12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рудая Марина146
Россия, Алтайский край, с.Кулунда

История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Цели:

продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского.

Задачи:

- обучающие:

Продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста.

Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского.

Совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к основной мысли произведения.

Формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения.

Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами из произведения, пересказывать от лица героя.

Закрепить понятия: сюжет, цитата.

-развивающие:

Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

-воспитательные :

воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютерный класс

Оборудование: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г., тетради, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”.








Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

Учитель: Мы продолжаем изучение повести А.А.Пушкина «Дубровский». Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники создают картины, композиторы сочиняют музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения. Сейчас вы услышите стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа.


Выразительное чтение стихотворения “Дубровский” заранее подготовленное учеником.


Сегодня ночью я не спал,

Я повесть Пушкина читал “Дубровский”.

И надо мною дух летал,

Мятежный дух его и звал меня Дубровский…

Усадьбы жёг и в гневе я

Богатых грабил, будто я – Дубровский.

И мною правил сатана

В безумной мести за отца – я был Дубровским.


Не знал, история твоя

Так сможет потрясти меня, Дубровский.

Ты близок мне и, как в аду,

Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский.

Твоя мечта, твоя судьба

С Россией венчана была, Дубровский.

Но в поле воином одним

Ты был наследный дворянин.

Ты проиграл, Дубровский.

О. Иванов — О. Чернышова

А что такое сюжет? Проверьте.

Развитие каких сюжетных линий мы проследили по тексту романа? ( Взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского; история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой)


Учитель: Тему урока, цели урока я только подскажу, а вы мне поможете.

Нужно узнать героя по цитате. Что такое цитата? Проверьте Слайд 2

Прочитайте цитаты из текста. О ком идет речь? Слайд 3

Итак, попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Тема: Слайд 4



Перейдем непосредственно к теме урока.

С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? Стр.123

Перескажите, как удалось Дубровскому стать Дежоржем? Как это его характеризует? Стр.116

Вспомните, как сначала относилась Маша к Дефоржу.Стр. 103

Какое событие заставило ее изменить свое отношение к учителю? Слайд 5.

Обратите внимание на иллюстрацию Дементия Алексеевича Шмаринова к эпизоду с медведем. Удалось ли, на ваш взгляд, передать автору характер Дубровского?

Какие чувства испытала она, когда получила записку от Дефоржа? Зачитайте. Стр.122.

Как Маша продумывала свое поведение на свидании? стр. 122

Удалось ли ей вести себя так, как она хотела? Почему? Как это ее характеризует?

Когда возникло чувство любви у Владимира? Чем для него стала Маша? (Стр. 123 она “..как небесное видение”, ему посланное Богом, судьбой для спасения от зла)

Какое обещание дала Марья Кириловна Дубровскому? (не отвергать преданности).

Как вы можете объяснить это? (в средневековой Европе существовала традиция служить совей даме, не требуя от нее ничего, кроме того, чтобы дама принимала преданности своего рыцаря. Дубровский понимает, что Маша не может стать его женой. Как называется такая любовь? Такую любовь мы называем романтической. Есть разные виды любви (братская, материнская, божественная и др.). Слайд 6

Как вы думаете, ребята, почему я на слайде поместила слова Теренция? Что произошло с душой Дубровского? (возродился: не грабит, простил) Итак, сделайте вывод. Что может сделать с душою человека любовь? Любовь творит чудеса.

Что мешало любить? (Законы общества и оковы послушная)

Обратите внимание на иллюстрации, изображающие сцену свидания Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Какая иллюстрация, на ваш взгляд, более точно передает тексту произведения? Слайд 7.

Бегство из Покровского

Почему Дубровский вынужден был бежать из Покровского? (он не сумел справиться с желанием наказать врага отца- Антона Пафнутьича)

Во время отсутствия Дубровского к Маше сватается князь Верейский. Каким вы представляете себе этого героя? Стр.127.

Что роднит его с Троекуровым?

Как принял Троекуров сватовство князя? Почему?

Как относился Троекуров к своей дочери и как он распорядился ее судьбой?

Почему Маша не сразу обратилась за помощью к Дубровскому? (Умная, сильная духом, надеялась на любовь отца)

Какие шаги она предпринимала, чтобы избежать свадьбы с ненавистным князем? (1 шаг -письмо Верейскому)

Как он отнесся к письму? Как это его характеризует? Стр.133, 134.

Каким был второй шаг? (упасть в ноги к отцу)

Как отнесся к этому поступку Троекуров? Как это его характеризует? Стр. 135.

Перед вами картина известного русского художника . В чем различие жизненных ситуаций, отраженных на картине и в произведении? Слайд 8

Какой выходы могут быть? Умерть (грех), монастырь (спасти душу), за Дубровского (есть шанс счастья).

Могли ли эти молодые люди быть счастливы? (да, у них одинаковый возраст, образование, социальный статус, но…)

Итак, Маша решает просить помощи у Дубровского. Почему помощь запоздала?

Перескажите эпизод с кольцом.

Как вели себя Митя и Саша во время допроса?

Итак, венчание состоялось. Найдите описание этой сцены. Стр. 143. Можно включить песню «У церкви стояла карета».

Что поразило вас в этой сцене?

Перед вами еще одна картина русского живописца. Соответствует ли содержание картины содержанию эпизода? Слайд 9

Как вы думаете, ребята, почему создавались песни, полотна, посвященные теме неравного брака?


Все. Венчание состоялось. Карета с новобрачными выезжает из церкви. Предлагаю вам посмотреть эпизод экранизации романа.

Соответствуют герои вашему представлению ?


Выводы:

Почему Мария Кириловна отказалась уехать с Дубровским? Как это ее характеризует? (Не переступает заповеди Божьей “не убей” сама и уберегает Владимира от греха стр. 145: “Я не хочу быть виною ужаса…” = убийства. Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится. Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. М. жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.

Почему Дубровский не убил князя Верейского? Дубровский сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство.

Что вы можете сказать о любви двух героев? Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми. Настоящая любовь становится выше обид и мести.

Какие качества помогают героям делать правильный выбор в жизни? (Честь, любовь, доброта, смелость, ответственность, следование заповедям Божьим)

Итак, запись в тетради: Слайд 15

Владимир Маша

внутреннее богатство внутренняя красота

честь чистота

Какое впечатление оставляет роман? Очень грустное впечатление оставляет финал романа: двое любящих друг друга молодых людей вынуждены расстаться, им не суждено соединиться вместе. И всё же расставание Маши и Дубровского скорее закономерно, чем неожиданно: слишком большая, непреодолимая пропасть лежит между героями.

Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор романа? ( современное ему общество несовершенно, поэтому человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими порядками и нравами) Вот она, авторская позиция – любовь, по мнению Пушкина, способна остановить насилие. Пушкин не верит, что можно, переступив через кровь, быть счастливым. Вспомним, что такие взгляды мы называем гуманистическими.


Запись домашнего задания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.