Урок по развитию речи в 5 классе «Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица»
Урок - путешествие.
Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица».
Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи, дать понятие о натюрморте.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Тип урока: комбинированный.
Слово учителя.
Сегодня мы с вами посетим музей. Но так как время не так уж много, поэтому рассмотрим только один зал, который посвящён творчеству Фёдора Петровича Толстого.
Прежде чем зайти в этот зал, я хочу рассказать одну притчу про художников.
Поспорили два живописца, кто лучше, правдивее нарисует картину. Да так, чтобы от настоящей модели отличить было невозможно. Один нарисовал гроздья винограда в вазе, стоящей на столе в саду. Виноград выглядел настолько натурально, что птицы со всей окрестности слетелись, чтобы его поклевать.
Друзья живописцев уже решили, что победа досталась ему, и спрашивают второго: « А где твоя картина?» « Да вон она, за занавеской,» - отвечает он. Они бросились открывать занавеску, а та оказалась нарисованной.
Победу присудили второму живописцу , так как первой картине поверили только птицы, а второй живописец ввел в заблуждение и художников.
Итак, я приглашаю вас в зал…
Рассказ о творчестве художника сопровождается демонстрацией репродукций Ф.П.Толстого.
Сегодня я расскажу о необыкновенно талантливом художнике и о его работах, к которым могла относиться эта притча. Речь идёт о графе Фёдоре Петровиче Толстом, жизнь которого должна была сложиться совсем по-другому. Он родился в семье генерал-майора Петра Андреевича Толстого, учился в Морском кадетском корпусе, стал адъютантом товарища министра морских сил вице-адмирала П.В.Чичагова. И в недалёком будущем все прочили ему стать адмиралом.
И вот тут-то судьба его совершенно перевернулась, потому как Фёдор Толстой страстно хотел стать художником. Он знал, какие трудности предстоит ему преодолеть, отказавшись от военной карьеры. Это гнев родителей, разрыв с родственниками и знакомыми, бедность и лишения. Тем не менее он подает в отставку.
Фёдор Толстой поступает в академию художеств, где подружился с О.А.Кипренским. Впоследствии он становится другом А.С.Пушкина. Фёдор Петрович Толстой становится ярким , самобытным мастером. Он реализовал себя во многих видах искусства ( скульптуре, создатель медальонов, гравюре и т.д.)
Сегодня мы познакомимся с его натюрмортами. В истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др. Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» - наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми».
Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Давайте насладимся просмотром этих шедевров.
Презентация «Натюрморты Ф.П.Толстого»
Слово учителя.
Сегодня наша задача – описать, что мы видим на картине.
Просмотрев презентацию , что мы увидели на репродукциях?
Давайте дадим определение слову натюрморт.
НАТЮРМОРТ
франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.
А теперь обратимся к картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица». Её мы и попытаемся описать.
Работа по вопросам.
- Какие предметы изобразил художник на картине?
- Как художник расположил предметы?
- Какие использовал краски?
- Есть ли фон?
- Какова роль изображенных предметов?
- Настроение картины?
- Можно ли понять замысел художника?
( Примерные ответы. Все предметы находятся на простом столе, крышка которого служит нижней границей картины. Фрукты сгруппировались вокруг вазы с цветами, расположенной в центре. Общий фон натюрморта - охристо-жёлтый, солнечный, тёплый. Солнце падает и на яблоки , и на ягоды смородины и винограда, и на вазу.
Изображённые предметы словно перекликаются друг с другом. Срез яблока повторяет форму и цвет лепестков цветов и крылышки бабочки. Краснобокие яблоки напоминают формой вазу. Цветы в ней видны полностью, даже стебельки, и от этого кажутся особенно нежными и трогательными.
Похожи бабочка и мотылёк, привлечённые запахом цветов и фруктов. Оперение птицы почти сливается с матово-синим цветом винограда. Тонкие птичьи лапки похожи на веточки.
Всё похоже, и всё своеобразно. Неживая природа оживает под кистью художника. Если приглядеться, в левом углу картины можно заметить несколько капелек воды, в которых, как в вазе, отражается солнечный свет.
Картина наполнена гармонией и теплом. Рассматривая натюрморт, проникаешься солнечным настроением, учишься ценить красоту мира, красоту простых, окружающих тебя вещей. )
Устные рассказы по картине.
Написание сочинения.
Подведение итогов.
- Что вы узнали о творчестве Ф.П.Толстого?
- Какие картины запомнились?
- Что такое натюрморт?