12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Магомедова Гульяр Атаевна24
Учитель русского языка и литературы
Россия, Дагестан респ., Бабаюртовский район, село Мужукай

t1604509584aa.jpg



План-конспект урока

по русской литературе в 6 классе на тему:

«А.С. Пушкин. "Зимнее утро"»




Урок литературы в 6-м классе на тему: «А.С. Пушкин. "Зимнее утро"»

Дата проведения урока: 12.10.2020 г.

Цель урока: создать условие для продолжения знакомства с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Задачи урока:

Образовательные: - продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Развивающие: - развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение пользоваться словом;

- развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

- сформулировать навыки восприятия поэтического слова;

- сформировать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

- способствовать личностному, индивидуальному восприятию зимы;

- развивать монологическую речь учащихся и их словарный запас.

Воспитательные:

- привить любовь к литературе и поэтическому слову;

- формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- высвободить внутренние творческие силы детей, воспитывать чувство прекрасного, любовь к своему селу.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД:

- учащиеся осознали своеобразие пейзажной лирики поэта;

- совершенствованы навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста.

Личностные УУД: 

- формированы навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом и выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями;

- сформировано личностное, индивидуальное восприятие зимы;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- высвободить внутренние творческие силы детей, воспитывать чувство прекрасного, любовь к своему селу.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года», фотоработы учащихся, картины художников, выставка книг с произведениями о зиме.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний (10 мин.)

2.1. Звучит музыка.

- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка?

- Почему? (Слышали ветер, метель, завывание вьюги).

Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.

2.2. На экране появляются фотографии с изображением родного села зимой.

- Вы узнаёте эти фотографии? Что на них изображено? (Наше село. Природа нашего села зимой. Оно очень красиво)

- Так наши фотографы видят зиму в нашем селе.

2.3. Давайте найдём ключевые слова для описания данных фотографий. (деревья, снег, небо, речка).

2.4. Работа в группах:

Подберите прилагательные к слову: 1 группа – деревья, 2- снег, 3 – речка, 4 – небо.

Всё, что мы видим и слышим можно передать при помощи музыки, фотографии, кисти художника и при помощи? (слова).


ФИЗМИНУТКА (3 мин.)


Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.



2.5. Стихи о зиме (читают заранее подготовленные учащиеся 1 – 2 стихотворения)

- Соотнесите услышанные стихотворения с фотографиями и картинами. Аргументируйте свой выбор. Используйте в своём ответе сравнения из услышанных вами произведений.

3. Изучение нового материала (22 мин.)

3.1. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина.

Вспомните, с чего мы начинаем анализировать лирическое произведение?

(Определяем условно тему и идею стихотворения.)

Тема этого стихотворения — рассказ поэта о наступающем зимнем дне.

Идея — красота, прелесть зимнего утра.

Автор хотел донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким днём.

Меняется ли в стихотворении настроение? (Да.) А может быть, и содержание разное? (Да.)

Сначала автор пишет про утро, потом про вечер, затем снова про утро. И настроение меняется: прежде весёлое, затем грустное и вновь весёлое. Но если стихотворение посвящено утру, зачем Пушкин упоминает о вечере накануне, когда была страшная, ужасная метель? Не опиши Пушкин, какая страшная метель была накануне, мы не совсем поняли бы красоту наступившего зимнего утра и дня.

Рассмотрим нарисованные автором картины. Обратите внимание на первую строчку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Каков её смысл?

Обратите внимание, эта строчка вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст этой части раскрывает «чудесность» наступающего утра.

Каким настроением проникнута эта часть? (настроение радостное, восторженное, ободряющее). А как автор передает настроение?

Далее идёт описание вечера накануне. Определите настроение этой части произведения.

(Хмурое, печальное. Вьюга – злилась; небо – мутное, луна – как бледное пятно желтела; мгла -носилась; тучи мрачные, няня – печальная).

У автора грустное настроение и оно передаётся на всё, что его окружает, даже на няню.

В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Чувства его восторженные, радостные. Обратите внимание на строки: «А нынче...» В VII классе вы узнаете, что в русском языке союз а - противительный. Что это значит?

Это означает, что содержание строк противопоставлено содержанию предыдущих.

- Небеса, снег, лес, ель, речка. Блеск, треск, печь, лежанка. Снег, поля, леса, берег. Обратите внимание на то, как автор все это подает. Найдите эпитеты, относящиеся к ним. (Небеса голубые; снег блестит на солнце; лес прозрачный; речка блестит; блеск янтарный; треск веселый; печь трещит; снег утренний; берег милый.)

Почему автором использовано слово небеса, а не небо?

Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса.

Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Почему снег как ковер?

Ведь вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно, как ковер!

Почему у Пушкина «лес прозрачен», «ель зеленеет»?

От большого количества солнца и света воздух разряжён, и поэтому лес прозрачен и виден насквозь.

Сквозь его прозрачность ель-то и видна.

От солнца и «речка подо льдом блестит» и комната янтарным блеском озарена».

А кстати, что означает «янтарный»?

Янтарный — то есть желтый, солнечный.

Настроение у автора улучшается, распространяется на всё, окружающее. Автору тесно в комнате, его тянет куда-то. Куда? (На мороз и солнце, на улицу. На простор.)

Почему автора тянет на простор?

Чувства его переполняют, он летит по-утреннему (то есть чисто­му) снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милым»

Только ли берег мил автору?

Мило и дорого все, что его окружает.

Вот что делает с человеком одно обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день.

3.2. Работа в группах:

1 – художники, рисуют «свою» зиму.

2 – поэты, сочиняют стихотворение о зиме.

3 – писатели, пишут рассказ о зиме.

(Группы для данной работы формируются по желанию учащихся).

Отчёт в группах.

4. Подведение итогов урока. Оценивание учащихся (5 мин.)

Рефлексия.

- Какой для вас была встреча с зимой? С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего?

Произнесите потихоньку слово «зима», вслушайтесь в него и закончите фразу: «Зима – это…».

5. Домашнее задание ( 3 мин): Выучить стихотворение наизусть и написать небольшое сочинение на тему: «Зима в нашем селе»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.