителя).

Сказочные мотивы проявляются не только в проблематике, в создании образов-символов, но и в воспроизведении особой атмосферы вокруг героев. Повествовательная манера автора строится на все том же контрастном сопоставлении разностилевых потоков: перед нами сказочный мир со свойственным ему расцвечиванием мира, с другой стороны, автор ни на минуту не забывает, что персонажи его рассказа – представители новейшей буржуазной цивилизации. Он постоянно напоминает об этом, то и дело

возвращая читателя в конкретно-историческую ситуацию. Поэтому романтически-возвышенные описания чередуются со скудным бесстрастно-деловым ироничным стилем.(Сухой, лаконичный рассказ истории семейства Вашингтонов – пейзаж, увиденный Джоном Ангером утром после приезда).

V. История „ловца удачи» Джона Ангера и тема «американской мечты».

1. Проверка домашнего задания 1 варианта.

2. В чем двуплановость изображения героя?

Первый – типичный искатель «американской мечты» века джаза. Второй, иносказательный – история Ангера из горока Геенна предстает как американский вариант притчи о поисках земного рая.

3. В чем символичность фигуры Джона Ангера?

Это история одного из «ловцов удачи», «конспект американской мечты о рае», а рассказ в целом – «атака на «американскую мечту».

4. В чем двойственность героя?

С одной стороны, он очарован страной Эльдорадо; но он – сын своего времени и в поединке с Вашингтоном одерживает верх его самообладание и энергия. Даже в минуту опасности его не отпускает великая американская мечта; он бежит, но вдруг застывает от великолепия открывшегося перед ним богатства; покидая дворец, велит Кисмин забрать ее бриллианты, какие под рукой. Затем - разочарование. Те ценности, которыми жил и дорожил Джон, оказались фальшивыми (как растаявшие льдинки из сказки «Морозко»).

VI. История семейства Вашингтонов.

1. Проверка домашнего задания 2 варианта.

2. Какие черты законченного типа фольклорного злодея есть в Брэдуоке Вашингтоне?

Он холоден и высокомерен, всех людей делит на врагов, которых следовало уничтожить, и на рабов, которые должны ему служить. В этом мифологическом герое реальные черты нашего времени - фашиствующего маньяка.

3. В каких сценах чувствуется саркастическая ирония автора в отношение Б. Вашингтона?

4. Что символизирует этот образ?

Человек, поймавший заветную «американскую мечту».

VII. В чем философский смысл рассказа?

В основе произведения лежит старая мысль о преступности богатства. Чтобы подчеркнуть ее, автор вводит в повествование библейские названия:

Геенна, Саваоф. Все возвращается «на круги своя». Герой возвращается к исходному состоянию, но он уже не тот, что был в начале, ибо прошел свой «крестный путь» и утратил все свои иллюзии.

Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос «В чем актуальность рассказа Фицджеральда».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайсмар М. Американские современники. М.,1975.

2. Засурский Я. Американская литература ХХ века. М., 1966

3.Кубарева Н. П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. М.,1999

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.