Урок русского языка в 1 классе «Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф.Строчная буква ф»
Пояснительная записка к презентации
Ф.И.О. Дьякова Татьяна Алексеевна
Предмет: комбинированный урок чтения и письма (2 часа)
Класс: 1 класс
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы «Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф.
Строчная буква ф.»
Тема |
Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф. Строчная буква ф. |
Цели |
Образовательные: - познакомить с новыми звуками и буквой; -закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: формировать: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - Регулятивные УУД: формировать умение: высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - Коммуникативные УУД: формировать умение: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре. - Познавательные УУД: формировать умение: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Планируемый результат |
Предметные: Уметь:- называть звуки, из которых состоит слово; делить слово на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове; давать характеристику согласным звукам; - читать слова с изученными буквами; - писать под диктовку слова с комментированием Личностные:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД); - уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре (Коммуникативные УУД). - уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Звук, буква, слог, строчная буква, звуко-буквенный анализ. |
Межпредметные связи |
Русский язык, литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. «Букварь», учебник, стр.140 – 141, О.В.Пронина. «Мои волшебные пальчики», пропись, ч.5, стр.28 – 29. - презентация к уроку
- карточки для самостоятельной работы - электронные физкультминутки - еженедельник (для самооценки) |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; - уточнить тематические рамки. |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. |
Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Уточняет тематические рамки. |
Слайд №2 Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Слайд №3.Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай» - Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового). |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. |
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока, составляют план урока. |
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока, составление плана урока учащимися |
Ученик показывает фокус. - Кто такой фокусник? Просмотр фокуса. Слайд № 4 - Что объединяет слова фокус и фокусник? - Попробуйте определить тему урока. (Знакомство с буквой «ф».) - Определите цель нашего урока. - Составьте план урока. План: Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко-буквенный анализ слов. Знакомство с написанием и письмо буквы ф. Чтение слогов и слов. Письмо слогов, слов и предложений. Чтение предложения и текста. - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность) |
Уметь ориентироваться на развороте учебника (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (Коммуникативные УУД). Уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
|
III. Изучение нового (15 мин) Цели: - познакомить с новыми звуками и новой буквой; - организовать чтение слогов, слов с новой буквой; - формировать умений писать строчную букву ф |
Выполняют звуко-буквенный анализ слов фокус и филин. Дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв. Завершают схему –«человечка» в Букваре, стр.140. Называют слова, которые начинаются с этих звуков. Работают с карточками. Прописывают строчную букву ф. |
Организует выполнение звуко-буквенного анализа слов. Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам. Организует работу по правильному написанию строчной буквы ф. Оказывает индивидуальную помощь учащимся. |
Слайд № 4 1)Сколько слогов в слове фокус? (Два.) – Назовите первый слог. – Произнесите первый звук. – Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) Слайд №5 2) Звуко-буквенный анализ слова филин дети выполняют самостоятельно. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.) 3)Завершение схемы-«человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140). Слайд № 6 4) Найдите слова, которые начинаются с этих звуков. Слайд № 7 5) Работа с карточками. Слайды № 8 - № 10 -Карточка №1 (найти буквы ф и обвести) - Карточка №2 (найти слова с буквой ф и обвести) Физкультминутка. Слайд №11 Работа в прописи (с. 28). Слайд №12 Написание буквы ф. |
Уметь определять в слове заданный звук. Уметь моделировать звуковой состав слова. Уметь работать со схемами слов, делить слово на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове. |
Уметь слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре. (Коммуникативные УУД). Уметь извлекать информацию из схем; уметь на основе анализа объектов делать выводы; (Познавательные УУД) уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД). |
IV. Закрепление нового (20 мин) Цель: - организовать работу над совершенствованием навыков чтения и письма слов; |
Читают слоги, обозначают мягкость и твёрдость звуков. Пишут слоги, обозначают звуки точками. Выборочно читают слова. |
Организует чтение слогов. Организует работу по написанию слогов. Организует чтение слов, работу над лексическим значением слова. |
Работа в «Букваре» (с. 140). Чтение слогов. – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом. Работа с чистоговорками. Слайд № 13 Работа в прописи. Чтение и запись слогов по письменному образцу (гласные и согласные разными цветами). Обозначение звуков точками. Работа в «Букваре». Чтение слов. – Просмотрите слова на этой странице. – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.) – Прочитайте слова про себя. – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.) – Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.) – Где ещё это слово мы употребляем? -Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) - Прочитайте слово в котором звуков больше, чем букв. (Фыркает) – Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) – Найдите слово, называющее маленький фонарь. – Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик.) – Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) Слайд №14 – Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.) Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. – Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.) – Почему эти слова написаны с заглавной буквы? – Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. – Прочитайте его. – Сколько слогов в этих словах? – Почему? – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) Слайд №15 – Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.) – Объясните слово фрак. Слайд № 16 Работа в паре. – Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов. – В следующем столбике найдите лишнее слово. – Что указывает на мягкость предшествующего согласного? – Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.) Слайд № 17 – Когда мы говорим финиш? – Прочитайте последнее слово. (Факел.) – Кто из вас видел факел? Как он выглядит? – Для чего и где используют факел? – Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) – А когда люди используют конфетти? Физкультминутка с использованием здоровьесберегающих технологий (Карточки развешаны по классу. Мальчики должны найти слова, в которых звук[ф] –твёрдый. Девочки находят слова, в которых звук [ф] –мягкий.) Работа в прописи (с. 28). 1) Рассматривание картинки. – Есть ли слова со звуками [ф] и [ф’] на маленькой картинке? 2) Запись слов с комментированием. |
Уметь читать и писать слоги, обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков. Уметь читать слова, знать лексическое значение слов. Уметь выделять слово из речевого потока. |
Уметь выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; (Познавательные УУД). Уметь слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; (Коммуникативные УУД). |
V. Контролирующее задание (25 мин) Цель: - проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией - формировать умения отличать форму слова от однокоренных слов |
Читают слова, работают над лексическим значением слова. Читают предложение, определяют количество частей в предложении, Записывают слова с печатного образца. Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы. |
Организует работу над лексическим значением слов. Организует работу над предложением. Организует работу по списыванию слов. Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией. |
Работа в «Букваре». Чтение слов и предложений. 1)Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения слов. 2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг- 3) Работа с предложением. Работа в прописи (с. 28 - 29). 1) Запись слов с печатного текста. 2) Запись слов с печатного образца, подбор однокоренных слов или форм слова. 3)Списывание предложения с печатного образца. Физкультминутка. Слайд № 18 Работа в «Букваре». Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141). |
Уметь находить и выделять корень слова. Знать правило употребления заглавной буквы в словах. Уметь списывать слова с печатного образца. Уметь подбирать однокоренные слова. |
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; (Регулятивные УУД). Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД) Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; (Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. |
Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. |
- Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Выполнили ли намеченный план урока? Слайд № 19 Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Я рада, что вы достигли поставленных в начале урока целей. Для вас ещё один фокус. Слайд №20. Расскажите по схеме: На уроке я работал активно / пассивно Материал урока мне был понятен / не понятен интересен / скучен легким / трудным Своей работой на уроке я доволен / не доволен У меня получилось….. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |