Урок русского языка в 1 классе «Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф.Строчная буква ф»

7
0
Материал опубликован 31 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Ф.И.О. Дьякова Татьяна Алексеевна

Предмет: комбинированный урок чтения и письма (2 часа)

Класс: 1 класс

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы «Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф.

Строчная буква ф.»

Тема

Согласные звуки [ф], [ф,], буква ф. Строчная буква ф.

Цели

Образовательные:

- познакомить с новыми звуками и буквой;

-закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости;
- развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: формировать: умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- Регулятивные УУД: формировать умение: высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Коммуникативные УУД: формировать умение: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.

- Познавательные УУД: формировать умение: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь:- называть звуки, из которых состоит слово; делить слово на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове; давать характеристику согласным звукам;

- читать слова с изученными буквами;

- писать под диктовку слова с комментированием

Личностные:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД);

- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре (Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Звук, буква, слог, строчная буква, звуко-буквенный анализ.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. «Букварь», учебник, стр.140 – 141, О.В.Пронина. «Мои волшебные пальчики», пропись, ч.5, стр.28 – 29.

- презентация к уроку


Презентация к уроку
PPTX / 9.05 Мб

- карточки для самостоятельной работы

- электронные физкультминутки

- еженедельник (для самооценки)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

- уточнить тематические рамки.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Уточняет тематические рамки.

Слайд №2

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Слайд №3.Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Цели: организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока, составляют план урока.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока, составление плана урока учащимися

Ученик показывает фокус.

- Кто такой фокусник?

Просмотр фокуса.

Слайд № 4

- Что объединяет слова фокус и фокусник?

- Попробуйте определить тему урока. (Знакомство с буквой «ф».)

- Определите цель нашего урока.

- Составьте план урока.

План:

Знакомство с новыми звуками и буквой.

Звуко-буквенный анализ слов.

Знакомство с написанием и письмо буквы ф.

Чтение слогов и слов.

Письмо слогов, слов и предложений.

Чтение предложения и текста.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)

 

Уметь ориентироваться на развороте учебника

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

(Коммуникативные УУД).

Уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД).

III. Изучение нового

(15 мин)

Цели:

- познакомить с новыми звуками и новой буквой;

- организовать чтение слогов, слов с новой буквой;

- формировать

умений писать строчную букву ф

Выполняют звуко-буквенный анализ слов фокус и филин.

Дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв.

Завершают схему –«человечка» в Букваре, стр.140.

Называют слова, которые начинаются с этих звуков.

Работают с карточками.

Прописывают строчную букву ф.

Организует выполнение звуко-буквенного анализа слов.

Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам.

Организует работу по правильному написанию строчной буквы ф.

Оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Слайд № 4

1)Сколько слогов в слове фокус? (Два.)

– Назовите первый слог.

– Произнесите первый звук.

– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой со­гласный [ф].)

Слайд №5

2) Звуко-буквенный анализ слова филин дети выполняют самостоятельно.

Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глу­хой, мягкий.)

3)Завершение схемы-«человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140).

Слайд № 6

4) Найдите слова, которые начинаются с этих звуков. Слайд № 7

5) Работа с карточками. Слайды № 8 - № 10

-Карточка №1 (найти буквы ф и обвести)

- Карточка №2 (найти слова с буквой ф и обвести)

Физкультминутка.

Слайд №11

Работа в прописи (с. 28). Слайд №12

Написание буквы ф.

Уметь определять в слове заданный звук.

Уметь моделировать звуковой состав слова.

Уметь работать со схемами слов,

делить слово на слоги, ставить ударение; определять количество букв и звуков в слове.

Уметь слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.

(Коммуникативные УУД).

Уметь извлекать информацию из схем; уметь на основе анализа объектов делать выводы;

(Познавательные УУД)

уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

(Регулятивные УУД).

IV. Закрепление нового (20 мин)

Цель:

- организовать работу над совершенствованием навыков чтения и письма слов;

Читают слоги, обозначают мягкость и твёрдость звуков.

Пишут слоги, обозначают звуки точками.

Выборочно читают слова.

Организует чтение слогов.

Организует работу по написанию слогов.

Организует чтение слов, работу над лексическим значением слова.

Работа в «Букваре» (с. 140).

Чтение слогов.

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цвет­ным карандашом.

Работа с чистоговорками.

Слайд № 13

Работа в прописи.

Чтение и запись слогов по письменному образцу (гласные и согласные разными цветами). Обозначение звуков точками.

