12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ананьева Анна Николаевна223
Россия, Чувашская респ., Новочебоксарск
6

Урок-викторина по роману А.С.Пушкина «Дубровский»



Урок – викторина по литературе для 6 класса

«Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Разработала и провела Ананьева А.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8»

г. Новочебоксарска

Цель: формировать у обучающихся познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина как романиста

Задачи:

  • обобщить знания по теме «Роман А.С. Пушкина «Дубровский», полученные на предыдущих уроках;
  • осуществить контроль изученности темы;
  • создать условия для формирования у обучающихся собственного отношения к роману «Дубровский»

Оборудование:

мультимедийное оборудование

презентация 

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Целеполагание.(Слайд 1)

Александр Сергеевич Пушкин – не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик – романист, истинный мастер художественного слова. Роман «Дубровский» – еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина. Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. (Слайд 2)

Над романом «Дубровский» А.С.Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г., но не завершил его. При жизни поэта роман не был опубликован, издатели дали ему название по имени главного героя. Хорошо известно, что в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства (Рассказ друга поэта Нащокина об одном богатом дворянине, который незаконным образом был вытеснен соседом из имения, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.) «Дубровский» был высоко оценен литературными критиками. В.Г. Белинский считал этот роман А.С.Пушкина «поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество». (Слайд 3)

2.Актуализация знаний.

ü  Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)

ü  Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)

ü  В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)

ü  Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)

3.Ход викторины

Блок

викторины

Вопрос (ответ)

Комментарии

слайд

Викторина по содержанию романа «Неслучайные детали»

1.Какую песню насвистывал Троекуров в «минуты волнения»? («Гром победы раздавайся»)

2.Как звали старую няньку Владимира Дубровского? (Орина Егоровна Бузырева)

3.Какой чин получил Владимир в кадетском корпусе? (Чин корнета)

4.В каком городе жил Владимир до приезда в деревню? (Петербург)

5.Кем был у себя на родине настоящий Дефорж? (Кондитер)

6.С кем сразился Дефорж в доме Троекурова? (С медведем по кличке Миша)

7.Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ)

8.Как звали брата Марьи Кирилловны? (Саша)

9.Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. (Пожар)

10.Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? (Антон)

11.Какое увлечение было у Дубровского старшего? (Охота)

12.Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора? (Из-за псаря Парамошки)

13.Куда спрятал свои сбережения Спицын? (В кожаную суму, которую носил под рубашкой)

14.Кого спас на пожаре Архип-кузнец? (кошку)

15.Фамилия Анны Савишны, гостьи на званом обеде Трооекурова (Глобова)

16.Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши? (Кольцо)

17.Где жил атаман Дубровский со своими разбойниками? (Посреди дремучего леса в маленьком земляном укреплении)

18.Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский? (Князем Верейским)

19. Как звали смотрителей станции, где встретились француз Дефорж и Дубровский? (Сидорыч и Пахомовна)

20.На каком музыкальном инструменте играла Марья Кириловна? (Фортепиано)

Учитель озвучивает вопрос по содержанию романа, содержащийся на слайде презентации. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Учитывается скорость реагирования.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Конкурс

«Узнай героя»

21. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощник судьи)

22. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский)

23. «Ей было семнадцать лет, и красота ее была  в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение»  (Марья Кириловна Троекурова)

24. « Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский)

25. «Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров)

26. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление» (Андрей Гаврилович Дубровский)

Задача учеников – отгадать героя романа по цитатной характеристике, которую зачитывает учитель. Правильный ответ оценивается в 2 жетона.

8

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

 

 

12

 

 

 

13

Конкурс

«Чьи это слова?»

27. «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет» (Кучер Антон)

28. «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкою безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему» (Антон Пафнутьич Спицын)

29. «Быть может, я буду счастливее других. У меня старушка мать, половину жалованья буду посылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, достаточный для будущей моей независимости, и тогда до свидания, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты» (француз Дефорж)

30. «Я согласилась, я дала клятву…Я не обманывала, я ждала до последней минуты…Но теперь, говорю вам, теперь поздно» (Княгиня Верейская, Маша Троекурова)

Учитель дает речевую характеристику главного или второстепенного героя романа. Задача учеников – отгадать героя. 2 жетона

14

 

 

 

 

 

 

 

15

Конкурс по иллюстрациям к роману «Картинная галерея»

31. Д.Шмаринов «На псарне у Троекурова» 1949 г.

32. Б.Кустодиев «Пожар в усадьбе Дубровского» 1923 г.

33. Е.Лансере «Дубровский» 1899 г.

34. Д.Шмаринов «Дубровский» 1949 г.

35. Д. Шмаринов «Дефорж и медведь» 1973 г.

На слайдах презентации даются иллюстрации к произведению известных художников. Задача учеников – дать название изображенному эпизоду и кратко его пересказать. Приводятся иллюстрации, с которыми ученики знакомились на предыдущих уроках. 3 жетона

16

17

18

19

20

Конкурс по теории литературы «Литературоведы»

36. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов (Композиция)

37. Часть сюжета литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала (Экспозиция)

38. Возвращение действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (Ретроспекция)

39. Отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя (Авторская позиция)

40. Основная мысль произведения (Идея)

В задание включены только те художественные приемы и изобразительные средства, которые встречаются в данном романе. 3 жетона

21

Конкурс «Придумай продолжение»

41. Как я вижу дальнейшую историю героев романа:

1) развитие истории любви Маши и Владимира;

2) Владимир возвращается в Кистеневку;

3) Троекуров раскаивается в последствиях своих действий.

Задача учеников – сочинить дальнейшую историю героев романа. Предварительная подготовка. 4 жетона

22

4.Поведение итогов викторины. Награждение победителей. Оценки за урок. Рефлексия.

5.Домашнее задание.  (Слайд 23) Письменный ответ на один из проблемных вопросов на выбор обучающегося:

1) Почему Дубровский стал разбойником? Каким разбойником он был?

2) Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?

3) Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?

                              Использованная литература:

1.      Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.П. Полухина. – М.: Просвещение, 2014.

2.      Замышляева А.Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной / авт.-сост. А.Н. Замышляева. Волгоград: Учитель, 2015.

3.      Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч.1 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.