Работа в «Букваре».

Чтение слов.

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя.

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

– Где ещё это слово мы употребляем?

-Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)

- Прочитайте слово в котором звуков больше, чем букв. (Фыркает)

– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.)

– Найдите слово, называющее маленький фонарь.

– Как образова­лось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик.)

– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) Слайд №14

– Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. В антич­ной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

– Выде­лите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи зву­ков по проводам. (Телефон.)

– Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

– Прочитайте его.

– Сколько слогов в этих словах?

– Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) Слайд №15

– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

– Объясните слово фрак. Слайд № 16

Работа в паре.

– Со­ставьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

– В следующем столбике найдите лишнее слово.

– Что указывает на мягкость предшествующего согласного?

– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

Слайд № 17

– Когда мы говорим финиш?

– Прочитайте последнее слово. (Факел.)

– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

– Для чего и где исполь­зуют факел?

– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

– А когда люди используют конфетти?

Физкультминутка с использованием здоровьесберегающих технологий (Карточки развешаны по классу. Мальчики должны найти слова, в которых звук[ф] –твёрдый. Девочки находят слова, в которых звук [ф] –мягкий.)

Работа в прописи (с. 28).

1) Рассматривание картинки.

– Есть ли слова со звуками [ф] и [ф’] на маленькой картинке?

2) Запись слов с комментированием.

Уметь читать и писать слоги, обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков.

Уметь читать слова, знать лексическое значение слов.

Уметь выделять слово из речевого потока.

Уметь выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам;

(Познавательные УУД).

Уметь слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

(Коммуникативные УУД).

V. Контролирующее задание (25 мин)

Цель:

- проверить умение

ориентироваться в тексте, умение работать с информацией

- формировать умения отличать форму слова от однокоренных слов

Читают слова, работают над лексическим значением слова.

Читают предложение, определяют количество частей в предложении,

Записывают слова с печатного образца.

Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы.

Организует работу над лексическим значением слов.

Организует работу над предложением.

Организует работу по списыванию слов.

Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.

Работа в «Букваре».

Чтение слов и предложений.

1)Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лекси­ческого значения слов.

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-

3) Работа с предложением.

Работа в прописи (с. 28 - 29).

1) Запись слов с печатного текста.

2) Запись слов с печатного образца, подбор однокоренных слов или форм слова.

3)Списывание предложения с печатного образца.

Физкультминутка.

Слайд № 18

Работа в «Букваре».

Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).

Уметь находить и выделять корень слова.

Знать правило употребления заглавной буквы в словах.

Уметь списывать слова с печатного образца.

Уметь подбирать однокоренные слова.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

(Регулятивные УУД).

Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы.

(Познавательные УУД)

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

(Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Выполнили ли намеченный план урока?

Слайд № 19

Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Я рада, что вы достигли поставленных в начале урока целей. Для вас ещё один фокус.

Слайд №20. Расскажите по схеме:

На уроке я работал активно / пассивно

Материал урока мне был

понятен / не понятен

интересен / скучен

легким / трудным

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

У меня получилось…..

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД).

Предварительный просмотр презентации

Автор презентации: Дьякова Татьяна Алексеевна учитель начальных классов МОУ СОШ № 23 г. Воркуты Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Строчная буква ф.

Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Ф О К У С

Ф И Л И Н Когда светло, прячусь в дупло. Ночью летаю, мышей пугаю.

Ф

Карточка №1 а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н т н т а в ф с б т и м а ф б о л д п а в Карточка №2 а п л т н г ф а р ф о р д ы ф ч т х н к п б ф о н т а н д э ж т е к у м и с я ф р ф и в ы ч ф о р е л ь т ф э ю т ь к н т н т а в к а р т о ф е л ь о л д п а в

а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н т н т а в ф с б т и м а ф б о л д п а в О О О О О О О

а п л т н г ф а р ф о р д ы ф ч т х н к п б ф о н т а н д э ж т е к у м и с я ф р ф и в ы ч ф о р е л ь т ф э ю т ь к н т н т а в к а р т о ф е л ь о л д п а в фарфор фонтан форель картофель

Фа-фа-фа – по степи бежит дрофа. Аф-аф-аф – гордо шествует жираф. Фы-фы-фы – мы купили всем шарфы. Фу-фу-фу – купили мы софу. Уф-уф-уф – садись на пуф.

ФЛОТ

Ф Р А К

ФИАЛКА ФИКУС

Повторяй! Не зевай! До встречи!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.